[<10>] ====== Толкование на Ис. 2:7 ====== =====Свт. Василий Великий===== **И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его** **Наполнися бо страна их сребра и злата, и не бяше числа сокровищ их**. Таков грех богатолюбия, что поставлен в списке столь важных грехов! Наряду с волхвованием и чадами иноплеменничьими, рожденными во Израили, может быть, от умножения блуда, считается и наполнение страны сребром и златом. Ибо душе благочестивой богатство служит средством делать добро чрез любообщительность, а душе сластолюбивой и плотолюбивой обращается оно в пособие роскоши. Нищета – наставница благочестию; и богатство – повод к наглости. Если же излишество имущества поставляется в вину целому народу, то да размыслят обогащающиеся, чем они оправдаются в избытке собственных своих имуществ. А если думает кто, что обогащающийся по какому-либо предлогу, почитаемому благовидным, не грешит, тот пусть вспомнит евангельскую заповедь, которая ясно воспрещает собирать себе сокровища на земле (см.: [[new:mf:06:19|Мф. 6, 19]]). **И наполнися земля их коней, и не бяше числа колесниц их.** Везде видим, что святые гнушались употреблением коней как в делах ратных, так и в других житейских нуждах. Почему и здесь к прочим обвинениям причисляется и употребление коней. Богу угодно было, чтобы иудеи зависели от Его помощи, а не надеялись в войне на собственные свои приуготовления; а потому повелевает: //да не умножиши себе коней// (ср.: [[old:vtor:17:16|Втор. 17, 16]]). Обвиняемые же Пророком приобрели себе такое множество коней, что не было им числа. Но должны мы или принять сие за преувеличение, или заключить, что слова **не бяше числа колесниц** сказаны по обычаю Писания не исчислять, чтО худо или почему-либо не стоит уважения. Ибо заметь, что в книге Числ не перечисляются ни жены, как немощные, ни дети, как малозначительные, кроме первородных и сынов Левитских, ни рабы, как не стоящие уважения, ни рожденные от смешения с иноплеменниками, как чуждые. Так, думаю, и колесницы, как худое приобретение, поставляются вне числа. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его** Но какое преступление, скажет кто-нибудь, иметь деньги, приобрести коней, особенно в то время, когда было немного расположения к любомудрию? Что же мы скажем на это? Пророк осуждает не обладание ими, но настроение воли, употреблявшей их не так, как должно. Как тогда, когда он говорит: //горе крепким// [[old:is:01:24|(Ис. 1:24)]], он не власть осуждает, но худо пользующихся властью, так точно и здесь он укоряет не за то, что они приобрели богатство, но за то, что собирали его с великим избытком и сверх нужды. **И не бяше**, говорит, **числа сокровищ их**. И не это только, но и то, что они, гордясь богатством и силою коней, мало-помалу уклонялись от надежды на Бога, как и в другом месте говорил им пророк: //"горе надеющимся на силы свои и хвалящимся множеством богатства своего"// [[old:ps:048:07|(Пс. 48:7)]]; и еще в другом месте:// "не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила"// [[old:ps:032:16|(Пс. 32:16)]]; и еще в ином псалме говорит: //"не на силу коня смотрит Он, не к [быстроте] ног человеческих благоволит, - благоволит Господь к боящимся Его"// [[old:ps:146:10|(Пс. 146:10–11)]]. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Наполнися бо страна их сребра и злата, и не бяше числа сокровищ их: и наполнися земля их коней, и не бяше числа колесниц их** Говорит, что у них еще есть два весьма постыдных порока – сребролюбие и гордость. Что сребролюбие есть корень всех пороков – об этом ясно засвидетельствовал премудрый Павел. А что высокомерие есть порок, ненавистный Богу, это ясно всем. Ибо написано, что //Господь гордым противится, смиренным же дает благодать// [[new:iak:04:06|(Иак. 4:6)]]. Кто не видит, что у тех, которые стремятся к обогащению, встречается всякий вид зла? Ибо таковые скопляют деньги посредством роста и прибылей, посредством стяжательности и несправедливости, посредством хищничества и обмана: а с богатством неразлучны надменность и большая наклонность предаваться непристойным и весьма