[<10>] ====== Толкования на Ис. 1:16 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло** **Измыйтеся, чисти будите**. Пророческое слово сие, взятое буквально, по-видимому заключает в себе противоречие и как бы обвиняет Бога во лжи. Ибо сказал: //ктому не стерплю грехов ваших// и //аще умножите моление, не услышу вас//, а теперь, как будто уврачевать не трудно, говорит: **Измыйтеся, чисти будите**. Но в предшествовавших словах доказывается бессилие закона спасти желающих жить по закону, а в последних – указывается другой путь ко спасению; там отменяется образ жизни чувственный и по закону Моисееву, а здесь показываются начатки жизни евангельской. //Аще принесете семидал, всуе: кадило мерзость; тука агнцев, крове юнцев не хощу.// Итак, что же нам делать и что приносить? Не лучше ли, оставив вещественное служение, обратиться к праздникам и ими служить Богу? //Новомесячий ваших и суббот и дне великаго не потерплю//. Посему не должно ли нам поститься? Но постов ваших //ненавидит душа Моя//. Итак, остается молиться по-иудейски и возносить законные молитвы. Но, //аще умножите моление, не услышу вас// и, //егда прострете руки//, не преклонюсь на моления, но прогневаюсь за кровь. Что же нам делать? Как умилостивить Тебя? Как смыть с себя кровь? **Измыйтеся, чисти будите**. "Да, – говорят иудеи, – помним, что сказал Моисей об омовении. Он говорит: //"Коснувшийся чего-либо нечистого и осквернившийся да исперет ризы, и измыет тело водой, и чист будет"// (ср.: [[old:lev:11:28|Лев. 11, 28,]] [[old:lev:11:32|32]], [[old:lev:11:40|40]]). Но Пророк не сказал: "Омывайтесь после каждого осквернения" – говорит же только: **Измыйтеся**. Одно крещение, одно очищение. Там сказано: //да исперет ризы, да измыет тело водой//; а здесь говорится: **отымите лукавства**, а не грязные пятна, **от душ**, а не от одежд. Не домогайся ни //ливана//, ни //халвана//, ни //ониха//, ни //стакти// (ср.: [[old:ish:30:34|Исх. 30, 34]]), не ищи уже //юницу// совершенно //рыжу// (ср.: [[old:chis:19:02| Чис. 19, 2]]), которая бы не имела никакого другого цвета и каких едва три найдено было во все время подзаконного служения. Не постись по-иудейски, не вдавайся в праздность. Требуется от тебя одно, простое и краткое, что состоит в полной вашей власти. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Григорий Великий ===== **Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло** Это говорится Исаией: **Омойтесь, очиститесь**. Ведь после омовения не заботится быть чистым тот, кто не сохраняет беспорочность жизни после оплакивания своей жизни. Следовательно, хотя и омываются, но никоим образом не являются чистыми те, кто не прекращают оплакивать совершенное, однако вновь совершают достойное оплакивания. **//Пастырское правило.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло** **Омойтесь, очиститесь**. Почему же Он, сказав: //к тому не стерплю грехов ваших//, дает совет, и, показав, что они больны неисцельно, говорить об исправлении? Бог обыкновенно так поступает: и угрожает лишением спасения, чтобы усилить страх, и не останавливается на этом, чтобы подать добрые надежды, и таким образом, привести к раскаянию. Это каждый может видеть везде. Так Он поступил с ниневитянами не на словах, а не деле. Не обещав им ничего доброго на словах, но представив в угрозе одно только наказание. Он прекратил Свой гнев, как скоро все эти иноплеменники показали должное со своей стороны. Так опять и Давид говорит в псалме; я сказал уже, что этот псалом совершенно сходен с началом (книги Исаии). Как Исайя после угроз говорит: **омойтесь, очиститесь**, так и Давид, после слов:// "изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои"//, прибавляет: //"кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие"// [[old:ps:049:21|(Псал. 49:21,23)]], называя хвалою славословие посредством дел и исповедание Его. А чтобы они, слыша слова: **омойтесь, очиститесь**, не разумели обыкновенных очищений, пророк продолжает: **удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло**. Показывает легкость добродетели и свободу воли, так как от них самих зависело – исправиться. //**Толкование на пророка Исайю.