[<10>] ====== Толкование на Ис. 3:18 ====== =====Свт. Василий Великий===== Ст. 18-19 **в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные** **В день он, и отымет Господь славу риз их и красоты их**. Поскольку они вопреки приличию пользовались тем, что дано им в употребление, то **отымет Господь славу риз их**, в которые одевались они на вред себе и встречающимся с ними. Посему всякой женщине, которая во зло употребляет облечение в одежду, угрожает отъятие. Поскольку //ходиша//,- говорит Пророк,- **купно ризы влекущия**, не столько пользуясь, сколько злоупотребляя одеждой, то им повелено обнажиться **славы риз**. Отнимет и у нас **славу риз**, если окажется, что не достойно ее употребляем, но попираем и скверним плотскими нечистотами. Какая же это риза, как не одеяние святых - Господь наш Иисус Христос? //Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся// [[new:gal:03:27|(Гал. 3, 27)]]. Сию-то ризу //отымет// Господь у тех, которые грехами попирают Тело и //Кровь заветную мнят скверну// (ср.: [[new:evr:10:29|Евр. 10, 29]]). Символами сея ризы были неветшавшие ризы израильтян, по написанному во Второзаконии: //не обетшаша ризы ваша, и сапози ваши не сотрошася на ногах ваших// [[old:vtor:29:05|(Втор. 29, 5)]], потому что сапоги были символами уготовления благовествования мира. Ибо Новый Завет, какой дал Христос Иисус, пребывает новым и никогда не стареется. Чем долее употребляем сию ризу и сии сапоги, тем новее они делаются, и в нас, с преуспеянием веры во Христа, происходит непрестанно обновляемое и новое уготование благовествования. **И тресны ризныя**. Господь угрожает чрез Пророка отнять у женщин, любящих наряды, и **тресны ризныя**. Слово κοσυμβοι (**тресны**) очень нечасто встречается в употреблении у греков, потому и значение его неизвестно. Впрочем, при устроении первосвященнической одежды находя **ризу тресновиту** (χυτωνα κοσυμβωτον), имеющую **пугвицы и звонцы**, думаю, что **тресны** (κοσυμβοι) суть какие-нибудь плетения бахромы, висевшие по краям вместе с золотыми **звонцами и пугвицами** (ср.:[[old:ish:28:04| Исх. 28, 4,]] [[old:ish:28:33|33, 34]]). Сим-то подражали, по излишеству роскоши, и дочери Сиона в украшении собственной своей одежды и чрез это ругались над святительскими преимуществами, нося гиацинтовые и червленые сборки бахромы, висящие на подоле. **И луницы гривенныя, и гривну** (слав: срачницы тонкия)** , и красоту лица их.** Пророк описывает подробно женские уборы, порицая излишество убранства. Ибо отнимет Господь **и луницы гривенныя и гривну**. Яснее выразил другой слово **луницы**, сказав (μανιακας) ожерелья и, вместо **гривны**, употребив слово (χαλαστα) цепи. Посему **луница** есть золотое шейное украшение, сделанное в виде круга, которое возлагая на себя, женщины стараются показать обнаженную шею и бесстыдно выказать то, что всего приличнее скрывать. И **гривна** есть некоторое украшение, спущенное также вниз, сходящее по груди, висящее в виде тонких цепей, и чтобы оно было видно, непременно нужно не закрывать грудь, вопреки тому чего требовало бы благоприличие. **И красоту лица их**. Есть некоторые краски, употребляемые женщинами для украшения лица: белая, алая и еще черная. Одна придает ложную белизну телу, другая цветет румянцем на щеках, а черная луновидно описывает бровь над глазами. И сие самое Господь угрожает отнять, чтобы не было окрадываемо, как говорят, целомудрие мужей и чтобы этим живописанием не были увлекаемы жалкие очи юношей. Или тогда отнимется это, когда все пред Судиею предстанет обнаженным, когда поникнет бровь, уныние явится на щеках, побледнеет лицо от страха. Итак, отнимет Господь **и