[<10>] ====== Толкования на Ис. 1:31 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **И сильный будет отрепьем, и дело его - искрою; и будут гореть вместе, - и никто не потушит** **И будет крепость их яко стебль изгребия, и делания их яко искры огненныя**. Из сего явствует, что для каждого будут дела его причиной мучительности наказания, потому что сами себя приуготовляем к тому, чтобы стать годными к сожжению, и, как **искры огненные**, возгнетаем в себе душевные страсти для возгорения геенского пламени, как и палимый жаждой в пламени богатый (см.: [[new:lk:16:19|Лк. 16, 19–31]]) томим был за собственные свои удовольствия. Ибо по мере приемлемых нами в себя стрел лукавого подвергаемся большему или меньшему жжению. **И сожгутся беззаконницы и грешницы вкупе, и не будет угашаяй.** В другой уже раз в пророчестве поставлены вместе беззаконники и грешники. Выше:// И сокрушатся беззаконнии и грешницы//, а здесь: **и сожгутся…** Никто не обольщай себя невежественными словами: "Хотя я и грешник, но христианин, потому не впаду в геенну, где идолослужители. Мне поможет самое имя христианина, если и преступил я Христовы заповеди". Ибо слышишь: **сожгутся беззаконницы и грешницы вкупе**. Для тех и других одна причина сожжения: в тех и других –** стебль изгребия**, то есть жизнь, удобно возгорающаяся и легко приемлющая в себя пламень; в том и другом по праву зажигает душу искра, которая теперь как бы таится еще в пепле, поскольку закрыта оболочками плоти, но возгорится от Божия суда в день отмщения, раздуваемая и воспламеняемая обличениями. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И сильный будет отрепьем, и дело его - искрою; и будут гореть вместе, - и никто не потушит** **И буде крепость их яко стебль изгребия**. Прежние сравнения взяты, чтобы показать безобразие, а это – слабость; все они весьма понятны, заключают в себе весьма ясный и выразительный смысл. **Яко стебель изгребия**, т.е. слабы. И деяния их как искры огненные. Здесь он показывает, что зло – внутри их, что они сами себе причинили плен и воспламенили печь. Как упавшие искры производят огонь, так совокупные грехи их воспламенили гнев Божий. **И сожгутся беззаконницы и грешницы вкупе, и не будет угашаяй**. Опять Он угрожает им лишением спасения по той же самой причине, не для того, чтобы они отчаивались, но чтобы возбудить в себе живой страх, оставили свою великую беспечность; притом указывает здесь и на нечто другое, на непреодолимую силу свою, на то, что когда Он наказывает и отмщает, тогда никто не может противостать и прекратить бедствия. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И будет крепость их яко стебль изгребия, и делания их яко искры огненныя, и сожгутся беззаконницы и грешницы вкупе, и не будет угашаяй** Премудрый Соломон сказал, что всякий связывается узами своих собственных грехов. Это изречение истинно. Ибо каждому из нас собственные грехи причиняют погибель и навлекают на нас наказания праведного гнева. Это и испытали на себе Израильтяне. Ибо они измыслили себе лжеименных богов и возложили на них надежду, что при помощи их могут победить врагов. Но это самое послужило для них только огнем и дровами. Ибо они за этот грех преданы огню, и притом неугасаемому, то есть ужасным и непрестанным бедствиям, потому что никто не помогает им. И это Он объясняет нам, говоря: **и будет крепость их яко стебль изгребия, и делания их яко искры огненныя**. И будет, говорит, мужество их как отребие, то есть пища огню и трут, и дела рук их как искры огня, бросаемые в них. Итак, сожгутся беззаконницы и грешницы вкупе. Посему не нужно оскорблять Бога и делать это.... Ибо самые дела наши и будут огнем для нас и пищею огня, тогда как добрые дела поступающих праведно несомненно приобретают похвалу, славу и жизнь. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И сильный будет отрепьем, и дело его - искрою; и будут гореть вместе, - и никто не потушит** **И будет крепость их яко стебль изгребия (льна)** – то есть крепость непокорства их, – **и делания их, яко искры огненныя,** - которые упадают в изгребие, и всё обращается ими в пепел. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И сильный будет отрепьем, и дело его - искрою; и будут гореть вместе, - и никто не потушит** И будет сила ваша, как пепел пакли. Вместо пепел Симмах перевел άποτίναγμα — вытрясенное, выброшенное, так как когда чешут паклю, то выбрасывается все негодное. Следовательно вся сила и гордость грешников и беззаконников Израиля, оставивших Господа и потому истребленных, которые приносили жертвы идолам и покраснеют за сады, которые они избрали, — будут обращены в хлопья пакли, быстро пожираемые пламенем. Ибо следует: и дело ея, то есть силы вашей или идолослужения, в котором вы блуждали, истребит малая искра. И будет гореть то и другое вместе: и не будет никого, кто погасил бы. То есть знание Иудеев и все дела, которые они совершают, или и идол, и Иерусалим, в котором был идол: и когда Господь зажжет, то никто не будет в состоянии погасить. Все это мы можем также понимать и относительно противных учений, — что и учители и ученики одинаково, погибнут и все дело их будет пищею огня. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.//** =====Лопухин А.П. ===== **И сильный будет отрепьем, и дело его - искрою; и будут гореть вместе, - и никто не потушит** См. Толкование на [[old:is:01:28#lopuxin_ap|Ис.1:28]] [<10>]