отвратительным удовольствиям. Ибо где роскошь, там всегда пиршества, пьянство, блуд и похоти и всякий вид невоздержания. Кто из благомыслящих не возненавидит надменного, презирающего слабейших, высоко поднимающего чело свое, пренебрежительно смотрящего на тех, которые находятся в бедности, не умеющего сочувствовать страдальцам, не удостаивающего сожаления тех, которые живут в нужде и трудах, и, наконец, забывающего о том, что он сам прах и пепел? Поэтому Бог наш, любящий добродетель, обвиняет и весьма справедливо, как тех, которые преданы ненасытному корыстолюбию, так и тех, которые ездят на конях, и тех, кои опутаны сетями честолюбия. Говорит, что страна их наполнилась конями, что не тот или другой страдает гордостью, но как бы вся страна поражена болезнью, и это зло распространено во всех, и он обличает за это нарушителей закона и тех, которые не хотят повиноваться Богу, ясно изрекшему: //аще же внидеши в землю, юже Господь Бог твой дает тебе в жребий, и приимеши ю, и вселишися на ней и речеши: поставлю князя над собою, якоже и прочии языцы, иже окрест мене: поставляя да поставиши над собою князи, егоже изберет Господь Бог твой// [[old:vtor:17:14|(Втор. 17:14-15)]]. Далее говорит о том, кто поставлен (князем): //обаче да не умножит себе коней, ниже да возвратит людей во Египет, яко да не умножит себе коней// [[old:vtor:17:16|(16)]]. И к этому еще прибавляет: //и сребра и злата да не умножит себе зело// [[old:vtor:17:17|(17)]]. Поэтому обличает как преданных ненасытной страсти к скоплению богатств, так и тех, которые увеличивают у себя число коней. По всей вероятности, обличение касается главным образом тех, которые имеют в руках своих власть, как людей, от которых преимущественно пред другими следовало бы ожидать почтения к божественным законам и которые должны бы обличать тех, кои преступают закон. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его** **И наполнилась земля серебра и золота, и нет конца сокровищам ея**. Между прочими пороками земли дома Иаковлева перечисляется также множество золота и серебра. Вместе с волхвованиями и гадателями, конями и колесницами, которые Бог запретил умножать царям Израилевым, вместе с идолами, которые суть дела рук человеческих, осуждается корыстолюбие. Поэтому Господь заповедует в Евангелии, чтобы мы не собирали себе сокровищ на земле и не делали хранилищ, из которых вор может похитить, и в заключение прибавляет: //не можете Богу работати и мамоне// [[new:mf:06:24|(Мф. 6:24)]]. Известный же отрывок стишка: скупой нуждается всегда, пророк прекрасно выразил другими словами, говоря: **и нет конца сокровищам ея**. Не потому, что сокровища не имеют конца, но потому, что дух владеющих не насыщается. Этими словами порицаются за корыстолюбие оба народа, и Иудеи и Римляне, о чем сообщает история как греческая, таки латинская, свидетельствуя, что нет народа корыстолюбивее Иудеев и Римлян2. Поэтому и установлен закон о взятках1, и ежедневно видим исполнение оного апостольского: //проповедая не красти, крадешь// [[new:rim:02:22|(Рим. 2:22)]]. Вора — судью слушает и осуждает судья более ворующий, над другим постановляя приговор о самом себе. **И наполнилась земля его конями и колесницы его неисчислимы**. Ибо недостойно исчисления то, чем владеют вопреки повелению Божию. Поэтому и в Псалмах говорится: //лож конь во спасение// [[old:ps:032:17|(Пс. 32:17)]], и в Исходе: //коня и всадника вверже в море// [[old:ish:15:01|(Исх. 15:1)]], и в другом Псалме: //сии на колесницах, и сии на конях: мы же во имя Господа Бога нашего призовем// [[old:ps:019:08|(Пс. 19:8)]]. Можно разуметь здесь и то и другое, — что и народ Иудейский, вопреки заповеди Божией, умножил себе коней и колесницы, и земля Иудейская наполнилась конями и колесницами победителей. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его** Увлечение внешним блеском государства было заранее осуждено еще Моисеем. И пророк Исаия обличает здесь евреев за то, что они из-за денег готовы стали на все, не отрицая самого права на обогащение (ср. [[old:os:02:08|Ос. 2:8]]). //**Толковая Библия.**// [<10>]