[<10>] ====== Толкование Ис. 4:4 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Яко омыет Господь скверну сынов и дщерей Сионских и кровь Иерусалимску очистит от среды их духом суда и духом зноя** Слово сие явственно возвещает то же, что Иоанн, который говорит о Господе: //Той вы крестит Духом Святым и огнем//, о себе же: //аз убо крещаю водою в покаяние// (ср.: [[new:mf:03:11|Мф. 3, 11]]). Поскольку же Господь соединил оба крещения: и водой в покаяние, и Духом в возрождение, то и пророческое слово подразумевает оба крещения. И может быть, и три есть понятия крещения, как очищения от скверны, как возрождения Духом и как огненного истязания на суде, так что слово **омыет** употреблено о здешнем отложении греха, а слова **духом суда** и **духом зноя** - об огненном испытании в будущем веке. Грехи неведения, будучи как бы некоторой скверной, обезображивая внешность души и повреждая естественную ее красоту, имеют нужду в очищении чрез омовение. А грехи к смерти //волею согрешающих по приятии разума// (ср.: [[new:evr:10:26|Евр. 10, 26]]) требуют знойного суда. Но исповедующийся молит об омовении и об очищении: он сознает, что беззаконие требует омовения, а грех - очищения, говоря: //Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя// [[old:ps:050:04|(Пс. 50, 4)]]. Которые вовсе не слыхали божественных наставлений и согрешили прежде, нежели узнали слово, те как бы осквернены и имеют нужду в очищении водой. А которые, по приятии жизни, сами к себе злокозненны, те, будучи повинны крови, имеют нужду в огненном очищении. Но можно разуметь сие и проще, а именно, что грехи легкие уподобляются какой-то скверне, а грехи глубоко укоренившиеся, по причине расположения согрешающих к злу, подобны крови. А потому и говорится, что в согрешающих кровь очищается **духом зноя**. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко омыет Господь скверну сынов и дщерей Сионских и кровь Иерусалимску очистит от среды их духом суда и духом зноя** Здесь, мне кажется, он разумеет двоякое очищение, – и то, что они получат наказание за грехи, и то, что они от этого сделаются более ревностными в будущем. Под **кровью Иерусалима** он разумеет умерщвление, неправедные убийства. Потом, желая сильнее показать вину их, говорит: **из среды его**. Они не тайно и не скрываясь отважились на человекоубийства, но хуже разбойников и нападающих на больших дорогах. Эти, скрываясь во тьме и в пустых местах, совершают свойственные им дела; а те, среди площадей, среди города, в самых судилищах совершали свои беззакония. Но и эту, говорит, происшедшую отсюда нечистоту истребит наступающая война. Так при утешительных обстоятельствах он оправдывается в прежних скорбных, объясняя, что все прежде случившееся случилось для того, чтобы они омылись, чтобы очистились, чтобы как бы перегорели в огне, чтобы отложили всякую нечистоту, чтобы сняли с себя бесчестие грехов и убийств. Что значит: **духом суда и духом огня**? Он продолжает иносказание, заимствованное от веществ, подвергаемых плавлению. Как там воздух, входящий в плавильную печь, раздувающий пламя и делающий уголья более горячими, истребляет всякую примесь, так и здесь гнев Божий и набег неприятелей стал для города вместо огня, огня не истребляющего, но жгущего, очищающего, наказывающего, исправляющего. Выражение **духом суда** значит: посредством мучения, наказания, воздаяния. **И придет Господь**. Пришествием пророк называет Его действие. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Яко отмыет Господь скверну сынов и дщерей Сионских и кровь Иерусалимску очистит от среды их духом суда и духом зноя** Слово пророка опять становится спокойным и показывает, что некогда иные будут делать неправильные толкования и, не позволяя никому никоим образом восставать против приговоров Божиих, наперед должным образом оправдывает их, ибо если бы кто-нибудь стал вопиять против того, что возвысятся опять, сыны Израилевы и прославятся и будут записаны на небесах, так как они нечествовали безмерно, убивали пророков, камнями побивали посланных к ним и наконец произнесли смертный приговор на самого Христа, и сделались руки их полными крови: то пророк на это дает ответ: **отмыет Господь скверну сынов и дщерей Сионских и кровь очистит от среды их духом суда и духом зноя**. Бесспорно, что они согрешили; но благодать Христова всех оправдала и даже самым убийцам даровала прощение грехов. Посему, и божественный Петр возгласил к народу Иудейскому, говоря: //вы же святаго и праведнаго отвергостеся, и испросите мужа убийцу дати вам// [[new:act:03:14|(Деян. 3:14)]]. И потом: //и ныне, братие, вем, яко по неведению сие сотвористе, якоже и князи