[<10>] ====== Толкования на Иов. 40:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?** См. Толкование на [[old:iov:40:01#svt_ioann_zlatoust|Иов. 40:1]] **//Комментарий на Книгу Иова.//** ---- Ты думаешь, говорит, что ради чего-нибудь другого я на­слал на тебя это несчастие, а не для того, чтобы обнаружить пред всеми твою праведность? И заметь, с какою точностью сказаны эти слова. Не сказал: думаешь ли ты, что я поступил так с тобою с иною целью, чем чтобы ты сделался пра­ведным? Ведь не несчастие сделало его праведным, оно только обнаружило его праведность. Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя, говорит, конечно, и до борьбы ты был известен, но для мира ты стал известен чрез свои несчастья, твои подвиги разнесли имя твое по всему миру. Для этого именно Я и подверг тебя испытанию, не с тем, чтобы погубить тебя, но чтобы увенчать, не с тем, чтобы посрамить, но чтобы прославить. А что ты по незлобию вышел из границ своей природы, то Я снисхожу к твоей искренности. Ведь если по незлобию кто даже и согрешит, Бог исправляет послед­ствия незлобия. Так как однако ты призвал Бога на суд, то скажи мне, на каком основании ты присвоил себе право при­зывать Меня на суд? //Где был ты, когда Я полагал основания земли// [[old:iov:38:04|(Иов. 38:4)]]? Был ли ты сверстником Творцу, чтобы призывать Его на суд? Он — прежде веков, а ты — много веков спустя. Когда я создавал землю, ты не был; когда — море, ты не был; и во всем остальном ты не принимал участия. Все творение совершилось, а тебя нигде не было. Итак, Того, кто древнее веков, Виновника творения, ты призвал на суд? Когда Я полагал меры земле, когда утверждал столпы ее, когда рожда­лось море, когда Я изводил его из чрева матери его, где был ты? Когда Я облагал землю облаками и окружал ее тучами, где был ты? Отвечает ему (Бог), как сказавшему неправильно, конечно, по незлобию, но вместе с тем и по неведению. И что делает? Не обличает его пред всеми, но как друга исправляет его наедине. **//О праведном и блаженном Иове. Слово 4-е.//** ===== Свт. Григорий Палама ===== **Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?** Что этим Господь говорит ему? – Я с тобою так поступил, испытывая твою веру в Меня, когда ты находился в добром здравии и доброй славе и благоденствии, – и ты явил себя праведным, пользуясь всем этим согласно Моей воле, когда она даровала тебе это и когда Я пожелал, распределяя и управляя этим. Я поступил с тобою так, испытывая твою веру в Меня, когда ты находился в болезненном состоянии, в бесславии и бедности, – и ты явил себя праведным, говоря: //«Аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим?»// [[old:iov:02:10|(Иов.2:10)]]. **//Омилия 32, его же омилия на 9-е воскресное Евангелие по Матфею.//** ===== Прп. Макарий Великий ===== **Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?** Стало быть, один из (видов) богооставленности случается, чтобы явлена была скрытая добродетель, как это произошло с Иовом, когда Бог обратился к нему, сказав: **«Не отвергай суда Моего, мниши ли Мя инако тебе сотворша, разве да явишися правдив»**. Ибо ты ведом Мне, видящему тайное, но не ведают тебя люди, полагающие, будто ты служишь Мне ради богатства, которое Я в обилии даровал тебе. Тогда Я забрал это богатство, дабы явить им благодарное любомудрие твое». //**Собрание рукописей типа II. Беседа 54.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?** Предшествующая речь об устрояющей всеблагой премудрости Божией implicite содержит ту мысль, что Бог не может быть неправосудным. Окончательному выяснению данной истины и посвящается вторая речь Господа. Поэтому она и начинается полным недоумения вопросом: //"ты хочешь ниспровергнуть суд Мой?.. "// Настаивая на не заслуженности своих страданий, Иов тем самым обвинял Бога в неправосудии. Но прав ли он в этом? Неужели он может выступить в роли и положении защитника высшей, чем божественная, справедливости? **//Толковая Библия.//** [<10>]