[<10>] ====== Толкование на Ис. 2:9 ====== =====Свт. Василий Великий===== **И преклонился человек, и унизился муж, — и Ты не простишь их** **И преклонися человек, и смирися муж**. Думаю, что Пророк сказал сие из сожаления, не терпя в людях унижения их достоинства. Он говорит: **преклонися** для поклонения идолу **человек** – досточестивейший из животных земных, вчиненный между разумными существами, почтенный после Ангелов образом Божиим, силой ума своего изобретший искусства. Кто познал все земное, силы растений, корней и плодов, не убоялся моря, изучил естество воздуха, происхождение ветров, положение звезд, их движения, расстояния, времена соединений, устройство, примечаемое на земле, общество, законы, ратное дело, искусства, необходимые для жизни и служащие к украшению и напоказ,– тот повергся пред идолом, как будто требует от него спасения – одушевленный от бездушного, разумный от бесчувственного. Кому подручны звери, подчинены для служения все бессловесные твари Самим покорившим их нам Богом, Который даровал нам Свой образ, в том и состоящий, чтобы господствовать над животными, живущими в воде и на суше,– тот не с каким-либо бессловесным, превосходящим его силой, но с подобием одного из бессловесных животных, или какой-нибудь безобразной жены, или самого гнусного мужчины не смеет стать наравне, но со страхом склоняется пред ним к земле, недостойный воззреть и на небо за грех против неба. **И преклонися человек, и смирися муж**. Новое приращение зла, что муж – первенствующий в роде, совершеннейший по разумению, могущественнейший в деятельности – забыл собственное свое достоинство и смиряется пред идолом; тот, кто – образ и слава Божия, имеет главою своей Христа, **смирися** пред идолом. Вот что значит слово **муж**. И это в бедствии самое тягостное. Если бы смирились отрок или жена, то извинительно было бы сие, одному по возрасту, а другой по естественной немощи. А теперь **смирися муж**, чтО превышает всякую меру стыда. **И не претерплю им**. Какая угроза! Уже не о вечном ли наказании сказано сие: **не претерплю им**? Ибо пока волхвовали, пока умножали себе чад иноплеменничьих, пока были пристрастны к сребру, привязаны к коням, оставались еще надежда и ожидание прощения. Но поскольку впали в крайнее зло – в идолослужение и, не сознавая собственного своего достоинства, воздают идолу божескую честь, то** не претерплю**. И в этом Благий поступает благодетельно. Поскольку прощение служит поводом к разврату, то **не претерплю им**, чтобы скорбь довела их до необходимости вспомнить о Боге. Таким образом, то, что Бог не потерпит, есть не гибельная угроза, но спасительное вразумление. Ибо сказано: //не отступлю от тебе, ниже оставлю// (ср.: [[old:vtor:31:08|Втор. 31, 8]]). //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И преклонился человек, и унизился муж, — и Ты не простишь их** **И преклонился человек, и унизился муж**. Как поклонение Богу возвышает человека, так поклонение идолам унижает и низводит с высоты. В самом деле, что ниже человека, который лишает себя спасения, имеет своим врагом Бога всех, преклоняется перед вещами бездушными, служит камням? Бог удостоил нас такой чести, что сделал выше самых небес, а дьявол старается низвести покоряющихся ему до такого бесчестия, что делает их бесчувственнее самых вещей бесчувственных. Потому и говорит пророк: **смирися муж**. Это обличение само по себе достаточно было для того, чтобы имеющего ум отклонить от такой болезни; но так как многие из людей боятся не столько грехов, сколько наказаний, то он присоединяет и наказание, и говорит: **и не претерплю им**. Не прощу, говорит, не оставлю, не пренебрегу, но потребую отчета и назначу наказания за преступления. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и преклонися человек, и смирися муж, и не претерплю им** См. Толкование на [[old:is:02:08#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 2:8]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И преклонился человек, и унизился муж, - и Ты не простишь их** Поэтому и стоит в конце отдела: **посему не отпускаю им**. Можем в иносказательном смысле сказать и то, что всякое учение, противное истине, покланяется делам рук своих, и поставляет идолов в земле своей, **и преклоняется человек, и унижается муж**, и не может выпрямиться, потому что связан диаволом, если не выпрямит его Господь, по примеру той женщины, которую связал сатана на осьмнадцать лет, чтобы постоянно смотрела не на небо, а на землю [[new:lk:13:11|(Лк. 13:11]]-[[new:lk:13:12|12)]]. **Посему не отпускай им.** Вместо этого LXX перевели: //и не отпущу им//. Если это говорит Бог, то нужно понимать так: так как они сделали это, то Я не пощажу их и не отпущу столь бесчисленных грехов. Если пророк, то нужно так понимать: посему не отпускай тем, которые совершили столько беззаконий. Если же понимаем это о Римлянах, то более верное толкование следующее: они, разрушая храм Божий, поклонялись не Тому, Который дал им победу, а идолам рук своих. Если же [это] об Иудеях, то это — страшное решение пророка молиться, по-видимому, против своего народа, которому выше говорил: //дом Иаковлев, приидите и будем ходить во свете Господа// [[old:is:02:05|(Ис. 2:5)]]. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.//** ===== Лопухин А.П.===== **И преклонился человек, и унизился муж, — и Ты не простишь их** Унижением для человека представляется пророку, конечно, впадение в язычество с его пороками. //**Толковая Библия.**// [<10>]