[<10>] ====== Толкования на Ис. 1:26 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== ** и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: город правды, столица верная** **И приставлю судии твоя якоже прежде.** Почему, миновав царей, Пророк упомянул о судьях, хотя и между царями были некоторые, с похвалой начальствовавшие над народом? Или потому, что правление судей было свободнее, сообразовалось с природой и народ жил тогда по своим законам, признавая царем одного Бога; а цари поставлены впоследствии по собственному их неразумию. Почему надлежало, чтобы облагодетельствованные возвратились в блаженное состояние. И поэтому Бог, даруя им свободу, обещал приставить не царей, а судей. //Ибо не бяше царя во Израили, но кийждо, еже право пред очима его, творяше// (ср.: [[old:sud:17:06|Суд. 17, 6]]). Или поскольку по пришествии истинного Царя не царей уже было время, то обещал дать судей, подобных прежним, то есть учеников Господа, о которых сказано: //сядете на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома// (ср.: [[new:mf:19:28|Мф. 19, 28]]). **И советники твоя яко от начала.** Опять и здесь, сохраняя им свободу, говорит, что даст им не повелителя, но советника. Ибо царю свойственно давать приказы подчиненным, а советнику – посредством совета убеждать в полезном. Ибо не всякий имеет достаточные силы сам собой найти, что нужно. Посему благодеющий Бог дает советников, а не властителей. **И по сих наречешися град правды, мати градовом, верный Сион.** Пророк показал, какой конец имеют частные благодеяния. Ибо вместо града убийц – **град правды**, и вместо града блудницы – **мати градовом**, то есть и другим городам подаст пример целомудрия. И опять град верный, каким был до осквернения блудом. Так украшенная приличными ей украшениями, то есть советниками и судьями, Церковь во Христе может быть названа мати градовом, потому что она как бы высылает от себя какие-то поселения для жизни по Богу. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== ** и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: город правды, столица верная** **И опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале**. Здесь он говорит о возвращении из плена. После истребления неисцельно больных, после исправления способных к раскаянию, он благовременно прилагает и остальной вид врачевания – предстоятельство хороших начальников и общество добрых советников, чтобы, при уврачевании тела лекарствами и при отличных врачах, части города пришли в благосостояние во всех отношениях. Действительно, немаловажный вид благодеяния – получить добрых начальников. **И по сих наречешися град правды, мати градовом, верный Сион.** Но мы не находим, где бы прилагалось такое название к городу Иерусалиму. Что же можно сказать на это? То, что он говорит здесь о названии, выраженном делами. Это не мало поможет нам, когда иудеи потребуют от нас объяснения имени Еммануила. Если Исаия сказал, что Христос будет назван таким именем, а между тем Он нигде так не назван, то мы можем сказать им, что пророк назвал Его по значению дел Его. Так точно и здесь. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И приставлю судий твоя якоже прежде, и советники твоя яко от начала; и по сих наречешися град правды, мати градовом, верный Сион** См. Толкование на [[old:is:01:25#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 1:25]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== ** и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе; город правды, столица верная** **И восставлю судии твоя якоже прежде** – как во времена Давидовы. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: город правды, столица верная** См. Толкование на [[old:is:01:25#prp_ioann_kassian|Ис. 1:25]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: город правды, столица верная** См. Толкование на [[old:is:01:25#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 1:25]] **//Комментарии на пророка Исаию.//** ===== Лопухин А.П. ===== ** и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе; город правды, столица верная** **Судьи как прежде.** Так как здесь речь идет об Иерусалиме, то судьями в прежнем роде пророк называет лучших правителей из династии Давидовой и их министров (ср. [[old:ier:33:15|Иер 33:15]] и cл.). **Столица верная**, т.е. настоящий столичный город теократического государства, где в точности соблюдается закон истинного царя — Господа. Такой столицей Иерусалим, конечно, должен стать в последние времена мира: это — новый Иерусалим, который видел в Откровении святой Иоанн Богослов [[new:otkr:21:02|(Откр 21:2)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]