[<10>] ====== Толкования на Ис. 1:22 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою** **Сребро ваше неискушено** то есть слово веры не имеет на себе ясного и подлинного отпечатка; на нем не сохранилось точное начертание царского образа. А что к такому смыслу ведет сие загадочное выражение, и что сребром Пророк называет слова веры, это доказывается многими местами, особливо же следующим: //Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли// [[old:ps:011:07|(Пс. 11, 7)]]. Итак, испытайте сокровищницы сердец своих, все осмотрите в тайных влагалищах, нет ли где подделанной драхмы, то есть переиначенного догмата, которого не назнаменовал Дух собственными Своими начертаниями веры, какие дарованы нам чрез Пророков и Апостолов, но который назнаменован людьми злокозненными, по собственному вымыслу, тайно и незаметно полагающими свою печать, людьми, вносящими в царские сокровищницы чуждые сребреники, имеющие на себе вражий образ, повреждающими великое богатство и делающими, что многие с сомнением приступают к выбору. Ибо не много честных торжников, не много таких, которые могут все подвергнуть испытанию и доброе удержать при себе, от всякого же вида зла воздержаться. **Корчемницы твои мешают вино с водою**. Выслушайте буквальный смысл сего речения вы, продающие вино, и не вводите тварь в обман. Это не такое дело, которым можно шутить, но зло, достойное самого величайшего осуждения. Но, впрочем, слово поспешает к духовному смыслу. Есть вино, веселящее сердце человека, то есть ум и владычественное в душе, это – учения Писаний, чрез святых Апостолов и Пророков преподанные нам от виночерпия – Духа – в вечное веселие. Многие, корчемствуя ими, разжижают слово водой, примешивая собственную мысль, ко вреду слушающих. Ибо, служа их удовольствиям и угождая льстивыми речами, питают их страсти на их же погибель. Ослабляя, что в Писании строго, сильно и с пользой обуздывает, и к погибели слушающих допуская какое-то невежественное человеколюбие, безрассудное извинение грехов и иное подобное, нравящееся многим, более и более расслабляют они души сластолюбцев. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Григорий Богослов ===== **Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою** Мы не способны приторговывать словом истины и мешать вино с водой, то есть учение, веселящее сердце человеческое, с учением пошлым, дешевым, влачимым по земле, пропадающим и текущим понапрасну, как делают многие. Они, чтобы от такой торговли получить и себе прибыток, беседуют с приходящими о том и о другом, так и иначе, в угождение всякому, подобно каким- нибудь чревовещателям и суесловам, для собственной своей забавы употребляют слова, из земли провозглашаемые и в землю уходящие, как будто тем более они прославляются в народе, чем больше вредят себе и губят себя, проливая кровь неповинную самых простых душ, которая будет взыскана от рук наших. **//Слово в оправдание.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою** **Серебро твое стало изгарью**, т.е. поддельное, нецельное, нечистое. **Вино твое испорчено водою** (Корчемцы твои мешают вино с водою). Так как вначале он не изобразил их нечестия в частных видах, но сказал только, что они отверглись Господа, стали семенем злым и сынами беззаконными, что могло показаться более проницанием, нежели обвинением, то здесь он исчисляет сами вины их в частных видах, и прежде всего указывает на то, что составляет первое, среднее и последнее из зол, - сребролюбие и корыстолюбие в торговле. Впрочем, некоторые, не разумея неизреченной премудрости Божьей, принимают эти слова в переносном смысле. Великий и возвышенный Исайя, говорят они, не стал бы говорить о плутовстве менял и испорченности корчемников, но **серебро** здесь означает изречения Божье и **вино** – учение, которое они искажали прибавлением собственных мнений. Я не порицаю и этого объяснения, но говорю, что другое более справедливо. Говорить о таких предметах не только не недостойно пророка, но даже весьма достойно и его и человеколюбия Божьего. И для чего много распространяться об этом? Когда Единородный Сын Божий пришел на землю, принесши с Собою высокое учение и желая насадить ангельскую жизнь, тогда и Он немало говорил о мерах и таких предметах, которые кажутся еще маловажнее этого, - о приветствиях, о сидении посреди других, о возлежании на первом месте. Эти, по видимому, маловажные дела, когда пренебрегают ими, делаются великими поводами к грехам. Если же должно исполнять это в новом завете, то тем более должно было в ветхом, когда и слушатели были более грубы, и вся жизнь их исправлялась тем больше, чем больше народ научался удаляться от всякой несправедливости, ни в чем не обманывать ближних и не увеличивать бедности нуждающихся вредным корчемничеством. От пренебрежения этим часто были разрушаемы города, владыки были низвергаемы с престолов, происходила непримиримая война; и напротив при соблюдении этого был великий мир, благоденствие и безопасность, руководствующая к добродетели. //**Толкование на пророка Исаию.