[<10>] ====== Толкования на Иов. 35:1 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 1-2 **И продолжал Елиуй и сказал: считаешь ли ты справедливым, что сказал: я правее Бога?** Всякий, кто говорит много, стремится свою речь так каждый раз начинать, дабы держать своих слушателей в напряжении, чтобы они старательнее молчали, ожидая как будто услышать нечто новое. Но Елиуй, завершая одно, тут же начинает другое без остановки, чтобы его многоречивость продолжалась все новыми началами. Далее: **считаешь ли ты справедливым, что сказал: я правее Бога? **Любой, кто читает текст истории, признает, что блаженный Иов не утверждал, будто он праведнее Бога. Он говорит: //Пусть Он выдвинет против меня справедливость, и суд мой одержит победу// [[old:iov:23:07|(Иов. 23:7)]]. Исследуя свою жизнь без знания причин страданий, Иов верил, что наказан ради омовения своих грехов, а не для увеличения заслуг. И он потому уверен был, что суд его одержит верх, что не обнаружил в себе такой вины, за которую мог быть низвергнут. И именно это Господь говорил о нем дьяволу: //а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно// [[old:iov:02:03|(Иов. 2:3)]]. Так чем же тогда согрешил Иов, если он, не зная тайного Божественного совета, в этих словах согласен с ним? Или какой ущерб от того, что слова наши, по разумению людей, внешне расходятся со строгостью [формул] истины, когда в самом сердце они ей привержены и согласны? Человеческое ухо слова наши воспринимает, как они звучат внешне, но суды Божьи слышат их так, как они исходят из глубины сердца. //**Нравственные беседы.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-3 **И продолжал Елиуй и сказал: считаешь ли ты справедливым, что сказал: я правее Бога? Ты сказал: что пользы мне? и какую прибыль я имел бы пред тем, как если бы я и грешил?** Из намеченных в предшествующей речи двух неправильных мыслей Иова [[old:iov:34:05|(Иов. 34:5-]][[old:iov:34:06|6,]][[old:iov:34:09| 9)]] Елиуем пока была опровергнута только одна - отрицание Божественного Правосудия. Разбору другой, - положении о бесполезности благочестия, посвящается речь настоящей главы. Иов //"правее Бога"// в том отношении, что признает необходимость воздаяния, тогда как правда Божия не делает никакого различия между добродетельными и грешниками ([[old:iov:09:22|Иов. 9:22-]][[old:iov:09:23|23]] и т. п. ), из чего и проистекает бесполезность благочестия. **//Толковая Библия.//** [<10>]