[<10>] ====== Толкования на Ис. 1:23 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **князья твои - законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них** **Князи твои не покаряются**. Мы корчемники, мы и князи, мы первые своей непокорностью и неверием делаем, что верные грады впадают в блудодеяния. Ибо по нравам властвующих, обыкновенно всего чаще, образуются подчиненные, почему каковы вожди, таковы же по необходимости и водимые ими. Поскольку князи верного города были некогда непокорны, то и город, уподобившись им и перестав быть верным, впал в блуд. Не будем же непокорны мы, и неверие наше да не возобладает! **Князи твои не покаряются** – очевидно, что не покоряются Богу, уклоняясь от Него и не пребывая в заповедях Его. А в числе заповедей было –// и руце оттрясать от даров// (ср.: [[old:is:33:15|Ис. 33, 15]]), и не ходить заодно с татями. Но они по сребролюбию, для гнусной корысти, сделались **общницы татем**. Под **татями**, конечно, разуметь должно не тех только, которые подрезывают карманы или крадут платье в бане, но также и тех, которые, предводительствуя войском или приняв начальство над городами и народами, иное отнимают тайно, а другое открыто берут с насилием. А если признаваемый начальствующим в Церкви берет что-нибудь у подобных людей, или для собственного своего употребления, под предлогом подобающей ему по предстоятельству почести, или под видом снабжения бедных в Церкви, то и он бывает общником татьбы. Ибо, когда надлежало обличить, усовестить, отклонить крадущих от несправедливости, он охотно простирает руку за подарком и ублажает крадущего. Кого надлежало тем более ненавидеть, чем более крадет, того готов он хвалить, ухаживая за ним, сопровождая его, не отходя от его дверей и касаясь тех рук, которыми расхищал он все как наедине, так и всенародно. Поступая таким образом, по всей справедливости называемся **общницы татем**. Нам надлежало бы попрать беспорядки целого мира и его призраков, когда видим, что в судилищах большие тати наказывают малых, а мы за что ненавидим рабов, в том им удивляемся; первых убегаем, потому что они тати, а на последних взираем с изумлением, потому что они чрез татьбу разбогатели. В чем еще обвиняются князи? **Любяще дары**. Весьма отчетливо сказано:** любяще дары**, а не приемлюще дары. Ибо в последнем случае охуждалось бы и то, что при житейских взаимностях дается правильно. Но: **любяще дары**, то есть преданные пожеланию брать. Вина же князей в том, что священную любовь расточают на тленное и земное. Ибо Господа Бога любить должно всей силой, какую имеем для любви, а также должно любить ближнего, любить и врагов, чтобы сделаться нам совершенными, подражая в благости Небесному Отцу, Который// солнце Свое сияет на злыя и благия// [[new:mf:05:45|(Мф. 5, 45)]]. А на иное расточать силу любви не позволено. Если же худо – любить что-нибудь, кроме сказанного, то любить сребро так, как обязан человек любить Господа Бога, то есть //всем сердцем своим, всею душею своею и всею мыслию своею// (ср.: [[new:mf:22:37|Мф. 22, 37]]), значит не Богу работать, но работать мамоне, воздавая сребру ту меру любви, какой обязаны мы Богу. Посему-то любостяжание делается идолослужением, ибо Господу Богу приносимые дары приносит оно земному. Итак, нам заповедано не любить даров, чтобы мы ради них приходящим с дарами не стали дозволять многое из запрещенного. Вообще же пророческое слово не позволяет нам ни любить таких даров, ни иметь к ним страстной привязанности и, напротив, дозволяет допускать их приношение как необходимость. Ибо требование – любить всем сердцем – делает невозможным удаление любви на другой предмет. Как в сосуде, наполненном какой-нибудь жидкостью, сколько вытекает вон, столько по необходимости недостает до полноты, так и в душе, сколько расточается любви, к чему не должно, столько по необходимости оказывается недостатка в любви к Богу. Ибо кто однажды начал любить сребро, тот изливает на сие всю любовь свою. Ибо //любяй сребро не насытится сребра// [[old:ekl:05:09|(Еккл. 5, 9)]]. **Гоняще воздаяние**. Самая важная вина князя, если он скор на мщение и придумывает все способы огорчившим его воздать равное. Ибо как научит он другого не воздавать никому злом за зло, когда сам употребляет все меры, чтобы отомстить и нанести огорчение причинившим вред, не подражая в кротости Давиду, который говорит: //аще воздах воздающим ми зла// [[old:ps:007:05|(Пс. 7, 5)]], не помня сказанного у Иеремии: //Благо есть мужу, егда возмет ярем в юности своей; сядет на едине и умолкнет, яко воздвигну на ся; подаст ланиту свою биющему, насытится укоризн// [[old:pier:03:27|(Плач. 3, 27–28]], [[old:pier:03:30|30)]]? Что же сказать о заповедях Господа? Сколько пренебрегут их гонящие воздаяние? Господь говорит: //аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую// [[new:mf:05:39|(Мф. 5, 39)]]. Итак, виновен всякий гонящий воздаяние, а тем паче, если кто делает это по начальнической власти. Он должен на самом деле быть для народа учителем касательно благ терпения. Какое подлинно величественное, дивное и едва не превышающее человеческую природу зрелище, если человек, много злословимый, а иногда вытерпевший удар в ланиту, перенесший много других оскорблений от тех, которые словом и делом хотят довести его до крайнего бесчестия, не вскипает гневом, не востает на отмщение, но, став кротко и без гнева, молится за обидчика, чтобы прощен был ему всякий прежний грех, чтобы и впоследствии удостоился он надлежащего Божия попечения и перестал быть наглым! А ныне мы, начальствующие, сверх прочих грехов, погрешаем и в этом, гоняще воздаяния: не только воздаем равной мерой, но отомщаем с преизбытком; раздражаемся, не только когда нас оскорбляют, но и когда не оказывают нам чести; почитаем врагами тех, которые нам воздают менее чести, нежели сколько сами признаем себя достойными. **Сирым не судящии и суду вдовиц не внимающии.