[<10>] ====== Толкования на Ис. 1:9 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **И аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом** Если целый народ //грешен//, все людие //исполнени беззаконий//, все //сынове беззаконни// (ср. [[old:is:01:04|Ис. 1:4]]), то какое же семя осталось у Израиля и препятствует ему потерпеть то же, что потерпели Содом и Гоморра? Бывшее у Израиля //семя было семя лукавое// (ср. [[old:is:01:04|Ис. 1:4]]), оно не могло служить виной спасения, но достойно было погибели. Какое же это было семя? Не то ли, о котором сказано в обетованиях Аврааму: //тебе дам и семени твоему// (ср. [[old:gen:13:15|Быт. 13:15]])? //Не глаголет же, говорится, и семенем, яко о мнозех, но яко о единем: и семени твоему, иже есть Христос// [[new:gal:03:16|(Гал. 3:16)]]. Сие-то Семя Своим явлением в мир остановило казнь тех, которые по заслугам дел должны были претерпеть участь Содома и быть истреблены огнем и жупелом за злобу, пришедшую в меру содомской. Впрочем, и после того, как согрешили они против Христа, останок по избранию благодати спасен (ср. [[new:rim:11:05|Рим. 11:5]]); а прочие ослеплены и преданы разорению, как говорит Амос: //Разорих вы, якоже разори Бог Содому и Гоморру, и ниже тако обратистеся ко Мне, глаголет Господь// (ср. [[old:am:04:11|Ам. 4:11]]). Хотя Бог многократно угрожал и многократно прощал, но напоследок на нераскаянное сердце послал бедствия, достойные дел. Так, у одного Пророка Бог устремляется уже отмстить народу за неправду, но медлит по свойственному Себе человеколюбию. //Что тя устрою, Ефреме? что сотворю тебе, Иуда? Якоже Адаму положу тя, и якоже Севоим// (ср. [[old:os:11:08|Ос. 11: 8]]). Города же сии принадлежали к Содомскому пятиградию. Потом, по избытку человеколюбия, тотчас присовокупляет: //превратися сердце Мое в нем, смятеся раскаяние Мое. Не сотворю по гневу ярости Моея// [[old:os:11:08|(Ос. 11: 8–9)]]. Однако же когда впали они в крайнее беззаконие, тогда храм сожжен, весь город предан пламени, сами же истреблены голодом, заразой, мятежом и кознями друг против друга. Из всего Израиля спаслась только часть уверовавших во Христа, потому что избрание нашлось не во многих. Сия-то часть, став закваской для народов, соделала всех подобными себе, так что с сего времени уверовавший из язычников называется Израилем и народом Божиим и есть //иже в тайне Иудей// [[new:rim:02:29|(Рим. 2:29)]] и наследник обетований духовных. Поскольку же Содом в переводе значит уклонение, а Гоморра – мятеж, то толкование имен наводит нас на такую мысль, что если бы не пришло обетованное Семя, то нам, уклонившимся от Бога, ничто не воспрепятствовало бы впасть в совершенную погибель; и если бы не воссиял нам мир с высоты, //превосходяй всяк ум// [[new:fil:04:07|(Флп. 4:7)]], то каждый из нас был бы истреблен от собственного мятежа и от живущей в нем брани. Ибо греховные страсти и все неразумные движения обыкновенно производят в душах неумолкающую молву и неукротимый мятеж. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре** У пророков всегда в обычаи – предсказывать не только те бедствия, которые грешники имеют потерпеть, но и те, которые они достойны были потерпеть, чтобы во время самого наказания они воздавали великую благодарность Богу, испытывая наказание не соответствующее грехам, но гораздо меньшее. Так и здесь он говорит, что грехи их заслуживали не этих, исчисленных бедствий, но всецелого истребления и совершенного уничтожения всего рода их, как и случилось с содомлянами; но человеколюбие Божье не допустило быть этому, а послало наказание гораздо меньше грехов. Так как есть великое сродство между ветхим и новым заветами, то и Павел справедливо привел эти слова и сказать еще решительнее, нежели пророк [[new:rim:09:29|(Рим. 9:29)]]. В самом деле, как в то время, если бы не была великая милость Божья, все были бы истреблены, так и во время пришествия Христова, если бы не явилась благодать, все пострадали бы тяжелее тех. Но Бог оставил нам семя – разуметь спасшихся от плена. //**Толкование на пророка Исаию.**// ---- Опять апостол доказывает здесь не что другое, а именно то, что и немногие спаслись не сами собою. И они погибли бы и претерпели бы участь Содома, то есть подверглись бы истреблению, так как и содомляне погибли все без исключения, и от них не осталось даже случайного семени. И эти, продолжает апостол, погибли бы как те, если бы Бог не оказал великой милости и не сохранил их ради веры. Это произошло и во время вавилонского плена, потому что большинство иудеев были отведены в плен и погибли, а немногие только спаслись. **//Гомилии на Послание к Римлянам.