[<10>] ====== Толкование Ис. 4:3 ====== =====Свт. Василий Великий===== **И будет останок в Сионе и останок во Иерусалиме, святи нарекутся вси написаннии в жизнь во Иерусалиме** По избранию благодати **останок** Израиля **нарекутся святи**, и напишутся в **жизнь во Иерусалиме** просвещенные пришествием Бога и вознесенные славой Его. **Святи нарекутся** те, которых Бог //оставих Себе// за подражание //не преклонившим колена пред Ваалом// (ср.: [[new:rim:11:04|Рим 11, 4]]). Почему же одни **в Сионе**, а другие **во Иерусалиме**? Потому что и в спасаемых есть разность: //кийждо во своем чину// (ср.: [[new:1kor:15:23|1 Кор. 15, 23]]) приобщится и насладится Божиих благ. Поскольку же спасаемых мало, то Писание выразило сие не во множественном, но в единственном числе: не сказано оставшиеся, но **останок**. Кажется же, что остаток в Сионе принадлежит к низшему чину и как бы оставлен позади поспешающими в //предняя// (см.: [[old:iez:02:10|Иез. 2, 10]]), а совершеннейший чин, по заслуге дел, удостоен вселения в самом Иерусалиме. Да и история представляет нам разность сих чинов в том, что Сион - город древний и низший, а Иерусалим - город царственный, в котором святыня. Но все напишутся **в жизнь во Иерусалиме**, и блажен удостоившийся написания во Иерусалиме! Ибо в оном Иерусалиме должна быть та книга живых, в которую вписываются ученики Христовы. Сказано:// радуйтеся, яко имена ваша написана суть на небесех// [[new:lk:10;20|(Лк. 10, 20)]]. Поскольку же к словам **написаннии во Иерусалиме** присовокуплено **в жизнь**, то необходимо знать, нет ли таких, которые написаны, но не в жизнь, по слову Иеремии: //отступающии на земли да напишутся// [[old:ier:17:13|(Иер. 17, 13)]]. Посему сообразно с сим разумей два написания: одних - в жизнь, других - в погибель. А нередко бывает и изменение написания, когда сами мы, оставив добродетель, впадаем в порок. Ибо: //Да потребятся от книги живых, и с праведными да не напишутся// [[old:ps:068:29|(Пс. 68, 29)]], и //изглади мя из книги Твоея// [[old:ish:32:32|(Исх. 32, 32)]] говорится как бы об удостоенных уже написания в книге Божией. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И будет останок в Сионе и останок во Иерусалиме, святи нарекутся вси написаннии в жизнь во Иерусалиме** Чтобы ты не убедился, что не по какому-нибудь случаю совершилось спасение тех, которые избегли опасности, но при помощи высшего определения они, находясь среди бедствий, не были подавлены или, для этого он говорит: **будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме** – те, говорит, которые отделены, предусмотрены, назначены не потерпеть ничего худого. Справедливо он называет их святыми, выражая то, что не напрасно они отделены и не без причины таково определение Божье, но несколько способствовал тому и добродетельный образ их жизни, или прежний, или последующий. Между ними хотя были добрые и кроткие, но и они от случившихся событий сделались еще лучшими и более исправными. Как золото, брошенное в огонь, очищается от всякой нечистоты, так и люди ревностные делаются еще более ревностными во время искушений, очищаясь от всякой беспечности. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И будет останок в Сионе и останок во Иерусалиме, святи нарекутся вси написаннии в жизнь во Иерусалиме** См. Толкование на [[old:is:04:02#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 4:2]] ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме** См. Толкование на [[old:is:04:02#svt_kliment_aleksandrijskij|Ис. 4:2]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме** **И будет останок в Сионе и останок во Иерусалиме: святи нарекутся,** то есть самый город Иерусалим наименуется городом правды, **и вси написаннии** в нем **в жизнь**, то есть не будет в нем старца, который бы не исполнил дней жизни своей, то есть не достиг глубокой старости. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме** См. Толкование на [[old:is:04:02#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 4:2]] ===== Ориген ===== **Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме** См. Толкование на [[old:is:04:02#origen|Ис. 4:2]] ===== Лопухин А.П.===== **Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме** //Будут именоваться// - т. е., согласно с употреблением этого глагола во многих местах Библии, будут //на самом деле// такими. //Святыми//, т. е. посвященными Богу и вместе очищенными от грехов (ср. [[old:is:06:13|6:13]]). //Книга для житья// - списки горожан, имеющих право жить в городе. Здесь, конечно, идет речь о том, что Бог многих признает достойными обитать в теснейшем общении с Ним (ср.[[old:ish:32:32| Исх 32:32]]). //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:04:02#lopuxin_ap|Ис. 4:2]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме** См. Толкование на [[old:is:04:02#beda_dostopochtennyj|Ис. 4:2]] [<10>]