[<10>] ====== Толкования на Ис. 1:7 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Земля ваша пуста, гради ваши огнем пожжени, страну вашу пред вами чуждии поядают, и опусте низвращена от людий чуждих** Поскольку отчаялся в исправлении, то угрожает истреблением. Но сие совершилось не во времена Исаии. Напротив того, пророчеству обычно говорить о будущем как уже о бывшем. Например: //даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта// [[old:ps:068:22|(Пс. 68, 22)]]. Ибо по уверенности в событии предсказанного, как непререкаемо имеющего исполниться, сочетается будущее с прошедшим. Случилось же сие во время плена Вавилонского. Тогда земля лишена обитателей, города сожжены огнем, и страна, в глазах оставшихся иудеев, поядена высланными из Персии поселенцами: тогда-то **вся страна** стала **низвращена от людий чуждих**. Но по высшим понятиям, по которым ветхозаветное применяется и к нам, когда отступаем от Бога нашего, //воздеваем руки наша к богу чуждему// (ср.: [[old:ps:043:21|Пс. 43,21]]), тогда бываем преданы чуждым, которые опустошают и низвращают нас. Ибо можно видеть, что все угрозы исполняются над грешниками. **Земля ваша пуста**. Землей Писание часто называет душу, приемлющую в себя семена слова, как в Евангелии научаемся из притчи Господней, что иные семена пали на добрую землю, которая удобно приемлет в себя Божественные наставления и способна к плодоношению. А душа пуста, которая не имеет в себе ни мудрости, ни разума, не живет по правде, не ходит в истине. **Гради ваши огнем пожжени.** Город есть собрание людей, которые при различных родах жизни связаны в общежитие, и он, поскольку в делах его многое суетно – дрова, сено и солома, в день суда пожигается, и общества нечестивых предаются огню. **Страну вашу пред вами чуждии поядают**, когда вторгшиеся чуждые помыслы истребляют приобретенное трудами в прежней жизни при благой деятельности, которая наполнила душу духовными плодами: любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью. Но если и в житейских делах деятельную силу души предательски предаем нечистым духам, то земля наша бывает //низвращена чуждими//, потому что мы – //Божие тяжание, Божие здание// [[new:1kor:03:09|(1 Кор. 3, 9)]]. Пока мы розги, пребывающие на виноградной лозе, приносящие Христу требуемые от нас плоды (см.: [[new:in:15:01|Ин. 15,1–2)]], дотоле Бог – наш //тяжатель//. А если отпадаем от животворящего корня, от веры во Христа, то засыхаем и бываем изринуты вон и сожжены, и //наздание// наше на учении, если живем неприлично, разрушается. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Земля ваша пуста, гради ваши огнем пожжени, страну вашу пред вами чуждии поядоша, и опусте низвращенна от людеи чуждих** **Земля ваша опустошена**. Это он не описывает, как уже бывшее, но предсказывает, как будущее. Пророки обыкновенно так поступают, устрашая слушателя и вместе с тем показывая силу своей истины. Как прошедшему невозможно не быть, так и будущему, возвещенному пророками, невозможно не случиться, если только люди, которым угрожает наказание, не раскаются. **Города ваши огнем сожжены**. Бог не совершенно истребил их, но поставил стоять остатками от варварского сожжения, которые могли бы сильнее трогать обращающих на них взоры. **Страну вашу перед вами чуждии поядают ю, и опусте низвращенна от людей чуждих**. Все опустело, как после разорения чужими. Еще тяжелее несчастие, когда люди бывают зрителями собственных бедствий, а не только по слуху узнают о них. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Земля ваша пуста, гради ваши огнем пожжени, страну вашу пред вами чуждии поядоша, и опусте низвращенна от людеи чуждих** Пророк уясняет то, что сказано было, по-видимому, с меньшей, чем следовало, ясностью. Ибо что означает изречение: //несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания// [[old:is:01:06|(Ис. 1:6)]], – это он объясняет, говоря, что земля их опустошена; города сожжены, покорены врагами и при том чужестранными, и вся страна как бы потрясена в самых своих основаниях. Не раз случалось, что Иудея опустошаема была Ассириянами и Египтянами, Сириянами и Моавитянами, Идумеянами и так называемыми Филистимлянами или Палестинцами. Но легко пострадавши и подвергшись некогда умеренным бедствиям, она при помощи Бога, Который, подвергая ее ударам, Сам и врачевал,– она опять оправлялась. Но после распятия Христа совершенно погибла, когда Веспасиан и Тит опустошили ее. Ибо тогда и случилось то, что города были преданы огню, вся страна