**// ---- Итак, очистимся, как только мы сможем, омоем наши грехи. Как же мы омоемся? Так, как учит пророк, говоря: **Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло**... Видишь, что прежде мы должны сами очиститься, а затем Бог очистит нас? Ведь сначала Он говорит: **Омойтесь, очиститесь**, а затем: //как снег убелю...// Велика же сила покаяния, поскольку делает нас белее снега и руна, пусть даже грех прежде завладел нашей душою. **//Гомилии на Послание к Евреям.//** ---- Иисус и говорит, сообразно со словами пророка, что омытый уже чист. Под омытием разумеет здесь не иудейское омовение водою, но очищение совести. Итак, будем и мы чисты и научимся делать добро. **//Гомилии на Евангелие от Иоанна.//** ---- Примем же лекарство, изглаживающее наши прегрешения. Покаяние – это не то, что произносится на словах, но что подтверждается делом; покаяние, которое очищает грязь нечестия с сердца... Почему же сказано: **пред очами Моими**? Потому что одним образом видят глаза людей, а другим – око Божие... «Не совершайте, – говорит, – покаяние притворно, но пред очами Моими, видящими сокрытое, принесите плоды покаяния». **//О милостыне.//** ---- **Измыйтеся, чисти будите, отъимите лукавства от сердец ваших пред очима моима** Что значит это излишество слов в выражении? Не достаточно ли было сказать: **отъимите лукавства от сердец ваших**, чтобы показать все? Почему же прибавлено: **пред очима моима**? Потому, что иначе видят глаза людские, и иначе видит око Божие. //Человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце// [[old:1ts:16:07|(1 Цар. XVI, 7)]]. Не по виду лишь притворяйтесь кающимися, а покажите плоды покаяния **пред очима моима**, которые испытывают тайники сердца. **//Беседы о покаянии.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Измыйтеся, и чисти будете** Приводя на память их нечестивые дела, Он не теряет надежды относительно их, но обычно являет милосердие к ним по Своей благости, и не лишает их дара, предложенного Христом для всех, живущих в Поднебесной. Ибо //вси уклонишася, вкупе неключими быша// [[old:ps:013:03|(Пс. 13:3)]]. И весь мир сделался виновен пред Богом, потому что народы служили твари. Израильтяне нарушили закон, данной им чрез Моисея. Но народам воссиял Христос, и они призваны были к чудному Его свету, и те, которые были не народом, сделались народом Его. Несчастные же Иудеи с неистовством восстали против Христа и нечестиво убили Начальника жизни, хотя Он снова ожил как Бог. Но поелику Он благ и //всем человеком хощет спастися и в разум истины приити,// то Он Сам открывает путь ко спасению и повелевает отвергнуть грехи, потому что Он оправдывает даром, а не за дела закона, в особенности же чрез веру и святое крещение; посему и говорит: **измыйтеся, и чисти будете**. Это самое предызображал им и древний закон, как бы в тенях, и предвозвещал благодать, получаемую чрез Святое Крещение. Ибо негде Бог сказал к священноводителю Моисею: //Пошли Левиты от среды сынов Израилевых, и да очистиши я. И сице да сотвориши им очищение их: покропити на них воду очищения, и да взыдет бритва на все тело их, и поперут ризы своя, и чисти будут// [[old:lev:08:06|(Лев. 8:6-7)]]. А что это за вода очищения, этому может научить премудрый Павел, говоря: //Аще бо кровь козлия и телчая, и пепел юнчий кропящий оскверненныя освящает к плотстни чистоте: кольми паче кровь Христова// [[new:evr:09:13|(Евр. 9:13-14)]]. Итак, закон производил телесную чистоту чрез воду очищения; Христос же чрез Святое Крещение уничтожает в нас всякую нечистоту душевную. Ибо мы крещены Духом святым и огнем, который сожигает в нас всякий вид порока и уничтожает вещество, как