[<10>] ====== Толкование на Ис. 3:14 ====== =====Свт. Василий Великий===== **Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах** **Сам Господь на суд приидет со старейшины людий и со князи их**. Какое-то сильнейшее движение изображает пророческое слово, сказав: **Сам Господь на суд приидет**. Ибо о народе сказано:// устроится Господь на суд и поставит на суд люди Своя;// о старейшинах же и князьях говорится: **Сам Господь на суд приидет**. И, во-первых, сказано сие в научение наше, что будем судимы каждый в своем чине - и народ, и старейшины, и князья. Ибо //малый достоин есть милости, сильнии же сильне истязани будут// [[old:prs:06:06|(Прем. 6, 6)]]. Но также очевидно, что идущий на суд приидет не судить, но судиться, потому что не судии прилично идти на суд к подсудимым, но подсудимые должны собраться к судии. Пришедший же на суд с ними тотчас упрекает их, говоря обличительно: **Вы же почто запалисте виноград Мой, и разграбление убогаго в домех ваших; почто вы обидите людий Моих?** Подумаем, старейшины и князи народные, что будем отвечать Обличающему. Но станем лучше молиться, чтобы не нашлось в нас ничего подобного и достойного обвинения. Ибо очевидно, что слово сие относится к нам, которые или состоим в пресвитерстве, или, пользуясь высшей почестью, начальствуем над народом. "Я вверил вам //виноград плодоносен, весь истинен// [[old:ier:02:21|(Иер. 2, 21)]], чтобы он под вашим попечением приносил должные плоды, а вы не только привели его в запустение, но и зажгли". И это бывает, когда не только не учим должному, но еще допускаем в винограде запаление нечестия, которое, подобно пламени, разливается всюду и непрестанно охватывает с ним смежное. Кто зеленевшие доселе и плодовитые лозы делает сухими, некрасивыми и бесплодными и кто не только не угашает страстей, бывающих в нас от возжженных стрел диавола, но распутством жизни производит то, что многие страсти рождаются сами собой, тот **запаляет виноград**. Но **запаляет виноград** и тот, кто глупой любостяжательностью возбуждает во многих пожелание чужого. Посему Пророк присовокупляет: и **разграбление убогаго в домех ваших**, то есть и те, которые хищением и насилием собирают неправедное стяжание, также подают причину к **запалению винограда**, когда худой пример начальников обучает весь народ быть любостяжательными относительно друг к другу. Итак, обвинены будем в этом мы, старейшины и князи, которые не возделываем винограда здравым учением и благими примерами своей жизни. Не без основания будет нам сказано сие: **и разграбление убогаго в домех ваших**, если подаваемое для упокоения бедных удерживаем в домах своих, лишая сего нуждающихся. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сам Господь на суд приидет со старейшины людей и со князи их; вы же почто запалисте виноград мой, и разграбление убогаго в домех ваших** См. Толкование на [[old:is:03:13#svt_ioann_zlatoust|Ис. 3:13]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Сам Господь на суд приидет со старейшины людей и со князи их; вы же почто запалисте виноград мой, и разграбление убогаго в домех ваших** См. Толкование на [[old:is:03:13#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 3:13]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах** **Сам Господь на суд приидет со старейшины людий**, то есть будет судиться со священниками и учителями, запалившими виноград. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Прп. Руфин Аквилейский ===== **Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах** Пророк говорит своими словами: **Господь вступает в суд со князьями его.** Стало быть, может Господь подлежать суду, согласно свидетельству пророка, и Он не только суду подвергается, но даже бичеванию, и по лицу Его били ладонями, и оплевывали, и всяческое нас ради Он претерпел поношение недостоинства. И поскольку при проповеди апостолов это неизбежно всех поражало, то и к таким людям пророк воззвал: //Господи, кто поверил слышанному от нас?// [[old:is:53:01|(Ис 53:1)]]. Ибо невероподобно, чтобы говорили и предсказывали, будто Бог Сын претерпел такое, стало быть, для того и было это предвещено пророками, чтобы не зародилось сомнения у тех, кто будет призван к вере. Стало быть, это самолично Христос Господь. **//Изложение символа веры.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах** См. Толкование на [[old:is:03:13#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 3:13]] ===== Блж. Августин ===== **Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах** Ведь не один придет Он на суд, но со старейшинами народа Своего, которым обещал Он, что они воссядут на престолах для суда и будут судить даже ангелов. **//Толкование Псалмов.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах** См. Толкование на [[old:is:03:13#lopuxin_ap|Ис. 3:13]] [<10>]