красоту и состроение красы славныя**, как бы отнимет и вещество украшающее, и самое изобретение искусства. И поскольку невозможно столько превозноситься одним украшением и приходить от него в кичение, но, при соединении всех вместе украшений, порождается горделивая мысль, то Господь угрожает отнять **и состроение красы**. Какова же краса, такова, очевидно, и слава красы. Но краса - телесная и суетная; потому и слава красы телесна и несамостоятельна. **И обручи, и запястия, и вплетения**. Все исчисленные наряды составляют предмет забот для женщины щегольливой, то есть роскошной и рассеянной; преимущественно же **обручи**, и название свое получив от роскоши (обруч, роскошествую), может быть, налагались на плеча. Запястья же выставляются на вид на краях рук. Иногда запястья берутся и в добрую сторону, например, когда //старейший дому// (ср.: [[old:gen:24:02|Быт. 24, 2]]) украшал святую Ревекку (см.: [[old:gen:24:22|Быт. 24, 22]]). Ибо той, которая должна была сожительствовать с Патриархом, нужно было, чтобы уневещивающий ее обучил предварительно душевной деятельности. Посему украсил он руку золотыми запястьями, то есть досточестными делами. //Десять златниц вес их,// потому что все соблюдение закона определяется десятью главами; и //усерязи весом по драхме// (ср.: [[old:gen:24:22|Быт. 24, 22]]), потому что послушанию прилично украшаться верой в единого Бога. Но здесь отнимаются запястья, потому что превозносятся красотой запястий. Вообще пророческое слово показывает нам, что высоко думающий о дарованных ему способностях лишается поддерживающего его надзора. **Вплетение** же, вероятно, есть нечто вплетаемое в волоса, чтобы оно своей доброцветностью возвышало цвет волос. И никто да не почитает сего маловажным. Мы не честнее Духа, чтобы пренебрегать исследованием речений Писания. Ибо знаем из Песни Песней, что у восхваляемой невесты восхваляются и **вплетения**. Сказано: //глава твоя на тебе яко Кармил, и заплетение главы твоея яко багряница// [[old:pp:07:05|(Песн. 7, 5)]]. **И усерязи, и перстни**. Знаем похвальное употребление **усерязей** в обручении Ревекки - символ того, что ей в доме Авраама будут преподаны благие уроки об истине в мысленном; но во многих местах Писания находим охуждаемые **усерязи**. Во-первых, видно сие из того, что, когда надлежало войти в Вефиль, Иаков приказал женам вместе с богами чуждыми отдать и //усерязи// (ср.: [[old:gen:35:04|Быт. 35, 4]]), потому что как идолослужение, так и употребление **усерязей** служили препятствием к вступлению в дом Господень, ибо Вефиль толкуется дом Божий. Потом, в книге Исхода, Аарон, принужденный народным мятежом сделать идола, избрал **усерязи** как вещество, годное к приготовлению воспрещенного. Ибо сказано: //взяша вси людие усерязи златы, яже во ушесех жен их, и принесоша ко Аарону. И слия их, сотвори им телца литаго// (ср.: [[old:ish:32:03|Исх. 32, 3, 4]]). И Гедеон, из плена измаилитского взяв у народа //усерязи, сотвори от них ефуд, и постави его во граде. И соблуди весь Израиль по нем тамо, и бысть Гедеону и всему его дому в соблазн// (ср.: [[old:sud:08:27|Суд. 8, 27]]). И теперь **усерязи** сии охуждаются, потому что превозносятся ими мысли дщерей сионских. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки** См. Толкование на [[old:is:03:16#svt_ioann_zlatoust|Ис. 3:16]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 18–22 **В день он, отымет Господь славу риз их и красоты их, и вплетения златая (на главе), и тресны ризныя, и луницы гривенныя, и срачицы тонкия, и красоту лица их и состроение красы славныя, и обручи и перстни, и мониста и запястия и художныя усерязи, и багряницы, и пребагряная, и утварь храмную, и светлая лаконская, и виссоны и синеты, и червленицы и виссон со златом и синетою претыканы, и тончицы преиманы златом** Показав, что в тот день будет открыта срамота их, подробно повествует и о том, каким образом случится с ними срамота. А что они будут находиться в нищете и лишатся всего, изысканно ими изобретенного, и оного прежнего благоденствия и роскоши, в этом удостоверяет, присовокупляя, что они будут обнажены от всякого украшения, утративши плетения, ожерелья и цепь и прочее неразлучное с этим. Из сего можно видеть, что они имели величайшее пристрастие к нарядам, преданы были мыслям об украшениях, в особенности же о разврате. Ибо женщинам с добрым настроением сердца и отличающимся скромностью, совершенно противны занятия такими предметами, и им отвратительно и ненавистно то, что придавало бы им нескромный вид, напротив, они твердо держатся того мнения, что должно приобретать похвалу добрыми делами; а у распутных женщин, у которых заметна склонность к любодеянию и распутству, ум обращен ко всему противоположному и помыслы стремятся к тому, чтобы со всевозможной тщательностью украсить себя и отовсюду собирать то, что потребно для этого. Каждой из таких женщин надлежит сказать, что она напыщенна и распутна. О такой непристойной и надменной женщине вспоминает и Соломон, говоря: //обретох... жену, яже есть ловитва, и сети сердце ея, узы в руку ея: благии пред лицем Божиим изъимется от нея, а согрешаяй ят будет от нея// [[old:ekl:07:27|(Еккл. 7:27)]]. До сих пор здесь было говорено нам о женщинах непристойных и лукавых. Но нужно знать, что Бог устами пророка Иезекииля говорит к синагоге иудейской, как бы к одной женщине, которую, говорит, украсил разнообразным украшением: а написанное о ней гласит следующее: //и прострох криле мои на тя, и прикрых студ твой, и кляхся тебе: и внидох в звет с тобою, глаголет Адонаи Господь: и была еси мне, и омых тя водою, и ополосках кровь твою от тебе, и помазах тя елеем. И облекох тя в пестроты, и обух тя в червлены: и препоясах тя виссоном, и возложих на тя трихаптон, и украсих тя утварию, и возложих запястие на руце твои, и гривну на выю твою, и дах усерязи на ноздри твоя, и колца во уши твои, и венец хвалы на главу твою, и украшенна была еси златом, и сребром, и одежды твои виссонны и трихапты и испещрения// [[old:iez:16:08|(Иез. 16:8-13)]]. Итак, Бог увеселяет душу, вступившую с Ним в тесное единение, разнообразным украшением и многообразно увенчивает славою добродетелей: но у тех, которые сохраняют жизнь свою безукоризненною и проводят ее в святости, духовная красота будет еще большею и пребудет неувядаемою; а с теми, которые охотно склоняются к тому, к чему не должно, и легко увлекаются дурными делами, непременно случится то, что они утратят все доброе и будут страдать лишением того, что им некогда даровано было. Ибо они впадут в руки лукавых и нечистых друзей, князей века сего, мироправителей тьмы сей, духов злобы, которые особенно злоумышляют против добродетельных душ: ибо совратить их – для них наслаждение, подобно тому, без сомнения, как птицеловам кажется большим удовольствием ловить самых красивых птичек. Поэтому где-то и о сатане написано, что снеди его отборные. И так, нам надлежит бодрствовать и мужаться с Богом и понимать слова блаженного Павла: //темже мняйся стояти, да блюдется, да не падет// [[new:1kor:10:12|(1 Кор. 10:12)]]. При этом приходящие к могущему все Богу должны говорить в молитвах: //Господи, волею твоею подаждь доброте моей силу// [[old:ps:029:08|(Пс. 29:8)]]. //**Толкование на пророка Исаию.