[<10>] ====== Толкования на Ис. 1:28 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **всем же отступникам и грешникам - погибель, и оставившие Господа истребятся** **И сокрушатся беззаконнии и грешницы вкупе**. После того как достойные восстановления в первоначальное состояние спасены с судом и с милостью, совершенно беззаконные и пребывающие во грехе **сокрушатся вкупе**, и одни – за то, что //осуетишася помышлении своими// [[new:rim:01:21|(Рим. 1, 21)]], а другие – за то, что //преступлением закона Бога безчествуют// (ср.: [[new:rim:02:23|Рим. 2, 23)]]. Беззаконны же те, которые не покоряются Божиим законам, потому что или отступили от них, или и не начинали их исполнять; а грешники – те, которые //волею согрешают по приятии разума истины// (ср.: [[new:evr:10:26|Евр. 10, 26)]]. Но, может быть, Бог и в тех, которым благодетельствует, сокрушает ветхого их человека, чтобы они ходили во обновлении жизни. Посему //жертва Богу дух сокрушен// [[old:ps:050:19|(Пс. 50, 19)]]. Ибо сокрушается дух мира сего, произведший грех, да //дух прав обновится во утробе// (ср.: там же, [[old:ps:050:12|12]]). Сокрушается также //мышца грешника// (ср.: [[old:ps:036:17|Пс. 36, 17]]), то есть деятельная сила греха,// да взыщется грех его и не обрящется// [[old:ps:009:36|(Пс. 9, 36)]]. Подобно и следующее место: //Аз убию и жити сотворю, поражу и Аз исцелю// [[old:vtor:32:39|(Втор. 32, 39)]]. Ибо убиет худо живущего, чтобы по очищении худой жизни даровать ему новую. Для того **сокрушатся беззаконнии и грешницы вкупе**, чтобы они перестали быть неподчиняющимися и преслушными. **И оставившии Господа скончаются**, то есть не будет более совершаем этот грех – оставлять Господа. Подобно сему сказано в псалме: //Да скончается злоба грешных// [[old:ps:007:10|(Пс. 7, 10)]], как если бы кто приглашал врача прекратить болезнь у недужных или искусством своим остановить распространение гнилости. Но скончание это вовсе не означает совершенного уничтожения, останавливает же только известное действование в действующих. Ибо Павел, пророчествуя фессалоникийцам о сыне погибели, сказал:// егоже Господь Иисус убиет духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего// [[new:2sol:02:08|(2 Сол. 2, 8)]]. Если убиение (άνάλωσις) есть совершенное уничтожение, то как же упразднится уже не существующий? Но очевидно, что ложь в беззаконнике уничтожится духом уст истины, и таким образом упразднится он явлением пришествия Христова. Многократно уже замечали мы, что истребляются пороки, а не самые существа, в которых они были, как видно из следующих мест: //и путь грешных погубит// [[old:ps:145:09|(Пс. 145, 9)]], и //путь нечестивых погибнет// [[old:ps:001:06|(Пс. 1, 6)]]. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **всем же отступникам и грешникам - погибель, и оставившие Господа истребятся** **Всем же отступникам и грешникам - погибель**. Это третий вид благодеяния, состоящий в том, что не будет ни одного соблазнителя и обольстителя, но будут истреблены учители зла. **И оставившие Господа скончаются**: а нечестивые, говорит, погибнут. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И сокрушатся беззаконнии и грешницы вкупе, и оставившии Господа скончаются** См. Толкование на [[old:is:01:25#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 1:25]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **всем же отступникам и грешникам - погибель, и оставившие Господа истребятся** А высказанное в следующей главе, что в день суда беззаконников и грешников не должно щадить, а они должны быть сожжены вечным огнем, кто может вынести? Запрещаешь ты милосердию Божию и прежде дня судного судишь о приговоре Судии, чтобы, если бы Он соблаговолил пощадить беззаконников и грешников, то не мог бы по твоему предписанию сделать этого? Ты говоришь: «В Псалме 103 написано: //Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более// [[old:ps:103:35|(Пс 103:35)]]; и у Исаии: //Будут гореть беззаконники и грешники вместе, и те, которые оставляют Бога, будут истреблены// [[old:is:01:28|(Ис 1:28)]]». А не знаешь ты, что угроза Божия выражает иногда милость? Ибо не говорит Он, что они будут сожжены вечным огнем, а что они исчезнут от земли и перестанут быть беззаконниками. Иное дело - что погибают навеки и сжигаются огнем вечным. И Исаия, из которого ты представляешь свидетельство, говорит: «//Будут гореть грешники и беззаконники вместе//», но не прибавляет «вовеки». **И оставившие Бога, истребятся.** Он говорит это о собственно еретиках, которые оставляют правый путь веры и **истребятся**, если не захотят возвратиться к Господу, Которого оставили. **//Беседы против пелагиан.//** ----- См. Толкование на [[old:is:01:27#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 1:27]] **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 28-31 **всем же отступникам н грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся, Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе; ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды. И сильный будет отрепьем, и дело его — искрою; и будут гореть вместе, — и никто не потушит** Пророк в кратких словах изображает участь, ожидающую всех упорных грешников, но облекает свои мысли по этому вопросу в форму, наиболее понятную для людей его времени. **Дубравы** — по евр. elim — дубы или вообще высокие и тенистые деревья, которые и доселе пользуются особым, суеверным, почтением на востоке. **Сады** — точнее рощи, в которых у иудеев совершалось служение идолам [[old:4ts:16:04|(4 Цар 16:4)]]. Иудеи, чтители дубов, сами станут похожи на дубы, но только засохшие, или же на лишенные всякого орошения сады. Сильный человек, иудей, если даже он крепок, как дуб (ср. [[old:am:02:09|Ам 2:9]]), станет сухой, дряблой паклей, а его дело или изделие; т.е. идолы — искрой. Последнее выражение указывает на то, что идолослужение погубит иудеев, как одна искра, попавшая в сухую паклю, производит пожар. //**Толковая Библия.**// [<10>]