[<10>] ====== Толкование на Ис. 2:20 ====== =====Свт. Василий Великий===== Ст. 20-21 **В день бо оный изринет человек мерзости своя златыя и сребряныя, яже сотвориша, да покланяются суетным и нетопырем, еже внити в вертепы твердаго камене и в разселины камений, от лица страха Господня и от славы крепости Его, егда востанет сокрушити землю** В предыдущих словах Пророк говорит, что идолы скрыты, а теперь говорит, что они изринуты, потому что сперва должно устыдиться лжи, а потом изринуть ее из сердца. Посему сребряных идолов извергает тот, кто в сокровенностях ума истребляет понятия, со всем правдоподобием устрояющие ложь; а золотых извергает тот, кто уничтожает в мысли составившиеся отпечатления лжи. Нетопырям же поклоняется, кто боготворит пребывающую во тьме сродную демонам силу, ибо нетопырь есть животное, которое любит ночь, живет во тьме, не терпит солнечного сияния, населяет места пустынные. Но каковы демоны? Не таковы же ли? Не виновники ли опустения, не бегают ли истинного света, просвещающего весь мир? Нетопырь – из рода пернатых, и однако же не имеет крыльев, но летает по воздуху с помощью плотяной перепонки. Таковы и демоны: они бесплотны, но не окриляются Божественным желанием, а как бы оплотянели, прилепившись к вещественным вожделениям. Нетопырь – вместе и птица и четвероногое, но не может надежно стоять на ногах и не имеет твердого полета. Таковы и демоны – они не Ангелы и не человеки: ангельский чин погубили, а человеческой природы не имеют. Нетопыри имеют и зубы, которых нет у птиц. И демоны мстительны, чего не делают Ангелы. Нетопыри не несут яиц, как птицы, но родят прямо живых детей. Таковы и демоны – тотчас же, с великой скоростью, совершают лукавые дела. Посему о поклоняющихся демонам в переносном смысле сказано, что они **покланяются нетопырем**. Но когда человек отвергнет суету идольскую и перестанет поклонятся нетопырям, тогда постарается **внити в вертепы твердаго камене и в разселины камений**. Думаю, что вертепы суть многие обители, какие назначаются каждому по мере веры во Христа. А расселины камней – страдания Христова тела, где желают найти прибежище спасаемые, чтобы укрыться под покровом Христовым. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 20-21 **В день бо оный изринет человек мерзости своея златыя и серебряныя, яже сотвориша себе, да покланяются суетным и нетопырем, еже внити в твердыя камения, и в разселины каменей от лица страха Господня, и от славы крепости Его, егда восстанет сокрушити землю** Достаточно он посмеялся им, показав, как они скрываются вместе с богами и уходят в землю, и как драгоценность вещества не может нисколько помочь в предстоящем бедствии. Нетопырями же он называл идолов или по их бессилию, или по мрачности заблуждения и потому, что бесы все делают скрытно. Как для нетопырей солнце и свет ненавистны, а ночь и тьма приятны, так и для бесов и для увлеченных ими в заблуждение пороков все преступное обычно и приятно, а добродетель и дела света – ненавистны, и когда сияют эти дела, то они тотчас погружаются в мрак, так что живущий добродетельно не нуждается ни в каком труде и усилии, потому что довольно только явиться свету, и все мрачное рассеется. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 20-21 **В день бо оный изринет человек мерзости своя златые и сребряныя, яже сотвориша, да покланяются суетным и нетопырем, еже внити в вертепы твердаго камене и в разселины камений, от лица страха Господня и от славы крепости Его, егда востанет сокрушити землю** А что они решились скрыть сделанных ими лжеименных богов не потому, что они устыдились их, но скорее потому, что вполне признали их бесполезною и бессильною материею, это делает он ясным, присовокупляя к тому, что сказал: **в день той изринет человек мерзости своя, яже сотвори, да покланяется им и нетопырем**. Ибо поместивши во внутреннем месте капища рукотворенных богов, они нечестиво поклонились им, потому что считали их богами. Когда же они увидели, что наступало время войны и что от них не было никакой помощи, а оказалось, что те, которых они считали спасителями и избавителями, суть камни и