[<10>] ====== Толкования на Иов. 31:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице** Желаешь ли также узнать о целомудрии? «**Завет**, – говорит, –** положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице**» чужой. Что, придя после того, Христос повелел [[new:mf:05:28|(Мф. 5:28)]], – в этом он пре­успел на деле. //**Беседа 4. Беседа увещательная, сказанная в храме святой Анастасии в отношении отсутствующих, и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице** Давайте тогда увидим, каким образом благословенный Иов хранится силой мудрости от человеческого, от всего, чем плоть дышит в нем изменчиво и несерьезно. Он говорит: Я положил завет с глазами моими, и потому, что он заставляет замолчать не только дело, но также и мысль о похоти в себе, дальше он добавил: чтобы даже не помышлять мне о девице. Ибо он знал, что похоть должна быть искоренена в сердце, он знал о даре Святого Духа, что наш Искупитель в Его Пришествие будет выходить за рамки предписаний Закона, и запретит Его избранным не только похотливое потворство в плоти, но и в сердце, говоря: ибо написано: Ты //не прелюбодействуй. Но я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем// [[new:mf:05:27|(Мф. 5:27-28)]]. Ибо Моисей говорит о похоти совершаемой, а Творец осуждает даже за похоть воображаемую. И, следовательно, первый Пастор церкви говорит ученикам: Посему //опояшьте чресла ума вашего, бодрствуя, и надейтесь на благодать, подаренную вам// [[new:1pet:01:13|(1 Пет. 1:13)]]. Ибо //«препоясать чресла»// плоти - это удерживать похоть от дела, но //«препоясать чресла ума»//, это сдерживать его от воображаемых радостей. Отсюда то, что Ангел, который обращается к Иоанну, описывается как //«опоясанный золотым поясом»// [[new:otkr:01:13|(Откр. 1:13)]], ибо чистота Нового Завета утверждает сдержанность похоти сердца также, Ангел, который появился в нем, пришел «опоясанный» в груди. Тот, кого золотой пояс по праву связывает, потому что тот, кто является гражданином страны Выше, оставляет все не от страха наказания, но и от любви милосердия. Теперь зло вожделения стремится появиться либо в мысли, либо в деле. Ибо наш хитрый враг, когда он изгоняется из дел, ставит своей целью осквернять тайные мысли. Потому тоже сказал змею Господь: //Ты будешь ползать на груди и животе// [[old:gen:03:14|(Быт. 3:14)]]. То есть «змей ползет на животе», когда враг, скользя по человеческим членам, подвластных ему, пробуждает похоть в виде дела; но «змей ползает на груди», когда те, кого он не может загрязнить в деле похоти, он загрязняет в мысли. Таким образом, когда один человек совершает похоть в акте дела, у этого человека змей ползет на животе. Но другой человек развлекает себя в воображении тем, как это может быть совершено, и у него змей «ползет по груди». Но потому, что через мысли мы приходим к выполнению в деле, змей по праву назван сначала «ползающим на груди» и только после этого «на животе». Следовательно, благословенный Иов, потому что он утверждал дисциплину даже в мысли, одновременно остерегался змея ползающего и на груди и на животе, говоря: **Я положил завет с глазами моими, чтобы даже не помышлять мне о девице**. Но от этой чистоты сердца, которая не может быть куплена, что еще он делает, если не переходит от самого себя к Творцу этой чистоты? //**Книги моралий Свт. Григория Двоеслова или Толкование на «Книгу Иова».**// ===== Лопухин А.П. ===== **Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице** Прежде всего Иов был настолько целомудрен, что избегал прелюбодейных помыслов. Он условился с глазами (//"завет положил"//), через посредство которых проникает в душу развращение [[old:gen:03:06|(Быт. 3:6;]] [[old:pr:23:33|Притч. 23:33)]], не бросать нечистых взоров на девицу [[old:pr:06:25|(Притч. 6:25;]] [[old:prsir:09:05|Сир. 9:5,]] [[old:prsir:09:08|8)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]