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом** Когда опустошена была страна за преступление против Христа, то все же спасен был остаток Израиля, потому что Бог умилосердился и в память отцов как бы отделил этот лучший дар. Ибо (народ) не погиб всецело и не был уничтожен до оснований, но сохранился в остатках. Ибо на него были и божественные ученики и те, которые уверовали в Господа нашего Иисуса Христа; а в последние времена призваны будут и те, которые еще не уверовали. В этом удостоверит нас пророческое слово. Оно говорит так: //Зане дни многи сядут сынове Израилевы, не сущу царю, ни сущу князю, ни сущей жертве, ни сущу жертвеннику, ни жречеству, ниже явлением: и посем обратятся сынове Израилевы, и взыщут Господа Бога своего, и Давида царя своего, и почудятся о Господе и о благостех его в последния дни// [[old:os:03:04|(Ос. 3:4-5)]]. И в другом месте Бог всяческих говорит: //Что тя устрою, Ефреме; защищу ли тя, Израилю; что тя положу; яко же Адаму устрою тя, и яко же Севоим, превратися сердце мое в нем, смятеся раскаяние мое. Не сотворю по гневу ярости моея, не оставлю еже потребитися Ефремови, зане Бог Аз есмь, а не человек: в тебе свят, и не вниду во град// [[old:os:11:08|(Ос. 11:8-9)]]. Ты слышишь, как Бог обещал не поступать против них по величию гнева Своего, но обещал напротив… Ибо Израильтяне были непокорны и в пустыне, когда были уже при потоках Иордана и готовы были занять землю обетования. Поэтому Бог говорит: //яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой// [[old:ps:094:11|(Пс. 94:11)]]. Ибо пали члены их в пустыне и все истреблены, кроме Халева, сына Иефонии, и Иисуса Навина. Они вошли вместе с новым народом, перешли Иордан и получили наследие от Бога. Они были прообразом остатка Израиля, спасенного чрез послушание веры во Христа, перешедшего вместе с ними святой Иордан и имеющего унаследовать Царство Небесное. Поэтому пророк благодарит, говоря: **Аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом** [[old:is:01:09|(Ис. 1:9)]]. Так как Израиль служил идолам, убив пророков, отвергся Христа и даже лишил жизни начальника жизни, то Бог всяческих необходимо должен был осудить весь род на совершенную погибель. Но так как Он неизреченно благ, то Он сохранил остаток и тех, кои не были подобны Содомлянам, которые с целым родом и со всем домом и с самыми городами сожжены были огнем. Если кто (и из нас) привязан к нечистоте пороков и хочет скверниться неочищаемым грехом; то с ним случится то же самое. Нам вполне справедливо будет сказано: //Или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия// [[new:rim:02:04|(Рим. 2:4-5)]]. //Всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла// [[new:2kor:05:10|(2 Кор. 5:10)]]. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Мч. Иустин Философ ===== **Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре** Кроме того, они обольщают самих себя и вас, думая, что тем, которые по плоти происходят от семени Авраама, хотя бы они были даже грешниками и неверующими и непокорными Богу, несомненно, будет дано Его вечное Царство, - несправедливость чего доказывается самим Писанием. Иначе Исаия не сказал бы так: И **если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, мы были бы как Содом и Гоморра.** **//Беседа с Трифоном иудеем.//** ---- Ибо все народы были далеко от истинного Бога и служили делам рук, а иудеи и самаряне, имея преданное им через пророков слово Божие и всегда ожидавшие Христа, не узнали Его, когда Он пришел, исключая немногих, о коих пророческий Святой Дух предсказал через Исаию, что они спасутся. **//Апология.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И аще не бы Господь Саваоф оставил нам оставшегося семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом** Уподобились бы Содому и Гоморре, которые вместе с жителями их сожжены и истреблены сошедшим с неба огнем, так что от них ничего не осталось. И Иерусалим и его жители уподобились бы Содому и Гоморре, если бы не умилосердился над нами Господь и не оставил нам потомства для продолжения нашего рода. