[<10>] ====== Толкования на Ис. 1:21 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Како бысть блудница град верный Сион полн суда! В немже правда почиваше, ныне же в нем убийцы** Чудный вопрос, выражающий сильное изумление о необычайности события: каким образом град верный и полный суда, в котором упокоевалась правда, стал блудницей и жилищем убийц? Ибо не достойно ли горького удивления, что целый город после чистоты веры впал в нечистоту блуда, когда и то странно, если одна душа, утвержденная в вере, совращается в блуд неверия? К какому же времени относится сие обвинение, если не к тому, когда город сей, сделавшись рабом лукавым и прелюбодейным, убил приникнувшую с неба и успокоившуюся в нем Правду – Христа, Господа нашего? Удивление увеличивается и необычайность делается большей оттого, что тогда именно, как явилась Правда, приумножилась неправда. И это сделал город, не познавший здравых учений о суде, ибо таково значение слов **полн суда**. Надобно же заметить, что неверие есть матерь блуда. Ибо верующий, что Бог везде, присутствует при всяком событии, пристоит при каждом действии, видит советы сердечные, допустит ли в себя дурную мысль или совершит ли злое дело? Напротив того, в предположении, что Бог или не взирает на них, или не заботится о происходящем, люди устремляются к делам нечестивым. Но иногда о Церкви (да не будет только сего сказано о нашей Церкви) говорится: **Како бысть блудница град верный Сион?** – когда она, отринув слово веры, которым вначале была уневещена, по преданию Отцов, представивших ее //единому Мужу деву чисту// [[new:2kor:11:02|(2 Кор. 11, 2)]], принимает многие и различные семена слова от осквернивших святость таинств и от всеявших учения нечестия на растление душ. И о ней справедливо будет сказано: **како бысть блудница град верный Сион?** Ибо святые Ангелы, которым вверено охранение Церквей, зная прежнее и взирая на настоящее, с удивлением скажут о них: **Како бысть блудница град верный**, своими блудодеяниями собравший убийц – убийц не тел, но душ, которые хитростью и обманом отнимают жизнь у людей простых и, как бы мечом, своим словом, с помощью мирской мудрости изощренным до правдоподобия, наносят душам смертельные раны? После сего излагается причина, по которой град, прежде верный, стал блудницей. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь - убийцы** **Како бысть блудница град верный Сион**. Этот вопрос означает и скорбь говорящего, и великую бесчувственность иудеев, и неожиданность события. Так и Павел с недоумением говорит о галатах: //"удивляюсь,… что вы так скоро переходите"// [[new:gal:01:06|(Гал. 1:6)]]. Это – вид обличения и внушения, призывающего к добродетели. Выраженное удивление и прибавление похвал к обличению делает обличение более тяжким, - потому что мы не столько порицаем тех, которые не отличаются ничем и ведут низкую жизнь, сколько тех, которые прежде оказались ревностными (в добродетели), а потом предались порокам. Называя его здесь **блудницею**, пророк разумел не разврат телесный, но неблагодарность к Богу, которая тяжелее блуда. Там унижается человек, а здесь пренебрегается Бог. Такое название употребляют как он, так и все другие пророки, - потому что Бог благоволил почитаться для этого рода как бы мужем, выражая неизреченную любовь к нему; потому они часто и говорят, как бы о муже и жене, не для того, чтобы унизить речь до грубых дел человеческих, но чтобы сравнением с предметами обыкновенными руководить слушателей к познанию любви Божьей, а вместе с тем и тронуть их позорным названием. **Верный**, т.е. благочестивый, исполненный всякой добродетели; и отсюда видно, что под блудом он разумеет не телесный разврат; иначе он сказал бы: город целомудренный, в противоположность блуднице; а теперь желая показать, что под блудом он разумеет нечестие, в противоположность ему полагает веру. **Полон суда**, т.е. исполненный правды. Опять величайшее обличение: они не только всецело предавались нечестию, но и всецело оставили добродетель, вдруг отвергнув все богатство благ и ниспадши в крайнюю бездну зол. **Правда обитала в ней**: была водворена, говорит, обитала, т.