ваши// [[new:act:03:17|(17)]]. //Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Господа Иисуса и приимете дар Святаго Духа. Вам бо есть обетование и чадом вашим// [[new:act:02:38|(Деян. 2:38)]]. Посему, говорит, Творец всяческих и Господь многомилостив, кротостью побеждает человеческое малодушие, не хочет смерти умирающего, но чтоб обратился он от лукавого пути своего и жил. **Отмыет скверну согрешивших и очистит кровь от среды их духом суда и духом зноя**. А мы говорим о духе суда, о приговоре Божием, произнесенном над нами согласно с праведным судом или справедливостью. Ибо негде Спаситель так говорит: //ныне суд есть веку сему// [[new:in:12:31|(Ин. 12:31)]]; ибо Он произнес приговор над веком сим и сатаною, и одного изгнал как притеснителя, живущих же в мире оправдал чрез веру, как притесняемых. Под духом же зноя мы разумеем, благодать, подаваемую в святом крещении, не без Духа бывающую в нас. Ибо мы крестились не в простой воде, и не пеплом телицы окроплены мы для одной только чистоты телесной, как говорит блаженный Павел, но Духом святым и огнем божественным и духовным, истребляющим в нас нечистоту порока и уничтожающим скверну греховную. На это пришествие к нам Спасителя предуказал и другой из святых пророков, говоря: //се грядет яко огнь горнила, и яко мыло перущих. И сядет разваряя и очищая яко сребро и яко злато// [[old:mal:03:02|(Мал. 3:2-3]], [[old:mal:04:01|4:1)]]. А об Иудеях, которые остались виновными в непокорности, говорит: //оскуде мех от огня, истле олово: всуе ковачь сребро кует, лукавства бо их не истаяша. Сребро отриновено нарцыте их, яко Господь отверже их// [[old:ier:06:29|(Иер. 6:29-30)]]. Но над нами уверовавшими не напрасно трудился сереброкователь и не оказалось недостатка в раздувательном мехе или в свинце; ибо мы очищены в духе суда и в духе жжения. И если бы кто захотел сказать, что в народе иудейском очищение совершилось в духе зноя, чрез бедствия войны и чрез то, что они претерпели (ибо наказания очищают и принесение покаяния Судии всяческих иногда освобождает от многих грехов); то и в таком случае речь заключала бы истину. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Климент Александрийский ===== **когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня** См. Толкование на [[old:is:04:02#svt_kliment_aleksandrijskij|Ис. 4:2]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня** **Омыет Господь скверну... дщерей Сионских,** то есть омоет Господь ту скверну и те грехи, в каких виновны были жены, заботясь об украшениях своих. **И кровь... очистит от среды их,** то есть кровь умерщвленных ими пророков и праведников. **Духом суда**, то есть судом справедливым и нелицеприятным, как судили прежние судьи народа. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня** Тогда спасется остаток Израиля, когда в крещении, установленном Спасителем, будут ему отпущены грехи и смыта с него та кровь, которую заблуждавший народ призывал на себя: //кровь Его на нас и на чадех наших// [[new:mf:27:25|(Мф. 27:25)]] Посему выше мы читали: //егда прострете руки, не услышу вас: руки бо ваша исполнены крове// [[old:is:01:15|(Ис. 1:15)]], и потом, призывая их к покаянию, присовокупляет: //измыйтеся, чисти будите// [[old:is:01:16|(Ис. 1:16)]]. И заметь, **что скверну дщерей Сиона Он отмоет духом суда, а кровь Иерусалима очистит духом жжения**. Ибо легкое смывается, а более тяжкое выжигается. Об этом духе суда и духе жжения Иоанн Креститель в Евангелии говорил: аз крещаю вы водою; //грядый же по мне, той вы крестит Духом Святым и огнем// [[new:mf:03:11|(Мф. 3:11)]]. Из сего научаемся, что человек сообщает только воду, а Бог — Духа Святаго, которым и скверны омываются, и смертные грехи очищаются. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.//** ===== Ориген ===== **когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня** См. Толкование на [[old:is:04:02#origen|Ис. 4:2]] ===== Лопухин А.П.===== **когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня** //Скверна// - то же, что грехи (ср. [[old:ps:050;09|Пс 50:9-11]]). //Кровь Иерусалима,// т. е. кровь невинных людей, которою были часто обагряемы улицы и площади Иерусалима (ср.[[new:mf:23:35| Мф 23:35]]). //Духом суда и духом огня// - точнее с евр. : веянием (образ заимствован от провевания зерна на гумне) суда и ветром очищения или опустошения. Оба выражения указывают на действие грозного суда Божия. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:04:02#lopuxin_ap|Ис. 4:2]] ===== Беда Достопочтенный ===== **когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня** См. Толкование на [[old:is:04:02#beda_dostopochtennyj|Ис. 4:2]] [<10>]