[<10>] ====== Толкования на Иов. 30:24 ====== ===== Cвт. Григорий Двоеслов ===== **Верно, Он не прострет руки Своей на дом костей: будут ли они кричать при своем разрушении** См. Толкование на [[old:iov:30:23#svt_grigorij_dvoeslov|Иов. 30:23]] ===== Евагрий Понтийский ===== **Верно, Он не прострет руки Своей на дом костей: будут ли они кричать при своем разрушении** Все бесы научают душу [быть] сластолюбивой и только один бес печали не позволяет ей этого делать; [более того], он [даже] губит [порочные] помыслы тех, кто вступил [в пустыню], кто пресек всякое наслаждение своей души и иссушил его печалью, если действительно «//мужу печальну засышут кости//» [[old:pr:17:22|(Притч. 17:22)]]. И умеренно воюя с отшельником, он делает его искусным, убеждая его не приближаться ни к одному [из удовольствий] мира сего и избегать всякого наслаждения. Однако, укоренившись [в нас, этот бес] рождает помыслы, которые советуют душе убить саму себя, либо побуждают ее бежать подальше от места [своего подвижничества]. Это некогда помыслил и претерпел святой Иов, мучимый этим бесом: «**Аще бы возможно было, сам бых себе убил, или молил бых иного, дабы ми то сотворил**». Символом этого беса является ехидна, яд которой, даваемый человеку в умеренных дозах, уничтожает яды других зверей, а принятый в неумеренном количестве губит само живое существо, [принявшее его]. Этому бесу [Апостол] Павел предал коринфского беззаконника [[new:1kor:05:01|(1 Кор. 5:1–5)]]; поэтому он вскоре опять пишет к коринфянам: «//Окажите ему любовь, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью//» [[new:2kor:02:07|(2 Кор. 2:7–]][[new:2kor:02:08|8)]]. Впрочем, [Апостол] знал, что этот угнетающий людей дух [иногда] становится защитником благого покаяния. Поэтому святой Иоанн Креститель назвал ужаленных этим бесом и прибегающих к Богу «//порождениями ехидны//», говоря им: «//Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния; и не думайте говорит в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму//» [[new:mf:03:07|(Μф. 3:7–9)]]. Впрочем, всякий, кто, подражая Аврааму, исшел из земли своей и от рода своего [[old:gen:12:10|(Быт. 12:10)]], стал [тем самым] сильнее этого беса. //**О помыслах.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Верно, Он не прострет руки Своей на дом костей: будут ли они кричать при своем разрушении** Со смертью Иова окончится, конечно, насилие со стороны Бога (//"не прострет руки Своей"//; ср. [[old:iov:02:05|Иов. 2:5;]] [[old:iov:23:02|Иов. 23:2]]), и превращающиеяся в прах (//"при своем разрушении"//) кости не будут заявлять о притеснении. Но какая польза от этого, когда в шеоле и так все успокаиваются [[old:iov:03:17|(Иов. 3:17)]]? Таков смысл синодального чтения, не передающего мысли подлинника. По мнению Делича и других экзегетов, он должен быть переведен так: "не простирает ли руки погибающий? находящийся в несчастии не издает ли крика?" Иов уверен в неизбежности смерти [[old:iov:30:23|(ст. 23)]] и тем не менее не может не молить о помиловании. Его вопли - проявление неистребимого в человеке чувства самосохранения. **//Толковая Библия.//** [<10>]