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре** Мы воссылаем к Богу молитвы свои о даровании нам победы и мира – но каковы эти молитвы? Разве дребезжание или звон голоса без участия сердечного приятны Господу, разве преклонение колен без преклонения сердца имеет цену в очах Господа? Разве кадило с благоуханием ладана обоняет Бог, и свещи, возжигаемые в храме, согревают и освещают Того, Кто во свете живет неприступном и животворит всю тварь? **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре** Это место апостол Павел подробнее излагает Римлянам, когда пишет: //глаголю убо, еда отрину Бог люди своя? да не будет; ибо и аз Израилътянин есмь, от семене Авраамия, колена Вениаминова. Не отрину Бог людей Своих, их же прежде разуми// [[new:rim:01:01|(Рим. 11:1]]-[[new:rim:01:02|2)]] и немного спустя; «//так и в это время сохранились остатки по избранию благодати Божией//» (там же [[new:rim:01:05|ст. 5]]). Из этого видно, что предшествующее, чем речь пророческая угрожала Иерусалиму и Иуде, не должно относить ко времени Вавилонского плена, а к последнему Римскому плену, когда в апостолах сохранились остатки народа Иудейского и когда в один день уверовали три тысячи, а в другой пять тысяч, и Евангелие посеяно во всем мире. Вместо Господа воинств, как мы перевели на латинский, следуя Акиле, в еврейском читается: **Господь Саваоф**, что LXX толковников, сообразно с свойством местъ переводят двояко, или Господь сил или Господь всемогущий. Следует поставить вопрос, об Отце ли говорится это или о Сыне? Несомненно, что оное, читаемое в двадцать третьем псалме: //возмите врата, князи, ваша, и возмитеся, врата вечная, и внидетъ Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь// «Саваоф» [[old:ps:023:07|(Пс. 23:7]]-[[old:ps:023:08|8)]], то есть Господь сил, Тот есть //Царь славы//, относится к Христу, Который после торжества страдания вознесся, как Победитель, на небеса. И в другом месте о Господе говорится, что Он есть Царь славы:// аще бо быта разумели, не быша Господа славы распяли// [[new:1kor:02:08|(1 Кор. 2:8)]]. Таким образом не только по Апокалипсису Иоанна и апостолу Павлу, но и в Ветхом Завете Христос называется Господом Саваофом, то есть всемогущим. Ибо если все, принадлежащее Отцу принадлежит Сыну, и как Он Сам говорит в Евангелии: //дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли// [[new:mf:28:start|(Мф. 28:1-8)]], и Моя вся Твоя суть, "и Я прославляюсь в них"; то почему не относить ко Христу и имя всемогущего, чтобы будучи Богом как Сын Божий и Господом как Сын Господа, он был и Всемогущим как Сын Всемогущего? **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.//** ===== Блж. Августин ===== **Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре** Берегись, о христианин, берегись гордости! Даже если являешься ты подражателем святых, все всегда относи к благодати, поскольку благодать, а не твои заслуги, делает так, чтобы было в тебе нечто из **небольшого остатка.** **Проповеди.** ===== Лопухин А.П.===== **Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были быто же, что Содом, уподобились бы Гоморре** **Господь Саваоф** это имя впервые встречается в 1-й кн. Цар. [[old: 1ts:01:03|(гл. 1, ст. 3 ]] и [[old:1ts:01:11|11)]]. //Саваоф// — слово еврейское (zebaoth множ. число от слова zoba), которое может значить: а) воинские отряды [[old:chis:01:03|(Чис. 1:3]]; [[old:sud:08:06|Суд 8:6]]; [[old:3ts:02:05|3 Цар 2:5)]]; б) с прибавлением //haschamaim// — //небесное воинство//, т.е. или небесные светила [[old:vtor:04:19|(Втор 4:19]]; [[old:4ts:17:16|4 Цар 17:16)]] или //воинства ангельские// [[old:3ts:22:19|(3 Цар 22:19)]]. Поэтому одни толкователи в словосочетании “Сущий — воинство” видят указание на Господа, как на национального еврейского бога войны, другие под “воинствами” разумеют совокупность творений Божиих, как проявление божественной силы, и выражение “Сущий — воинство” считают синонимом выражению “Вседержитель.” Второе толкование более отвечает общему понятию о Боге, какое дает в настоящей главе пророк Исаия: Бог является здесь, в 9-м ст., как промыслитель Израиля, оставляющий некоторый остаток от него, а не как “бог войны.” Поэтому лучше толковать словосочетание “Сущий — воинство” в смысле Вседержителя, имеющего в Своем распоряжении все существа вселенной, даже и ангельские воинства, и направляющего эти “воинства” на служение Своим высоким целям (//Глаголев А. Ветхозав. библ. учение об Ангелах.// Киев 1900, с. 238-256). **Небольшой остаток** составляли, вероятно, в глазах пророка жители Иерусалима и другие иудеи, спасшиеся от нашествия врагов. Но, кроме того, здесь, несомненно, пророк имел в виду и тот остаток святого семени, ради которого Господь щадил преступный еврейский народ. Этот //остаток// — небольшое общество истинно верующих, группировавшееся вокруг пророка Исаии [[old:is:08:16|(Ис VІІІ, 16,18)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]