[<10>] ====== Толкования на Ис. 1:15 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови** **Егда прострете руки, отвращу очи Мои от вас.** Молящиеся наружно хотя простирают руки, но не получают того, чтобы очи Божии взирали на молитву их. Но опять это обычный образ молитвы святых, как узнаем от Давида, который говорит: //воздех к Тебе руце мои// [[old:ps:087:10|(Пс. 87, 10)]] и //воздеяние руку моею, жертва вечерняя// [[old:ps:140:02|(Пс. 140, 2)]]. А Моисей, когда израильтяне по захождении солнца продолжали сражаться, держал руки распростертыми. Сюда же относится и апостольское наставление: //да молитвы творят мужие на всяцем месте, воздеюще преподобныя руки// [[new:1tim:02:08|(1 Тим. 2, 8)]]. Но, может быть, пророческое слово имеет какой-нибудь более глубокий смысл, именно о том, кто совершает дела великие, небесные и возвышенные, как о человеке, у которого деятельная сила как бы устремлена вверх, говорит, что он воздевает руки; но кто делает что-нибудь низкое, земное и подлежащее тлению, тот имеет руки, клонящиеся и опущенные книзу. Сие дает разуметь и повествуемое о Моисее, то есть поскольку и дела преуспевших не равны между собой, но иногда живут они лучше, а иногда впадают в расслабление и действуют с меньшей силой, то происходившее с Моисеем было символом человеческого состояния. //Ибо егда воздвизаше Моисей руце, одолеваше Израиль, егда же опускаше руце, одолеваше Амалик// [[old:ish:17:11|(Исх. 17, 11)]]. То есть когда ослабевает наша деятельная сила, тогда одолевают противоборствующие нам; но с возвышением и устремлением ее горе приходит в большую силу наша прозрительность, которая и называется Израилем. Заметь, что здесь не сказано: "Когда будете воздевать руки", но **егда прострете**. Ибо воздевает, кто ищет горнего, а простирает, кто просит помощи на дела телесные. Поскольку же простретие рук у младенцев к кормилицам и матерям бывает часто по привязанности к ним, то, желая показать нерасположенность молящихся, не сказал: "Егда прострете ко Мне", но просто говорит: **Егда прострете руки**, **отвращу очи Мои** и присовокупляет причину: **руки бо ваша исполнены крове**. **И аще умножите моление, не услышу вас** Да слышат слова сии те, которые не сделали в жизни ничего доброго, но думают оправдаться продолжительностью молитвы. Ибо молитвенные слова не просто полезны, но когда произносятся с усердным расположением. И фарисей по-видимому умножал моление. Но что говорит слово? //Фарисей же став, сице в себе моляшеся// [[new:lk:18:11|(Лк. 18, 11)]],– в себе, а не к Богу, ибо на себя обращал мысль, так как был во грехах гордыни. Посему и Спаситель говорит: //Молящеся же не лишше глаголите, якоже язычницы; мнят бо, яко во многоглаголании своем услышани будут; не подобитеся убо им// [[new:mf:06:07|(Мф. 6, 7–8)]]. И еще сказано: //От многословия не избежиши греха// [[old:pr:10:19|(Притч. 10, 19)]]. Итак, надобно просить Царствия Божия и правды его, а не чего-либо телесного и земного (см.: [[new:mf:06:33| Мф. 6, 33]]). По этой причине и псалом говорит: //Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни// [[old:ps:026:04|(Пс. 26, 4)]]. **Руки бо ваша исполнены крове**. Вот причина, по которой очи Божии отвращаются, когда простирают они руки. Сии самые знаки их моления служат поводом к раздражению. Если кто, убив чьего-нибудь любимого сына, окровавленные еще после убийства руки станет простирать к разгневанному отцу, прося у него правой руки в знак дружбы и умоляя о прощении, то кровь сына, видимая на руке убийцы, не к большему ли еще гневу подвигнет оскорбленного отца? Таковы ныне молитвы иудеев: когда простирают они руки, напоминают Богу и Отцу грех против Единородного Сына и при каждом воздеянии рук своих показывают, что они наполнены Кровию Христовой, ибо, оставаясь в ожесточении, пребывают наследниками убийства, сделанного отцами, по сказанному:// кровь Его на нас и на чадех наших// [[new:mf:27:25|(Мф. 27, 25)]]. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови** **И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу**. Отсюда видно, что от молитвы, даже продолжительной, не бывает никакой пользы, если молящийся остается в грехах. Нет ничего равного добродетели и молению посредством дел. **Ваши руки полны крови**, т.е. убийственны; но не сказал: убийственны, а: **полны крови**, выражая, что они делали грех занятием, и всегда усиленным занятием. И это дело благости Божьей, что, угрожая, Он оправдывается, приводить причины, почему Он и не принимает их молитвы. //**Толкование на пророка Исаию.