дерева и вещество золотое и посеребренное; то они извергли их из храмов и скрыли их в пещерах более потому, что сберегали материал (из которого они сделаны были), нежели потому, что почитали их еще за богов. И что труд производства идолов есть труд напрасный и бесполезный для них, это он показал говоря: **изринет человек мерзости своя, яже сотвори, да покланяется им и нетопырем**. Ибо они сами были творцами собственных богов и художниками тех, которым кланяются, и не получили от них никакой пользы. А в иных местах может быть строили храмы для одних нетопырей. Ибо всегда эти крылатые или перепончатые животные любят обитать в темных местах и вследствие своего присутствия все здесь наполняют мерзостью и зловонием. Итак, выбросит человек мерзости, которые сам сделал, выбросит для того, чтоб, говорит, **войти в пещеры твердого камня, и в расселины камней от лица страха Господня**. Смотри же, как они, несчастные, спешили укрыться вместе с своими собственными богами. Но Бога всяческих они не видели в таком положении, ибо Он не скрывался, когда они бежали из земли Египетской, и за ними гнался преследующий Фараон; но неизглаголанною силою и непостижимым могуществом разделил море, и перевел их чрез него и они спаслись, идя по нему, как по суше, а безумный Фараон потонул со всем своим войском. И когда Рабсак, военачальник Вавилонский, обложивши Иерусалим со всех сторон, поносил Бога и говорил, что он легко завоюет всю Иудею; – не скрывался тогда Бог и не искал расселин каменных и ущелий в горах; но Езекия молился ему говоря: //услыши Господи, призри Господи, и виждь и слыши словеса Рабсака, егоже посла царь Ассирийский укоряти Бога живаго// [[old:is:37:17|(Ис. 37:17)]]. И тотчас услышал Бога, который говорит ему: //защищу град сей, ради Мене и ради Давида, раба Моего// [[old:is:37:35|(35)]]. И какую помощь оказал Он тем, которые находились тогда в опасности? Необычайную и достойную Бога: //изыде бо Ангел Господень, и изби от полка Ассирийска сто осьмдесять пять тысящ// [[old:is:37:36|(36)]]. Итак, постыжены были кланяющиеся изваянным, оставившие Всемогущего Бога и служащие богам, которых скрывают прежде самих себя, чтоб они не погибли прежде них, сделавшись добычею корыстолюбивых неприятелей. Итак, скажем словами пророка Иеремии: //престол славы возвышен от начала, место святыни нашея, чаяние Израилево, Господи: вси оставляющии Тя да постыдятся, отступающии от Тебе на земли да напишутся, яко оставиша источник живых вод Господа// [[old:ier:17:12|(Иер. 17:12-13)]]. Если же необходимо сказать духовным что-нибудь духовное, то те, которые терпят идолов в душе своей и допускают в ней присутствие непристойных образов и помыслов, пусть знают, что они будут жилищем нетопырей, то есть нечистых духов. //Кииждо же//, говорит, //искушается от своея похоти влеком и прельщаем. Таже похоть заченши раждает грех: грех же содеян раждает смерть// [[new:iak:01:14|(Иак. 1:14-15)]]. Итак, будем подавлять зародыши страстей и отвергнем новые идолы, посредством помыслов вторгающиеся чувственные вожделения, помня написанное: //аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави: яко исцеление утолит грехи велики// [[old:ekl:10:04|(Еккл. 10:4)]]. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им** Вместо кротов, как мы перевели, LXX поставили //суетные//, Акила оρuxτά (//выкопанные//), Симмах //бесплодные//, а Феодотион поставил самое еврейское слово pliarpharoth. Это — животное без глаз, которое постоянно роет землю и взрывает почву, и, поедая внизу корни, вредит плодам; греки называют его ασπάλακα. Летучая же мышь, ночная птица, получившая у них соответственное имя νοκτερίς (ночная птица, нетопырь), так как летает ночью, есть небольшое животное, похожее на мышей, издающее звуки не столько голосом и пением, сколько скрипением; по-видимому животное летающее, оно избегает света и не может видеть солнца. С такого рода животными сравнены идолы, которые, будучи слепы и темны, чтутся слепыми, а также и все учения, противные истине. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им** См. Толкование на [[old:is:02:17#lopuxin_ap|Ис. 2:17]] [<10>]