[<10>] ====== Толкование на Ис. 2:5 ====== ===== Свт. Василий Великий===== **И ныне, доме Иаковль, приидите, пойдем светом Господним** Второе призвание, приглашающее облагодетельствованных к совершеннейшему. Ибо кто взошел на гору Господню, простер взор выше земного, тот, как бы приобщившись чистейшего озарения, может сретить Божий свет, просвещающий душевные очи к созерцанию блаженных и мысленных видений и Божественных умозрений. Подобное сему сказано у Псалмопевца: //Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся// [[old:ps:033:06|(Пс. 33, 6)]], ибо не постыдятся те, на которых //знаменася свет лица Господня// (ср.: [[old:ps:004:07| Пс. 4, 7]]). А //делаяй злая ненавидит света// [[new:in:03:20|(Ин. 3, 20)]]. Но поскольку дом Иаковль обучение закону почитал достаточным светом и себя в самообольщении признавал //вожда быти слепым, света сущим во тме// [[new:rim:02:19|(Рим. 2, 19)]], то пророческое слово, исправляя их неведение, говорит: **приидите** и **пойдем** не светом закона и Пророков, но **светом Господним**. Полезны и светильники, но до солнца; приятны звезды, но только ночью. А если смешон, кто при солнечном свете зажигает пред собой светильник, то гораздо смешнее, кто при евангельской проповеди остается в законной сени. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **"О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем** Окончив пророчество о Церкви, пророк переходит опять к историческим событиям, как бы продолжая ход речи. Так обыкновенно поступают пророки: не только сжатостью сказанного, но и видом последовательности они прикрывают пророчество. Потому он и не оканчивает речи совершенно, но, как бы простирая одну какую-нибудь цепь, опять переходит к вразумлению иудеев и говорит:** О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем**, т.е. по заповедям Его, по закону Его. //"Заповедь есть светильник,"// говорит премудрый, //"и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни"// [[old:pr:06:23|(Прит. 6:23)]]. Также Давид говорит: //"заповедь Господа светла, просвещает очи"// [[old:ps:018:09|(Пс. 18:9)]]; и еще: //"слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей"// [[old:ps:118:105|(Пс. 118:105)]]. И везде, как всякий может видеть, закон так называется. Так и Павел говорит: //"и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд"// [[new:rim:02:19|(Рим. 2:19–20)]]. Подлинно, не так лучи солнца руководят наши очи телесные, как заповеди закон просвещают зрение душевное. Таким образом пророк, желая показать, что еще прежде воздаяния и наград заповеди доставляют нам вознаграждение при самом их исполнении, назвал их светом. Как глаз при самом освещении светом получает пользу, так и душа при самом повиновении закону получает величайшие плоды, очищается, освобождается от порока и восходит к самой добродетели; напротив того, преступающие закон, еще прежде наказания, получают наказание в самом преступлении, находясь в положении более жалком, нежели сидя во тьме, испытывая страх, терпеть и угрызения совести, и в самый полдень боясь и страшась всех знающих и ничего не знающих. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 5-6 **И ныне, доме Иаковль, приидите, пойдем светом Господнем. Остави бо люди своя дом Иаковль** Достаточно устрашивши предвозвещением страшных бедствий, пророк не допускает, чтоб оскорбившие Бога погибли от отчаяния. Он внушает, что к тем, которые покаются, Бог будет милостив, и тем, которые хотят отстать от постыдных дел и обратиться к лучшему, Он откроет опять путь ко спасению и, не помня зла, примет их, как бы много и тяжко они ни согрешили. Поэтому весьма искусно вплетая в обличения слово утешения, говорит: **и ныне, доме Иаковль, приидите, пойдем светом Господним**. Думаю, что пророку весьма уместно здесь обратиться со словом к Израильтянам, чтоб они внимали словам Христовым: //дондеже свет имате, ходите во свете, да тма вас не имет// [[new:in:12:35|(Ин. 12:35)]]. А свет – Он Сам; об этом Он ясно сказал: //Аз есмь свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный// [[new:in:08:12|(Ин. 8:12)]]; а проповедь Его, то есть евангельская, по всей справедливости может быть названа светом Господним. Он как бы так говорит: будем жить благочестиво, будем предпочитать славу жизни, сообразной с Евангелием, отвергнем то, что в образах, и оставим сень, приложим письмена Моисея в истину и примем спасительный свет. Поелику похваляясь своими предками по плоти. Иудеи высоко поднимали голову, как народ любимый ради них, называющийся уделом и наследием Божиим, народом святым и избранным; то они по глупости думали, что они служат для Бога предметом постоянной заботы и любви, хотя совершали много ненавистного для Него, хотя ни во что ставили закон, хотя презрительно