**// ---- Но что, скажешь, если я прежде осквернил себя? Очистись. Каким же образом? Плачь, стенай, раздавай милостыню, извинись перед обиженным и через это примирись с ним; очисти язык, чтобы более не раздражать Бога. Если бы кто измаранными в грязи руками держал тебя за ноги, умоляя о прощении, ты не только не стал бы слушать его, но и оттолкнул бы ногою. Как же ты сам дерзаешь в такой нечистоте приступать к Богу? Язык молящийся есть рука, которой мы обнимаем колена Божии. **//Гомилии на Евангелие от Матфея.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Егда прострете руки ваша ко Мне, отвращу очи Мои от вас: и аще умножите моление, не услышу вас: руки бо ваша исполнены крове** См. Толкование на [[old:is:01:14#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 1:14]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== ** И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови** **Егда прострете рýки [вашя] ко Мне**. Когда во время скорбей своих с молитвой будете воздевать ко мне руки ваши, отвращу очи Мои от вас... **руки бо вашя исполнены крове** обагрены кровью умерщвленных вами пророков и святых. А в этой крови, пролитой вами, предызображена тайна и той Святой Крови, которую еще прольете вы. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== ** И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови** Бог ввергает в искушения ленивых и нерадивых, чтобы помышляли они об искушениях, а не о суетном. Творит же это Бог всегда с любящими Его, чтобы вразумить, умудрить и научить их воле Своей. И когда будут умолять Его, не скоро внемлет им, пока не изнемогут и пока твердо не уразумеют, что за нерадение и леность их приключилось с ними это... И хотя говорится это о других, но во всяком случае написано вообще об оставивших путь Господень. **//Слово 57.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло** Молитвою и воздеянием рук Моисей обратил в бегство Амалика. Посему, если не помнишь зла на брата и молишься за ближнего, который оскорбляет и огорчает тебя, то явно, что руки твои воздеты горе, к небу, и, конечно, ты получишь помощь, когда искушает и начинает преодолевать тебя диавол. А если хранишь в себе гнев на ближнего, сам нападаешь на него, порицаешь, клевещешь на человека, то, без сомнений, руки твоего внутреннего человека опущены еще долу, к земле, хотя, видно, что и руки воздеваешь, и око возводишь к Богу. И молитва твоя не будет услышана.** «Руки бо твои**, – говорит Бог, **– исполнены крове»** [[old:is:01:15|(Ис. 1:15)]] братней. Ибо что убийственнее памятозлобия? Посему послушаем Того, Кто говорит: //«Измыйтеся покаянием, и чисти будете от лукавств ваших»// [[old:is:01:16|(Ис. 1:16)]], при помощи чистой молитвы. **//Письма на разные темы. Монаху Маркеллину.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови** Вместо этого LXX и Акила перевели: //Я устал терпеть//, а Симмах: εκοπώΟην Ιλασκόμένος, то есть //утомился милуя//, чтобы показать, что Он уже не будет более миловать, потому что иное дело убивать рабов, посланных к ним, и иное — Сына. Эту мысль мы читаем у пророка Осии: «//погибель твоя, Израиль; только во Мне помощь твоя//» [[old:os:13:09|(Ос. 13:9)]]. Это так понимается: погибай, Израиль; потому что не своею заслугою, а только Моею помощию ты спасаешься. **Руки ваши полны крови.** Указывает причину, почему Бог отвращает от них очи Свои и не внемлет многократному молению: потому что они пролили кровь Праведного и, как лукавые работники, умертвили Наследника, посланного к ним. Поэтому и Спаситель говорит к ним: «//и вы исполняете меру отцов ваших//» [[new:mf:23:32|(Мф. 23:32)]]. Ибо те умертвили посланных к ним пророков, а вы умерщвляете Сына Домовладыки. Должно пользоваться этим свидетельством и против тех, которые, имея в постоянных делах своих руки полные крови, проводят дни и ночи в молитве. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.//** ===== Блж. Августин ===== **И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови** Что делаешь ты, бесстыдный и жалкий? Зачем отягощаешь себя бременем еще больших грехов? Зачем, навлекая на себя скорейший гнев Его, протягиваешь ты к Богу свои оскверненные руки как свидетельство для своего наказания? Не взирает на них Тот, Кто повелел воздвигать к Нему лишь руки святые и непорочные. Зачем молишься ты Богу теми устами, которыми незадолго до этого ты говорил злое? Хотя бы и умножилось моление этих уст, оно ненавистно Богу. **//О жизни христианской.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови** Простертие рук или воздеяние рук к небу служило у всех народов внешним выражением молитвенных воздыханий к Богу [[old:3ts:08:22|(3 Цар. 8:22]], [[old:3ts:08:54|54]]; [[old:ps:140:02|Пс. 140:2)]]. **Полны крови** Здесь по-еврейски слово кровь поставлено в числе множественном, что указывает на изобилие крови. Пророк представляет иудеев, приходящих молиться в храм, как преступников, убийц, которые не успели еще вымыть рук после соделанного ими убийства. //**Толковая Библия.**// [<10>]