**// ---- Мы не будем подражать лжеапостолам, говорящим многое от самих себя. Таков смысл слова kaphleusai, обозначающего действия того, кто разбавляет вино или продает что-то, что должно быть отдано даром. Мне кажется, что в этом месте он и высмеивает их в связи с деньгами, и намекает на то, что они смешивают свое собственное с Божьим, как я сказал. Таково обвинение Исаии, говорящего: **Торгаши твои смешивают вино с водою** . Если это даже и было сказано о вине, то не погрешит тот, кто отнесет это к учению. Мы так не делаем, говорит пророк, но мы предлагаем вам то, что нам было передано, наливая неразбавленное слово. **//Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 22-23 **Сребро ваше не искушено, корчемницы твои мешают вино с водою. Князи твои не покоряются, общницы татем, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии, и суду вдовиц не внимающии** Здесь ясно перечисляет причины перемены к худшему. И как самый искусный врач указывает заболевшим на причины болезни: так и Он, //всем человеком хотяй спастися и в разум истины приити// [[new:1tim:02:04|(1 Тим. 2:4)]], заболевшим вследствие неведения того, что прилично, изъясняет причины их страстей и пороков. Ибо, говорит, **не искущено сребро ваше**. И **негодным серебром** Он называет учение их наставников, не только не имеющее в себе добрых качеств, но и исполненное всякой мерзости; оно не только не может принести пользы слушателям, напротив, приносит вред им. Слова же наставления, преподаваемые некоторым людям подвластным, богодухновенное Писание обыкновенно называет серебром. И Господь наш Иисус Христос говорит, что Царство Небесное подобно человеку домовитому, который, намереваясь отправиться в путешествие, призвал рабов своих и одному дал пять талантов, другому же один, и отправился в путешествие. После того как они потрудились, воздавая каждому должную похвалу, говорит: //добре, рабе благий и верный//. Скрывшему же талант и совершенно ничего не приобретшему трудом говорит: //лукавый рабе и ленивый, подобаше тебе вдати сребро твое торжником: и пришед аз взял бых свое с лихвою// [[new:mf:25:14|(Мф. 25:14-29)]]. И божественный Давид поет: //словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли// [[old:ps:011:07|(Пс. 11:7)]]. Итак, неочищенное и не имеющее цены серебро, которое было у Иудеев, это – учение, преподаваемое книжниками и фарисеями; они, подобно торгашам, хотели смешивать вино с водою, то есть они предлагали неправильное и не надлежащее толкование закона; приплетая к нему некоторые свойственные им желания и привнося в него пустые и суетные измышления, они делали толкование воли законодателя не свободное от дурного и, как сказал бы кто-нибудь, не беспримесное. И приступили некогда книжники и фарисеи к Спасителю, говоря: //Почто ученицы твои преступают предание старец? не умывают бо рук своих, егда хлеб ядят. Он же отвещав, рече им: почто и вы преступаете заповедь Божию за предание ваше? Бог бо заповеда глаголя: чти отца и матерь, и иже злословит отца, или матерь, смертию да умрет. Вы же глаголете: иже аще речет отцу, или матери: дар, им же бы от мене пользовался еси: и да не почтит отца своего, или матери: и разористе заповедь Божию за предание ваше// [[new:mf:15:02|(Мф. 15:2-6)]]. Не видишь ли в этих словах ясных обличений иудейской лживости? Ибо желая следовать собственным преданиям, они лишили значения божественные законы: воображая, что они объясняют их, они примешивали к ним обветшалые и пустые предания. А начальников обвиняет за то, что они сильно страдают непокорностью и как бы гордо поднимают свою выю и не хотят повиноваться. Ибо не хотели принять веры во Христа, хотя закон постоянно возвещал им относившееся к Нему таинство и показывал его бесчисленными способами. Поэтому и Господь наш Иисус Христос говорил им: //не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу. есть, иже на вы глаголет, Моисей, нань же вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа// [[new:in:05:45|(Ин. 5:45-46)]]. Итак, они были непокорны и не хотели истолковать волю закона другим в цельном и неповрежденном виде и не оказали чести вере, предвозвещенной Моисеем, и пророками, и святыми. Ибо они не хотели внимать словам Христовым: //приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго мое на себе// [[new:mf:11:28|(Мф. 11:28-29)]]. А вследствие того, что они были жестоковыйны и непокорны, они сделались сообщниками воров, с одной