е. была насаждена, укоренена, усердно исполняема всеми гражданами. Он продолжает прежние похвалы с одной стороны для того, чтобы усилить обличение за перемену, а с другой – подать добрые надежды и показать, что им легко опять исправиться. **Ныне же убийцы**, т.е. человекоубийцы. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Како бысть блудница град верный Сион полн суда; в немже правда почиваше, ныне же (в нем) убийцы** Удивляется, каким образом совершилась столь быстрая и неблагоприличная перемена синагоги иудейской, перемена, говорю, к худшему, переход от лучшего к постыднейшему. Ибо законом Моисеевым она научаема была познанию того, что полезно, и пока она руководилась словом Божиим относительно того, что надобно делать, она была чиста, весьма славна и удивления достойна, отличалась весьма многими мужами, у которых в высшей степени богато расцвел плод праведности, и была приятна Богу. Ибо в ней были пророки и священники, блюстители правды, и народоначальники, хранившие суд и имевшие закон на языке и прославившиеся всякими добрыми и полезными нравственными качествами. Наконец она лишилась всего этого, наипаче же той древней благочестивой жизни, решилась поступать безумно, ни во что вменила благоговение и любовь к Богу, и до пришествия Спасителя поклонялась богам, которые по природе не боги, единого же истинного Бога безмерно оскорбляла блудодействами такого рода и, как бы развратная и опозоренная жена, совершила много безнравственных поступков, Иногда она предавалась чуждым вождям, которые умели приводить ее ко всему, что удаляло от Бога. Поэтому Бог всяческих обвиняет ее устами пророка Иеремии, говоря: //Видел ли еси, яже сотвори ми дом Израилев? поидоша на всяку гору высоку и под всяко древо листвяно, и соблудиша тамо// [[old:ier:03:06|(Иер.3:6)]]. И опять как бы к ней говорит: //Аще отпустит муж жену свою, и отъидет от него, и будет мужу иному, еда возвращающися возвратится к нему паки, еда непорочна будет и неосквернена жена та? Ты же соблудила еси со пастырми многими, и возвращалася еси ко Мне, глаголет Господь. Воздвигни очи твои на правоту, и виждь, где не смесилася еси: на путех сидела еси аки врана особящаяся, и осквернила еси землю в любодеяниих, и в лукавствех твоих. И имела еси пастырей многих в претыкание себе: лице жены блудницы быть тебе, не хотела еси постыдетися ко всем// [[old:ier:03:01|(Иер. 3:1-3)]]. Ибо, как я сказал, пренебрегши служением Богу, она совершила измену и отдавалась нечистым духам, служителям идолов, пастырям и учителям. Таковы, как я сказал, преступления синагоги Иудейской до пришествия нашего Спасителя. Когда же воссиял на земле Христос (ибо по написанному нам явился Бог Господь), она не покорилась Самому Воспитателю, но с большим уважением относилась к наставлениям и заповедям людей: и отвергла доброго Пастыря, могущего привести ко всему прекрасному, предалась архиереям и книжникам и фарисеям. И, таким образом, блудодействовала, хотя закон и пророки предрекли ей таинство Христа и предвозвестили, что Он некогда явится. **Како**, говорит, **бысть блудница град верный, Сион полн суда?** Он как бы так говорит: как много она имела поводов к заболеванию, но и какое изобилие было у ней духовных врачевств! И как могло случиться, что некогда бывшая верною и исполнительницею правды, та, в которой обитала правда, т.е. имел силу закон, впала в измену? Ибо сонмище воспитываемых законом было как бы жилищем для него; а теперь поселились там убийцы. Слышишь, что кроме всего другого обвиняет их в убийстве. Ибо они пролили на голову свою драгоценную кровь Христа, говоря Пилату: //кровь Его на нас и на чадех наших// [[new:mf:27:25|(Мф. 27:25)]]. Они же убивали и святых пророков, в чем обличает их блаженный Стефан, говоря: //жестоковыйнии и необрезаннии сердцы, вы присно Духу Святому противитеся. Кого от пророк не убиша отцы ваши? Якоже отцы ваши, тако и вы// [[new:act:07:51|(Деян. 7:51-52)]]. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь - убийцы** **Како бысть блудница град верный... полн суда; в немже правда почивáше?** с удивлением взывает пророк, изумляясь такой недоброй перемене, изумляясь, что город суда и правды из целомудренного сделался блудницей; город, во времена Давида бывший верным, теперь, во времена царей последних, наполнился убийцами. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь - убийцы** Еврейский глагол jdlin, вместо чего LXX перевели //уснула//, значит //и почивала и будет почивать//, то есть и прошедшее и будущее время. Поэтому и Акила и Феодотион говорят как о будущем. В пророческом духе удивляется тому, что город, который был некогда верным или вместилищем верных, вдруг сделался блудницею. Хотя это можно понимать и относительно времен Исаии; но полнее относится к страданию Христову, когда все уклонились, сделались равно непотребными [[old:ps:013:03|(Пс. 13:3)]]. И хотя в еврейском не стоит: //Сион//, однако LXX прибавили это, чтобы сделать смысл более ясным. Сион же есть гора, на которой построен город Иерусалим, который, по взятии его Давидом, назван городом Давидовым. И не сомневаюсь, что в нем были святые мужи, когда в нем была скиния Божия и последствии был построен храм, когда пророчествовали в нем Нафан и Гад, и над хорами (которые подробнее описываются в книге Дней) были поставлены Асаф, и Идифум и Еман и сыновья Хореевы, чтобы богослужение мало помалу от жертвенных приношений переходило к славословию Господа [[old:1par:25:01|(1 Пар. 25:1)]]. Таким образом город верных, который прежде был исполнен правосудия и в котором почивала правда, теперь наполнен человекоубийцами, которые умертвили пророков и самого Господа Спасителя. Любодеяние же Иерусалима, как он раскладывал голени свои всякому проходящему, изображает Иезекииль под именем Оолибы, которая переводится:"скиния моя в ней", что теперь другими словами называется: правда почивала в нем. Вместо правды в еврейском написано sedec, что более означает праведного, нежели правду, чтобы мы разумели, что прежде пребывал в нем Господь, о чем в другом месте говорится: //праведник же что coтвори? Господь во храме святом Своем: Господь, на небеси престол Его// [[old:ps:010:03|(Пс. 10:3]]-[[old:ps:010:04|4)]]. Все это можем в иносказательном смысле относить к душе мужа, бывшего некогда святым, к душе, в которой прежде обитала правда Божия, если впоследствии она будет грешить и вместо покоящегося Бога поселятся в ней человекоубийцы — демоны. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.//** =====Лопухин А.П. ===== Ст. 21-23 **Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь — убийцы. Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою; князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них** Снова упомянувши кратко о разрушении Иерусалима, пророк предсказывает ему суд Господень, в котором народ избранный очистится от своей греховности и Иерусалим снова станет городом правды. Те же, которые останутся упорными во грехах своих, погибнут, как сухие сучья в огне, от гнева Божия. **Блудницею** назван Иерусалим, как изменивший Господу, Который у пророков изображен как супруг ветхозаветной церкви или избранного народа [[old:iez:16:15|(Иез. 16:15;]] [[old:os:01:02|Ос. 1:2)]]. Жители Иерусалима нарушили верность Всевышнему и Его законам, не исполняют требований Божественной правды и разделяют даже свою привязанность между Богом истинным и другими богами (Ахаз и другие иудеи, совершавшие служение и чуждым богам). **Серебро** — символическое обозначение аристократических, правящих классов иудейского общества. Это //“серебро"// утратило все свое благородство и стало заключать в себе только одни отбросы (**изгарь**). **Вино** — (по евр. sobe лучшее, крепкое вино) или, что тоже, высший класс общества утратил свою доблесть, как хорошее вино портится от подливаемой в него воды. **Князья** — это судьи, которых пророк обвиняет во взяточничестве и жестокосердии по отношению к людям несчастным. //**Толковая Библия.**// [<10>]