бы некоторые бесполезные плевелы, потому что в этом и состоит свойство огня. Это и объясняет блаженный Павел, говоря: //верою ответ приим Ное, сотвори ковчег во спасение дому своею// [[new:evr:11:07|(Евр. 11:7)]]; в этом ковчеге немногие, то есть восемь душ, спаслись водою. //Егоже воображение ныне и нас спасает крещение, не плотския отложение скверны, но совести блага вопрошение// [[new:1pet:03:21|(1 Петр. 3:21)]]. Это же самое советует делать и самому народу Иудейскому, говоря: **омыйтеся, и чисти будете**, то есть смойте нечистоту при содействии Того, Кто оскорблен вами и оправдывает нас по милосердию и человеколюбию. А мы знаем, что божественный Петр упрекает их за то, что они убили начальника жизни и просили даровать им человека, убийцу, то есть Варавву. Впрочем, они призываются к покаянию. Ибо говорит: //И ныне, братие, вем, яко по неведению сие сотвористе, якоже и князи ваши. Покайтеся убо, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов; и приимете дар святаго Духа. Вам бо есть обетование и чадом вашим// [[new:act:03:17|(Деян. 3:17)]], [[new:act:02:38|(2:38-39)]]. **Отымите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших** Для омытия грехов достаточно спасительного и святого крещения; оно изглаждает нечистоту уже прежде совершенных прегрешений. Тем же, которые, говорю, однажды освящены, надобно, сколько возможно, беречь свои души чистыми и непорочными и помнить о Том, Который говорит: //всяцем хранением блюди твое сердце// [[old:pr:04:23|(Притч. 4:23)]]. И опять: //аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави: яко исцеление утолит грехи велики// [[old:ekl:10:04|(Ек. 10:4)]]. Ибо душу человека губят очень многие пожелания, направленные к постыдному, и прежде всего – сущий и свирепствующий в членах тела закон; потом к ним присоединяются помыслы лукавые, совершенно увлекающие присущий нам разум ко всякому виду пороков. Итак, крещенным надобно воздерживаться от всех таких зол и истреблять в душе своей лукавство, и не только в очах людей, но в очах в особенности все видящего и над всем надзирающего Бога. Ибо иногда притворяются добрыми и похищают славу доброго образа жизни, //внутрь же суть волцы хищницы// [[new:mf:07:15|(Мф. 7:15)]], по написанному. И обо всем этом, думаю, говорит Бог всяческих устами пророка Иеремии: //устами своими глаголет мирная, внутрь же себе имеет вражду// [[old:ier:09:08|(Иер. 9:8)]]. И также устами Давида: //умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы// [[old:ps:054:22|(Пс. 54:22)]]. И хотя бы (такие люди) употребили все старание, чтоб скрыть это, но //живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им// [[old:ps:002:04|(Пс. 2:4)]]. Ибо Он знает, знает сердце и внутренности. Истинно же добрый будет таким и пред Богом и пред людьми, как говорит Павел: //промышляюще добрая пред Богом, но и пред человеки// [[new:rim:12:17|(Рим. 12:17)]]. Итак, великое дело – удалить лукавство от очей Божиих. И таким именно был Нафанаил, о котором говорит Христос: //се воистину Израильтянин, в нем же лъсти несть// [[new:in:01:47|(Ин. 1:47)]]. **Престаните**, говорит, **от лукавств ваших**, то есть оставьте привычное и свойственное вам злонравие; измените свое злонравие и обратитесь к лучшему. Если же это говорил и в этом упрекал Христос Иудеев, то подумай, что сделали те, которые неистовствовали против Него, ставили сети и копали яму. Они соглашались между собою и изобретали все возможные козни против Него. Ибо они в одно время послали некоторых из своих учеников вместе с так называемыми Иродианами, которые спрашивали Его, говоря: //достоит ли кинсон Кесареви дати, или ни?// [[new:mk:12:14|(Мк. 12:14)]]; в другой раз приходят к нему и говорят: //аще достоит в субботы целити? да на Него возглаголют// [[new:mf:12:10|(Мф. 12:10)]]. Пусть послушают того, кто говорит: **отымите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших**. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Сщмч. Ипполит Римский ===== **Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло** Видишь, возлюбленный, как предсказал пророк очистительную силу крещения. Тот, кто снисходит с верою в баню возрождения, отрицается сатаны и сочетается со Христом, отвергает врага и исповедует Христа Богом, совлекается рабства и облекается в сыноположение, восходит от купели крещения светел, как солнце, и испускает лучи праведности. А что всего важнее в данном случае, так это то, что он возвращается сыном Божьим и сонаследником Христу. **//О богоявлении.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло** **Измы́йтеся, [и] чи́сти будите** не от внешних нечистот, но от злых дел своих, которые непрестанно перед лицом Моим. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло** См. Толкование на [[old:is:01:15#prp_nil_sinajskij|Ис. 1:15]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло** **Омойтесь, очиститесь**. «Вместо вышеупомянутых жертв, всесожжений, жира и крови утучненных волов и козлов, и вместо фимиама и новомесячий, субботы, праздников и постов, новолуний и других празднеств, Я хочу святости евангельской, чтобы вы крестились в крови Моей банею возрождения, что одно только может отпускать грехи. //Ибо если кто не возродится водою и духом, тот не может войти в Царство Небесное// [[new:in:03:05|(Ин 3:5)]]». И Сам Господь, восходя к Отцу, сказал: //Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа// [[new:mf:28:19|(Мф 28:19)]]. **//Комментарии на пророка Исаию.//** ----- Удалите зло помыслов ваших от очей Моих. Это же говорит Иоанн Креститель: порождения ехиднова, //кто сказал вам бежати от грядущаго гнева? Сотворите убо плоды, достойны покаяния// [[new:mf:03:07|(Мф. 3:7]]; [[new:in:03:07|Ин. 3:7)]],— чтобы получивший крещение Христово удалял зло от сердца своего и перестал поступать превратно и затем научился творить добро, сообразно с тем, что в другом месте заповедуется: //уклонися от зла и сотвори благо// [[old:ps:033:15|(Пс. 33:15)]]. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.//** ===== Блж. Августин ===== **Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло** Лицо наше должно быть омыто от той грязи, которая препятствует созерцанию Бога. **//О нагорной проповеди Господа.//** ---- Итак, представьте себя как достойное тело для такой Главы, как достойную невесту для такого Жениха. Церковь есть невеста Христа, //не имеющая пятна или порока// [[new:ef:05:27|(Еф 5:27)]]. Желаешь не иметь пятна? Сделай то, что написано у пророка. Желаешь не иметь порока? Распни себя на кресте. Ибо нужно не только, чтобы ты отмылся, но и чтобы распростерся на кресте, дабы быть //без пятна или порока//. Ведь посредством омовения удаляются грехи, а благодаря распростиранию возникает стремление к будущему веку, ради стяжания которого и был распят Христос. **//Проповеди.//** ===== Беда Достопочтенный ===== **Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло** Плохо молятся те, кто, упорствуя во грехах, бесстыдно просят Господа, чтобы Он простил им те самые грехи , которые они менее всего склонны прощать. И поэтому Он Сам упрекает их через Исаию. Давая им советы, Он показывает, каким образом они могут приблизиться к тому, чего просят. **//Гомилии на Евангелия.//** ===== Лопухин А.П.===== Ст. 16-17 **Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову** Пророк приглашает этих загрязненных преступлениями людей омыться дочиста (**омойтесь, очиститесь**!), т. е. посредством покаяния очистить свою душу, конечно, с помощью Всевышнего [[old:ps:050:09|(Пс. 50:9)]], и вперед уже не делать зла. Это — отрицательная сторона покаяния. Но, кроме того, они должны и положительно заявить о совершившемся с ними духовном обновлении: они должны начать добрые дела — защищать всех угнетенных, особенно же сирот и вдов, которые являются беззащитными. //**Толковая Библия.**// [<10>]