лишена была обитателей и подпала под власть завоевателей; горестнее всего то, что земля была, так сказать, снедаема и истощаема другими перед лицом самих (Иудеев), которые смотрели на это и скорбели. Ибо если бы они отсутствовали и только слышали (о бедствиях), то это облегчило бы их скорбь. Но быть очевидцем бедствий и не иметь возможности ничем помочь, быть как бы подавленным неотвратимыми несчастиями – это невыносимо и в высшей степени прискорбно. Итак, не должно нам прогневлять Святаго Израилева, дабы не подпасть власти видимых и невидимых врагов, склоняющих нас к бесчестным страстям и ниспровергающих всякую крепость ума нашего, чтоб каким-нибудь способом опустошить несчастную душу и лишить ее всех ее плодов, так чтоб она была бесплодною и лишенною чести и оказалась приносящею терние землею, //ея же кончина в пожжение,// по изречению блаженного Павла [[new:evr:06:08|(Евр. 6:8)]]. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== Ст. 7-8 ** Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город** Исаия почти за тысячу лет видел Сион как кущу, тогда как град этот еще стоял, был украшен торжищами и был в славе. И другой пророк говорит: //Посему за вас Сион распахан будет как поле// [[old:mih:03:12|(Мих 3:12)]], предсказывая то, что ныне при нас исполнилось. Примечай же точность в пророчестве; оно говорит: **Осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город.** Ныне на местах этих везде почти огуречные гряды. **//Огласительные слова для просвещаемых.//** ===== Сщмч. Ипполит Римский ===== Ст. 7-8 **Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город** Итак, что же, разве все это уже не свершилось? Разве не исполнилось все, сказанное тобою? Разве не опустошена иудейская земля их? Разве не сожжено святилище, не разрушены стены и не разорены города? Разве страну не поедают чужие? Разве ими не владеют римляне? **//Об антихристе.//** ===== Мч. Иустин Философ ===== Ст. 7-8 **Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город** А что Иерусалим опустошен, как предсказано, вам это известно. Об опустении его и о том, что никому из иудеев не позволено будет там жить, сказано пророком Исаией так:// земля их пуста//... И вы хорошо знаете, что наблюдается вами , чтобы никто не был в нем, и что смертная казнь определена тому иудею, который будет захвачен при входе в него. **//Апология.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими** **Земля ваша пуста**, то есть земля ваша, бывшая плодородной, по вашей вине сделается бесплодной. **И гради ваши огнем пожжени пленяющих; страну вашу пред вами чуждии поядают** то есть жители, введенные и поселенные в ней Салманассаром; **и опусте низвращена от людий чуждих** подобно Содому, который запустел и лишен обитателей своих. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими** Война кипит в нашем отечестве: **города** наши **сожжены огнем**, страну нашу пред нами **съедают чужие**. Что тут мудреного? Этого следовало ожидать, этому надлежало быть: Господь родил и возвысил нас, а мы отверглись Его. То ли еще надлежало бы сделать с нами. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== ** Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими** Земля ваша опустошена, города ваши пожжены огнем, страну вашу в ваших глазах поедают чужие, и будет все пусто, как при опустошении врагами. Это отчасти исполнилось при Вавилонянах по сожжении храма, разрушении Иерусалима, когда страною десяти колен овладели Самаряне и страна обетования была доведена до такого запустения, что опустошалась львами. Полнее же и совершеннее описывается то, что будет при Римском пленении, когда всю Иудею опустошило Римское войско, и города их были сожжены, и страну их пред их глазами поедают чужие, и до конца мира продолжится опустошение Иудеев. Но иносказательно мы можем понимать это относительно грешников, которые быв преданы противным силам, ниспали из прежней святости, — что все их добро опустошается, Бог не вспоминает о прежней их праведности и все пожигается огнем диавола и служит пищею для тех зверей, о которых и в другом месте написано: //не предаждь зверем душу исповедующуюся Тебе// [[old:ps:073:19|(Пс. 73:19)]]. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими** Предшествующая метафора здесь разрешается в прямую речь. //Земля,// — собств. поля и нивы. //Все опустело//... лучше перевести: все у нас разорено, как может быть опустошена страна каких-нибудь нечестивых язычников (ср. [[old:ish:13:19|Ис. 13:19]]). //**Толковая Библия.**// [<10>]