[<10>] ====== Толкование на Ис. 2:8 ====== =====Свт. Василий Великий===== **и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их** **И наполнися земля мерзостей дел рук их**. Языческие обычаи, начавшиеся волхвованиями, усилившиеся от сребролюбия и привязанности к коням, довели до идолослужения. Оттого что не хотели просить советов у Бога, а стали внимать волхвованиям, оттого что надеялись на множество коней, которые //ложь во спасение// (ср.: [[old:ps:032:17|Пс. 32, 17]]), а не на Могущего сокрушить брани, естественным образом дошли они до того, что земля их наполнилась мерзостей. Посему всякий поступок, противный здравому разуму,– мерзость пред Богом. Как слабые желудком и склонные к позыву на рвоту не терпят гнусных зрелищ, например, извержения излишеств, зловонных струпов и тому подобного, так и дела нечистоты – мерзость Святому. Поскольку в собственном смысле идолов обычно Писанию называть мерзостью, то и всякие негодные представления, наподобие живописных картин напечатлеваемые в душе, суть мерзости, наполняющие страну, то есть всю область разумной части в душе. **И поклонишася тем, яже сотвориша персты их**. О верх безумия – признавать Богом, что сделал сам человек, и не видеть нелепости такого дела! Ежели дивишься веществу, то почему не кланяешься необработанной меди или камню? А если дивишься ему по причине искусства, то кланяйся рукам своим, которые дали веществу образ, или тем орудиям, которыми ты обделывал. Какое же неразумие – и в то продолжение времени, в которое был вырезан или отлит кумир, не взять на размышление того, что делаешь! Ибо сие означают слова: **и поклонишася тем, яже сотвориша персты их**. После этого человек принужден будет выбрать одно из двух: или не иметь у себя Бога, пока не сделает его сам, или сказать, что прежний состарился, почему и нужен стал другой. Но проклят всяк человек,// иже сотворит изваяние// или //слияние, дело рук художника// (ср.: [[old:vtor:27:15|Втор. 27, 15]]). //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их** Пророк, как мудрый врач, высказывает причину недуга и источник болезни. Намереваясь обличить их в нечестии, он предварительно показал причины болезни: сребролюбие, высокомерие, незаконные связи, объяснив то от этого они мало-помалу впали в бездну погибели и стали поклоняться идолам. Потом, осмеивая такое их служение, прибавляет: **дел рук их**. Действительно, что может быть смешнее того, когда человек делает бога? **Мерзостию** же Писание обыкновенно называет идолов; потому и //мерзостью запустения// называется истукан, поставленный в храме. //"Итак, когда увидите,"// говорит Господь, //"мерзость запустения,… стоящую на святом месте: читающий да разумеет"// [[new:mf:24:15|(Мф. 24:15)]]. Желая отклонить их от привязанности к предметам чувственным, Бог запрещал им делать всякое изображение и называл это// мерзостью//, чтобы далеко отвести их от нечестия. Чувствовать омерзение значит чрезмерно ненавидеть что-нибудь, как нечистое, как проклятое. Таким образом //мерзостью// в Писании называется достойное ненависти и отвращения. А всякий идол таков. //**Толкование на пророка Исаию.**// ---- Но какое преступление, скажет кто- нибудь, иметь деньги, приобрести коней, особенно в то время, когда было не много расположения к любомудрию? Что же мы скажем на это? Пророк осуждает не обладание ими, но настроение воли, употреблявшей их не так, как должно. Как тогда, когда он говорит: //Горе крепким// [[old:is:01:24|(Ис 1:24)]], он не власть осуждает, но худо пользовавшихся властью, так что и здесь он укоряет не за то, что они приобрели богатство, но за то, что собирали его с великим избытком и сверх нужды. **//Гомилии на пророка Исаию.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 8-9 **И наполнися земля мерзостей дел рук их, и поклонишася тем, яже сотвориша персты их: и преклонися человек, и смирися муж, и не претерплю им** Опять обличает их в духовном любодеянии и в том, что они покланялись многим лжеименным богам, и показывает, что они дошли до высшей степени нечестия, достигли предела всякого зла и обнаружили крайнюю неверность Богу, Который все знает, все сохраняет и всему подает жизнь. Следует сказать, что они некоторым образом оскорбили природу человека, унизивши ее до крайности. Ибо Бог всяческих почтил человека тем, что сотворил его собственными руками; он сотворен не вместе с другими тварями, словом, подобным тому как: //да будет твердь, и бысть тако, но взял Господь персть от земли и сотворил человека, по словам премудрого Моисея, и он сотворен был по образу и подобию Божию и поставлен был как бы начальником над всем, сущим