[<10>] ====== Толкования на Иов. 34:31 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 31-33 **К Богу должно говорить: я потерпел, больше не буду грешить. А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду. По твоему ли рассуждению Он должен воздавать? И как ты отвергаешь, то тебе следует избирать, а не мне; говори, что знаешь** Как я сказал, надменным свойственна такая хитрость, что они всегда готовы обсуждать свои заблуждения, когда знают, что они не заблуждаются. И опять же, они не стремятся обсуждать или рассматривать заблуждение, когда четко представляют себе, что были неправы. Они не пытаются быть, но пытаются казаться смиренными; они тогда принимают образ смиренности при обсуждении, когда само обсуждение становится для них похвалой. Но поскольку очень трудно гордости, царящей в сердце, не выдать себя голосом, то, если слушатели этих надменных людей некоторое время подождут и в молчании рассудят их слова, последующие слова быстро откроют их сердца. Ведь они не смогут долго задержаться в таком образе смирения, который они принимают лишь для видимости... Мужи праведные, когда люди с ними несправедливо обходятся, призывают суд небесный. Потому и самим блаженным Иовом говорится: //И ныне вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних!// [[old:iov:16:19|(Иов. 16:19)]]. И так как они желают лишь Ему угодить, то Его одного и ищут свидетельства. А люди порочные, отходящие от жизни праведной, иногда следуют их словам, когда их порицают за бесчестные дела; они используют как довод защиты то, что для праведников является свидетельством чистоты. Так и вошло уже в обычай у них, что, когда их кто-то пристыжает за их деяния, они ищут суда Божьего скорее, чем человеческого. Суда Божьего, даже если знают, что осуждены будут, они не страшатся, а быть осужденными людьми они стыдятся... Елиуй настолько чувствует себя невинным, что взрывается только когда его заденут, точно не зная, что невиновность защищается не временем, а разумом. Что дает его защите, если, даже ничего не причиняя молчащему, как только тот заговорит, он ответит ему неправедно? Но после того как он продемонстрирует словами свою гордость, смотри, он снова скроется под покровом заинтересованности. В продолжение он говорит: //а если ты знаешь что-то лучше, тогда говори.// Однако он не говорит «потому что ты лучше знаешь», но - //а если ты знаешь что-то лучше, тогда говори//. Уже то было верхом надменности, что он сомневался в знаниях того, кто его превосходил. Но напоказ он выставил свою смиренность, предоставив блаженному Иову возможность сказать. Как было сказано выше, все, что в делах людей надменных скрыто за их словами, выходит на свет. И как только гордость вновь проявила себя, Елиуй спешно дал знать, с какой целью он заставлял говорить блаженного Иова. //**Нравственные беседы.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 31-32 **К Богу должно говорить: я потерпел, больше не буду грешить. А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду** При Божественном Правосудии нет и не может быть места для ропота со стороны человека. Наказание должно положить конец греху, возбудить стремление и желание отстать от него [[old:iov:33:30|(Иов. 33:30;]][[old:iov:36:09| Иов. 36:9-]][[old:iov:36:10|10)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]