[<10>] ====== Толкования на Иов. 42:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле** //Поэтому я уничижил сам себя и истомился, и мню себя землей и прахом.// Бог говорил ему следующее: //«Неужели ты думаешь, что Я поступил с тобой иначе, чем дабы ты явился праведным;// дабы ты сказал, говорит, эти слова, а не для того, чтобы осуждать тебя». Это оправдание всего прежнего. Ибо Иов произносит это, не будучи избавлен от искушения, но, еще пребывая в страданиях, он воспел эту палинодию ((То есть «отречение от прежних слов»)). «Я считаю себя ничем, - говорит. Я произнесу оправдание прежнего; и этого я был недостоин». А что же Бог? Когда Иов осудил себя, тогда Он оправдал его. И что Он говорит? Он сказал его друзьям, что они должны искупить свой грех, и постоянно называет Иова Своим слугой. //**Комментарий на Книгу Иова.**// ---- Это раскаяние во всем прежнем. Не избавившись от искушения говорит это, а, находясь в бедствиях, воспевает песнь. «Ни во что, – говорит, – я ставлю себя, приношу раскаяние в прежнем, я был не недостоин этого». Что же Бог? Поелику он осудил себя, то Бог оправдал его. Смотри на святых мужей, как они, удостаиваясь высшего, приобретают большее смирение. Так и Авраам, когда видел Господа, сказал: //«я прах и пепел»// [[old:gen:18:27|(Быт. 18:27)]]. //**Отрывки на (книгу) блаженного Иова.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле** Стяжавшие истинную молитву ощущают неизреченную нищету духа, когда предстоят пред Богом, славословя Его, исповедуясь Ему, повергая пред ним прошения свои. Они чувствуют себя как бы уничтожившимися, как бы несуществующими. Это естественно! Когда молящийся ощутит обильно присутствие Божие, присутствие Само-Жизни, Жизни необъятной и непостижимой, тогда его собственная жизнь представляется ему мельчайшей каплею, сравниваемой с беспредельным океаном. В такое состояние пришел праведный многострадальный Иов, достигши высшего духовного преуспеяния. Он почувствовал себя **истаявшим**, как тает и исчезает снег, когда упадут на него лучи палящего солнца. //**О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле** Если в горести у него (Иова) и исторгаются какие-нибудь жалобы и какие-нибудь слова, выражающие сильную скорбь: то он тотчас смиряется перед Богом и приносит покаяние. //**Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.**// ===== Прп. Иоанн Лествичник ===== Иное душевное устроение у человека, сидящего на престоле; и иное у сидящего на гноище. По сей-то, может быть, причине и великий праведник Иов сидел на гноище вне града; ибо тогда-то, стяжав совершенное смиренномудрие, сказал он в чувстве души: «**укорих себе сам и истаях: и вмених себе землю и пепел**». //**Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадский ===== **поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле** Не должен ли и я вместе с Иовом признать себя землею и пеплом и почаще приводить себе на память мое перстное происхождение, мою смерть, когда я опять буду тою же землею. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Лопухин А.П. ===== **поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле** См. Толкование на [[old:iov:42:04#lopuxin_ap|Иов. 42:4]] [<10>]