на земле, и сверх этого почтен был духом жизни; ибо вдуну в лице его дыхание жизни// [[old:gen:02:07|(Быт. 2:7)]]. Таким образом, //человек в чести сый неразуме// [[old:ps:048:13|(Пс. 48:13)]], по написанному; ибо служил изваяниям и, как говорит пророческое слово: **поклонишася тем, яже сотвориша персты их: и преклонися человек и смирися муж**. Это было оскорблением и для самого Бога и для природы человека. Ибо хотя они и могли по красоте тварей в известной мере познавать Творца их: //невидимая бо Его, от создания мира твореньми помышляема, видима суть, то есть вечная Его сила божество// [[new:rim:01:20|(Рим. 1:20)]], но они этого не сделали; а оказывая почтение камням и поклоняясь камню, они, несчастные, наносили оскорбление по естеству Господу и Богу и Творцу всяческих, и не разумели, что этим, разумеется, они оскорбляли и свою собственную природу, потому что человек превосходнее деревьев и камней. Поэтому, справедливо негодуя, Творец вселенной говорит: **преклонися человек и смирися муж и не потерплю им**. Этим Он выражает непреклонный гнев свой, как будто двумя этими действиями он по справедливости подвигнут на гнев против них, т, е. что они, оскорбили божественное величие и весьма обесчестили свою собственную природу. Говорит, что наполнена земля мерзостями их, и тем намекает на то, что число тех, которые виновны в отступничестве, не мало, но очень велико, и что у них не один вид идолопоклонства, но что каждый из них покланялся тому, что ему кажется богом: **и множество идолов разных видов наполнило всю их землю**. Поэтому устами пророка Иеремии сказано: //по числу градов твоих беху бози твои, Иудо, и по числу путей Иерусалимских постависте олтари студныя, олтари на каждение Ваалу//. Итак, тяжело и невыносимо для Бога это творение идолов, как чувственных, так и духовных. Ибо сатана страшно и многоразличными способами опустошает души людей, призраками, возбуждаемыми в их уме и сердце, а иногда образами идолов вводя их в грех и располагая их к постыдным и непристойным удовольствиям. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их** Где некогда был храм и религии Божия, там помещена статуя Адриана и идол Юпитера. Многие видят в этом толкование на то свидетельство, которое читаем в Евангелии: //егда же узрите мерзость запустения, стояшу на месте святе// [[new:mf:24:15|(Мф. 24:15)]]. **И пред делом рук своих преклонились**: и человек, разумное существо, стал поклоняться меди и камню. Есть и такие, которые толкуют это об Иудеях, что все это они делали до плена Вавилонского, и потому были оставлены Богом. Поэтому и стоит в конце отдела: посему не отпускай им. Можем в иносказательном смысле сказать и то, что всякое учение, противное истине, поклоняется делам рук своих. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.//** ===== Магн Аврелий Кассиодор ===== **и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их** Суетность есть общее название пороков, но собственно суетным называется то, что явно оказывается чуждым Богу. Ибо как упование на Бога обеспечивает приносящую плоды прочность, так и уклонение от ведущего к Нему пути приводит к тленной суетности... Итак, обвиняются те, которые воспылали отвратительнейшей любовью к идолам; эти слова нужно считать порицанием, как если бы пророк сказал: почему вы любите суетность, из-за которой гибните? Ибо мы должны любить полезное, а не вредное, поскольку то, из-за чего нас поражает наказание вечного осуждения, следует скорее проклинать. **//Изъяснение Псалмов.//** ===== Ориген ===== **и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их** //Может ли человек сделать себе богов// [[old:ier:16:20|(Иер 16:20)]]. Люди не только делают себе богов из статуй, но ты обнаружишь, что они делают себе богов из мысленных образов. Ибо такие люди могут вообразить себе иного бога и творца мира, иного, наряду с тем, о котором написано Духом, домостроительного мира, наряду с истинным миром. Все они //сделали себе богов,// и они **поклоняются делу рук своих** [[old:is:02:08|(Ис 2:8)]]. Таковы, я думаю, либо те из греков, которые порождают мнения такой вот философии, либо среди еретиков первые, порождающие это мнение. Они-то и делают себе идолов и мысленные образы для души и, обращаясь к ним, поклоняются делу своих рук, ибо принимают за истину собственные измышления. **//Гомилии на Книгу Иеремии.//** ===== Лопухин А.П. ===== **и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их** Идолы по евр. clilim, т.е. ничтожество. Слово это, вероятно, представляет собою унизительное название с отношением к названию истинного Бога. //**Толковая Библия.**// [<10>]