стороны сочувствуя тем, которые принимают подарки, с другой – участвуя в нечестивых желаниях того. кто продал им Господа нашего Иисуса Христа, – кто был лукавым и вместе весьма жадным учеником. Начальники Иудеев были любостяжательны и в ином отношении, давая десятину с пшена и аниса и всяких овощей и оставляя важнейшее в законе – суд, милость и веру. Ибо они не оказывали правосудия сиротам и вдовицам, напротив принимая мзду от приходящих к ним, осуждали неправедно обижаемых, подавая против них самый незаконный голос. Вследствие того, что они не праведно судили и постыдно увлекались корыстью, они неистово восстали и против самого Христа. Так как они принимали дары от народа, то они не приняли господина виноградника, присвояя себе наследие, ему только приличное и подобающее. Потому именно они и убили невинного и праведного, хотя закон и говорит: //неповинна и праведна да не убиеши //[[old:ish:23:07|(Исх. 23:7)]]. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою** **Сребро твое неискушено** - на нём положено ложное клеймо. **Корчемницы твои мешают вино с водою** – чтобы взять за него более серебра. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Сребро ваше неискушено, корчемницы твои мешают вино с водою** Приняв на себя сошествие Святого Духа, Апостолы Господни сочтены были упившимися вина, и всем народам преподали истинное и неподдельное питие таин. Посему, искажающих Божественное учение, подложными и не имеющими силы наставлениями возмущающих небесные догматы, - Манихеев, Симонов, Монтанов, Новатов, Ариев, Македониев, Фотинов и их единомышленников справедливо называет Писание **корчемниками**, мешающими вино с водою, прибавляющими к неимеющей примесей премудрости Божественных слов свои вопли. //**Письма. Книга I.**// ---- Многократно дивился я перетолковывающим Божественное Писание и покушающимся более выставить собственную свою мысль, нежели мысль, в нем заключающуюся. Они, смешивая мысль беспримесную, чистую и способную увеселить душу с дурною и мутною водою своих учений, отваживаются корчемствовать Божественным. Сие-то и значит сказанное: **корчемницы твои мешают вино с водою.** Ибо, если и кажется иным, что сказано сие о корчемствующих вином в смысле буквальном (так как и это корчемство неуместно), то я, по суду истины, полагаю, что говорится здесь более о корчемствующих Божиим Словом. Ибо не сказано: корчемницы твои мешают воду с вином, что обыкновенно делают корчемники, но сказано: **вино с водою**, потому что, смешивая беспримесные и чистые понятия Священного Писания с мутными своими догматами, они искажают самое учение. //**Письма. Книга II.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою** Серебро твое обратилось в изгарь. Говорит к городу Сиону, в котором прежде почивала правда, что серебро его, то есть учение Писаний, о котором в Псалмах читаем: //словеса Господняя словеса чиста, сребро разложено, искушено земли, очищено седмирицею// [[old:ps:011:07|(Пс. 11:7)]], обратилось в изгарь, что по-еврейски называется sigim то есть ржавчина на металлах или нечистота и грязь, выжигаемая огнем,— чтобы сохранить метафору, так как сказал о серебре. Можно сказать и то, что праведные и святые мужи, прежде жившие в городе, обратились впоследствии в нечистоту греховную. Продавцы твои смешивают вино с водою. Вместо этого Симмах перевел: вино твое смешано с водою. Смысл такой: закон Божий чистый и беспримесный и состоящий, так сказать, из неразбавленной истины, искажен преданиями фарисеев, о чем Господь подробнее учит в Евангелии, что они оставили закон Божий и следуют заповедям человеческим [[new:mf:15:start|(Мф. 15)]]. И всякий учитель, обращающий строгость Писаний, чрез которую он может обличать слушателей, в снисходительность и говорящий так, чтобы не исправлять, а доставлять удовольствие слушателям, портит вино священных Писаний и подделывает по своему вкусу. Также и еретики извращают евангельскую истину превратным пониманием и служат лукавыми продавцами, делающими из вина воду, между тем как Господь наш, наоборот, превратил воду в вино [[new:in:02:start|(Ин. 2)]], и в такое вино, которому удивлялся распорядитель. Такому вину удивлялась и царица Савская на пире у Соломона, восхваляя своею речью его виночерпиев и служащих при вине [[old:2par:09:start|(2 Пар. 9)]]. И Екклезиаст таинственною речью описывает учреждения для вина и для своего обеда. Поэтому вместо вина, Акила перевел οομπόσιον, то есть пиршество которое у греков называется aπό του ποτοο (от слова: пить), а у нас правильнeе от сожития. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.//** ===== Лопухин А.П.===== **Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою** См. Толкование на [[old:is:01:21#lopuxin_ap|Ис.1:21]] [<10>]