**// =====Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 18-21 **Отымет Господь... плетение волос их**, то есть в день уничижения отнимет всякое украшение их. **Запястия... усерязи... и светлая лаконская,** то есть покровы, или одежды, простирающиеся до пят. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 18-20 **в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу** В какой день? Иудеи полагают, в день плена Вавилонскаго. Мы справедливее утверждаем, что это было тогда, когда они были пленены Римлянами и потеряли все украшения одежд, драгоценных камней, и золота, и ожерельев и различной утвари. Или метафорическимъ сравнением с женщинами говорится, что все украшение городов уничтожено. Украшение городов понимай в площадях и в портиках, в Форуме и в местах гимнастических упражнений и в общественных стенах. Если мы относим это к состоянию душ, то припомним, что мы читали об обутых ногах имевшаго есть мясо агнца и совершать Пасху, а также о неизнашивавшихся одежде и обуви странствовавших по пустыне. Какая эта обувь? Та, о которой апостол пишетъ к Ефесянамъ: //обуете позе во уготовите благовествования мира// [[new:ef:06:15|(Еф. 6:15)]]. Есть обувь и у имеющей погибнуть души, когда женщины будут ходить с вытянутою шеею и влачить одежды ногами, и вместо свойственной матронамъ чистоты, будут подметать грязь с земли. Описывает женския украшения и чрез них украшения городов или, в иносказательном смысле, украшения различных добродетелей. Женщины имеют висящия наподобие луны привески, которыя мы относим к украшениям Церкви, освещаемой Солнцем правды; также цепи, которыя, свешиваясь до груди, указывают на разум и седалище (ηγεμο νικόν) ума в сердце; и **ожерелья**, обозначающия одним словом все украшения; и красиво сделанныя запястья, какия получила Ревекка при помолвке [[old:gen:24:22|(Быт. 24:22)]], и повязки, и головныя украшения, и проворныя булавки, чтобы иметь суждение обо всем, и подвязки, украшающия поступь нашу, чтобы мы слышали: «да не преткнется нога твоя» [[old:ps:090:12|(Пс. 90:12)]], и: избавишь ноги мои от надения [[old:ps:055:14|(Пс. 55:14)]]; и шейныя цепочки, которыя сплетаются из золотых и серебряных проволок, то есть из смысла изречения Писаний; и сосудцы для духов, чтобы мы были благоуханием Христовым [[new:2kor:02:10|(2 Кор. 2:10)]], и **серьги**, чтобы мы слушали не суд крови, но слова Господа говорящаго: //имели уши слышат да слышит// [[new:lk:08:15|(Лк. 8:15)]]; и **перстни**, которыми мы запечатлеваемся для служения Господу, котораго запечатлел Бог Отец. Поэтому говорится князю Тира: //ты еси печать уподобления// [[old:iez:28:12|(Иез. 28:12)]]; и блудный сын вместе с верхнею одеждою получил перстень и сапоги [[new:lk:15:22|(Лк. 15:22)]]. И драгоценные камни, висящие на лбу, которыми украшаются наши лица, о каковом украшении головы и в псалме читаем: //яко миро на главе сходящее на броду, броду Аароню// [[old:ps:132:02|(Пс. 132:2)]]. Хотя все это LXX толковников, Акила, Симмах и Феодотион перевели различными способами, мы, как могли, изложили в связи по еврейскому или по собственному переводу, и не хотим долее останавливаться на частностах, чтобы объяснение не показалось мелочным и чтобы не наскучить благоразумному читателю. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.//** ===== Лопухин А.П. ===== **в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки** //Красивые цепочки// - точнее, кольца из драгоценных металлов, носившиеся женщинами на лодыжках. //Звездочки// - точнее "//солнышки//" (изображение солнца). //Луночки// - медальоны, изображавшие луну, которые служили и амулетами. См. также Толкование на [[old:is:03:16#lopuxin_ap|Ис. 3:16]] //**Толковая Библия.**// [<10>]