относились к нему и не приняли пришествия Спасителя, то есть не приняли благодати домостроительства во плоти. Поэтому желая показать, что Бог не так относится к ним, пророк говорит: **остави бо люди своя дом Израилев**. То же говорит Бог всяческих и чрез другого пророка, изобличая надменность Иудеев и показывая им их безумие; ибо, говорит, они возжелали полей, грабили сирот и овладевали их домами и величались Господом, говоря: //не Господь ли в нас есть? не приидут на ны злая. Сего ради вас деля Сион якоже нива изорется, и Иерусалим яко овощное хранилище будет, и гора дому якоже луг дубравный// [[old:mih:07:11|(Мих. 7:11-12)]]. Если же вы, говорит, не хотите вместе с нами ходить во свете Господнем, то есть, если не хотите принять проповеди о Христе и отвращаетесь от просвещения Его, то и Он совершенно оставит народ Свой. И об этом-то ясно сказал им Господь наш Иисус Христос: //Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побиваяй посланные тебе, коль краты восхотех собрати чада твоя, якоже кокош собирает птенцы своя под криле, и не восхотесте? Се оставляется вам дом ваш пуст// [[new:mf:23:37|(Мф. 23:37-38)]] и устами пророка Иеремии: //оставих дом мой, оставих достояние Мое// [[old:ier:12:07|(Иер. 12:7)]]. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Мч. Иустин Философ ===== Ст. 5-6 **О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем. Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова, потому что они многое переняли от востока: и чародеи у них, как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении** Так и здесь нам следует разуметь два семени Иуды и два рода, как два дома Иакова: один - рожденный от крови и плоти, другой - от веры и Духа. **//Беседа с Трифоном иудеем.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И ныне, доме Иаковль, приидите, пойдем светом Господним** **Прииди́те, пóйдем светом Господним**, то есть в законе Господнем. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем** После призвания язычников и явления горы Господней на верху гор, пророк обращается к народу своему, то есть к народу Иудейскому, называющемуся домом Иакова, и увещает их, чтобы пребывавшие во мраке заблуждения приняли свет истины и ходили во свете Господа. И некоторым образом он поет оное Давидово: //приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся// [[old:ps:033:06|(Пс. 33:6)]]. Ибо всякий, творящий зло, ненавидит свет и не приходит к свету, чтобы не обличились дела его Вы же, дом Иаковлев, дом народа моего, приидите со мною и вместе будем ходить во свете Господа: примем евангелие Христово, просветимся от Того, Кто говорит: //Аз есмь свет миру// [[new:in:08:12|(Ин. 8:12)]]. И сказав это к народу иудейскому, видя нераскаянность сердца их и душу, весьма упорную в неверии, Исаия делает обращение к Господу и говорит: «Поэтому я увещеваю их, чтобы они пришли к Тебе и насладились со мною светом Твоим, так как Ты оставил за грехи народ Свой, бывший некогда домом Иакова». **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.//** ===== Блж. Августин ===== Ст. 5-6 **О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем. Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова, потому что они многое переняли от востока: и чародеи у них, как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении** Вот, тот же самый пророк Исаия предвозвестил, что будет уготована гора во главе гор, к которой придут все народы, поскольку не от горы Синай для одного народа, но от горы Сион и из Иерусалима для всех народов предстояло произойти закону и слову Божию. Мы видим, что это со всей очевидностью исполнилось на Христе и христианах. Что же значит, когда немного ниже пророк говорит: **О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем?** Здесь вы, конечно, скажете, как обычно: «Это говорится о нас». Но остановитесь на минуту: говоря, что вам хотелось бы, вы услышите также и то, что вам не хочется. Ведь пророк продолжает и говорит: **Но Ты отринул народ Твой, дом Израиля.** Здесь скажите: «Это говорится о нас», здесь признайте, что это – вы, и извините нас, напомнивших вам об этом. Пусть, возлюбленные, слушают это иудеи с благодарностью или же с негодованием, а мы, когда можем, станем проповедовать это с любовью к ним. Не будем гордо превозноситься над отломившимися ветвями, но лучше помыслим о том, Чьей благодатью мы со столь великим милосердием привиты к этому корню. **//Против иудеев.//** ===== Лопухин А.П. ===== **О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем** Ввиду такого обращения всех народов к свету истинной религии, пророк призывает и дом Иакова, т.е. иудеев, происходящих от Иакова, ходить во свете Господнем, т.е. жить так, как учит закон Всевышнего. //**Толковая Библия.**// [<10>]