** Прочее о сиротах и вдовицах сказано уже выше. А здесь обрати внимание на слово не внимающии. Какое высокомерие выражает оно в начальнике, представляя, что он превосходит жестокостью и судию неправды (ср.: [[new:lk:18:06| Лк. 18, 6]])! Тот сколько ни был в других случаях несострадателен, однако же, по неотступности вдовы, хотя после многих просьб, внял суду, избегая того, чтобы она не стала утруждать его больше. А о сих князьях говорится, что они во всяком случае не хотят внять суду вдовицы. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **князья твои - законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них** **Князи твои не покоряются**. Это – знак величайшей болезни и развращения, когда сами врачи усиливают болезни. Начальники должны удерживать беспорядочные действия народа, располагать его к исполнению долга, делать покорным закону; если же они сами первые нарушают законы, то как они могут быть учителями других? Выражение: **не покоряются** значит не повинуются закону, не соблюдают заповедей, – как и Павел обличая говорить: //"как же ты, уча другого, не учишь себя самого?"// [[new:rim:02:21|(Рим. 2:21)]]. Когда испорчен корень, тогда чего доброго можно ожидать от ветвей? **Общницы татем**. Еще важнее вина, когда они не только не прекращают преступлений, но стараются делать напротив, не только преследуют воров, но и содействуют им, делая зло, совершенно противоположное добродетели начальника. **Любяще дары**. Другой немаловажный вид сребролюбия, который имеет благовидное основание, но под предлогом благосклонности означает крайнее корыстолюбие. **Гоняще воздаяние**: злопамятны в отношении к своим врагам, мстительны в отношении к оскорбившим их, что составляет величайший вид злобы. Потому не только в Новом, но и в Ветхом Завете он осуждается с великой силой. **И злобы**, говорит пророк, //"зла друг против друга"// не помните //"в сердце вашем" (кийждо брата своего да не помните в сердцах своих//) [[old:zah:07:10|(Зах. 7:10)]]. От этого зла должен быть чистым и народ, а тем более начальник, который в составлении приговора подсудимым должен быть свободен от вражды, чтобы пристань не сделалась для них подводным камнем. **Сирым не судящи**, т.е. не покровительствующие, так чтобы они получили справедливое. **И суду вдовиц не внимающи**. Надо заметить, что не только делать зло, но и не делать добра, – считается пороком. Так и в новом завете, не питавшие алчущего, не за то, что они похищали чужое, но за то, что не раздавали своего нуждающимся, отсылаются в огонь геенский; подобным образом и эти здесь осуждаются не за то, что предаются корыстолюбию и злоупотребляют властью, но и за то, что не подают помощи нуждающимся. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Князи твои не покоряются, общницы татем, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии, и суду вдовиц не внимающии** См. Толкование на [[old:is:01:22#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 1:22]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **князья твои - законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них** **Князи твои не покаря́ются, óбщницы татéм** то есть тем, которые кладут ложное клеймо на серебро и мешают вино с водой. **Гоняще воздаяние** ибо, как говорит пророк, любят они брать дары, домогаются подарков с того, кто еще не дал. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **князья твои - законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них** **Князья твои** неповинующиеся, сообщники воров. Вместо повинующихся, Акила перевел: отступающие, а Симмах: уклоняющиеся. Князьями же называет книжников и фарисеев, которые, отступив от Господа или, вернее, оставив стезю истины, пошли превратным путем и стали сообщниками предателя и вора Иуды. Этого же должно остерегаться и нам, чтобы, получая дары от людей века, собирающих богатства чрез ограбление и слезы несчастных, не быть названными не столько самими ворами, сколько сообщниками воров, и чтобы не было сказано нам: //видел еси татя и тем еси с ним, и с прелюбодеями участие твое полагал еси// [[old:ps:049:18|(Пс. 49:18)]]. **Все любят подарки, гоняются за возмездиями.** В списке пороков перечисляются и те, которые любят подарки. Не сказал: которые принимают, ибо это часто бывает по необходимости, но: которые считают друзьями только тех, от которых получают подарки, и обращают внимание не на уста друзей, а на руки, и тех считают святыми, у которых опустошают кошелек; о них и Екклезиаст говорит: «любящий деньги не насытится деньгами» [[old:ekl:05:09|(Еккл. 5:9)]]. Такие люди гоняются за возмездиями, так что превозносят тех, от которых что-нибудь получили, или во всяком случае дают что-нибудь только тому, от кого сами надеются получить. Вместо возмездий Симмах перевел: воздаяния или отмщение, — что виновны и те, которые воздают злом за зло, зуб за зуб, око за око [[old:ish:21:start|(Исх. 21)]] и не подражают оному Давидову: //аще воздах воздающим ми зла// [[old:ps:007:05|(Пс. 7:5)]], и Иеремии, говорящему о праведнике: //подаст ланиту свою бьющему, насытится укоризн// [[old:pier:03:30|(Плач. 3:30)]], чтобы уподобиться евангельскому мужу, которому говорится: //бъющему тя в ланиту подаждь и другую// [[new:lk:06:29|(Лк. 6:29)]]. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.//** ===== Лопухин А.П.===== **князья твои - законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них** См. Толкование на [[old:is:01:21#lopuxin_ap|Ис.1:21]] [<10>]