[<10>] ====== Толкования на Ис. 5:1 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы** **Воспою ныне Возлюбленному песнь Возлюбленнаго моего винограду моему**. Кажется, что все песни имеют содержанием особенно радостное состояние дел. Так, песнь в книге Исхода:// Поим Господеви, славно бо прославися// [[old:ish:15:01|(Исх. 15, 1)]] - есть песнь победная; Песнь Песней есть брачная песнь, сложенная лицедейственно. А здесь слово содержит в себе угрозу, по праведному суду Божию возвещаемую винограду. Но и самое грозное не может ли быть приличным образом вносимо в песнь, как скоро оно имеет в виду добрый конец? Лицо, возвещающее сию песнь, есть Дух Святый; Он воспевает песнь **возлюбленному винограду**; но и песнь сия есть песнь возлюбленного. Кто же возлюбленный по естеству? Кто, как не Единородный - сия источная Благость, к Которой все стремится и к Которой любовь естественным и неизреченным образом впечатлена в душах всех разумных существ? Итак, поскольку, по слову Господню, все приемлет и возвещает нам Утешитель от Единородного (см.: [[new:in:15:26|Ин. 15, 26]]; [[new:in:16:14|16, 14]]), то и песнь сию называет Он песнью Возлюбленного, как от Него заимствованную. Одно и то же для винограда, некогда возлюбленного и кающегося, есть песнь, а для пребывающего во грехе делается плачем и горем, как видим и у Иезекииля, что в ту же книгу вписаны //и песнь// (жалость) //и плач и горе// (ср.: [[old:iez:02:10|Иез. 2, 10]]). И слово Господне, призывающее к вечной жизни и к наслаждению небесными благами, было песнью, возбуждавшей души к мерным и стройным движениям добродетельной деятельности; а Иоаннова проповедь, обращавшая непокорных к покаянию, была плачем, который производит неизменную печаль во спасение (см.: [[new:2kor:07:10|2 Кор. 7, 10]]). Но нашлись иудеи, по ожесточению сердца и снисходительными словами не обращаемые к жизни и строгими не приводимые к раскаянию. Так и настоящая песнь заключает в себе и похвалу древнего их благородства и промышления о них Божия, а вместе и обличение настоящих пороков и угрозу - имеющими постигнуть их бедствиями. Впрочем, первое не возвращает сего непокорного народа в свойственное ему достоинство, а последнее не может его укротить и сделать более целомудренным. Начинается же песнь похвалами древнего благородства. **Виноград бысть Возлюбленному в розе, на месте тучне**. **Виноградом** Пророк называет народ израильский, ибо сказано: //Виноград из Египта пренесл еси// [[old:ps:079:09|(Пс. 79, 9)]]. И у Иеремии представленный под тем же образом народ укоряется: //Аз же насадих тя виноград плодоносен, весь истинен; како превратился еси в горесть, виноград чуждий?// [[old:ier:02:21|(Иер. 2, 21)]]. **В розе, на месте тучне.** Пророк говорит о земле, которой владел Израиль и которая дана была отцам их по обетованию Божию. **В розе, на месте тучне.** Великая похвала в немногих словах! Рог есть наиболее возвышенная и твердая часть всего тела; он придает голове украшение и вместе служит оборонительным оружием; но он сух и бессочен, почему дети рогатых животных устремляются не к рогу матери, но, никем не научаемые, ищут сосца, места влажного и тучного. Почему пророческое слово, показывая, что страна Иудейская достаточна для того и другого - и для охранения от врагов, и для пропитания жителей, совокупило то и другое: **в розе, на месте тучне**, то есть в стране крепкой и питательной. А некоторые при изъяснении сего изречения простираются до смысла более глубокого. Как голова рогатых животных первая показывается при рождении, а последняя достигает полного образования и весьма поздно получает украшение в вырастающих рогах, так и Израиль, первый из всех народов призванный в свойство с Богом (ибо сказано: //быша людие Господни, часть Его, уже наследия Его Израиль// (ср.: [[old:vtor:32:09|Втор. 32, 9]]), после всех народов будет удостоен совершенства. Ибо, когда// исполнение языков внидет,// тогда //весь Израиль спасется// [[new:rim:11:25|(Рим. 11, 25, 26)]]. Есть сказание, сохранившееся в Церкви по неписаной памяти, будто бы Иудея первым обитателем имела Адама, который по изгнании из рая поселен был в сей стране для утешения в своих потерях. Потому она первая приняла и мертвого человека, когда над Адамом исполнилось осуждение. Жившим тогда показалось новым это зрелище - головная кость, на которой распалась плоть, и они, положив череп на том месте, назвали его //лобным// местом (ср.: [[new:mf:27:33|Мф. 27, 33]]). Вероятно же, и Ною не был неизвестен гроб началовождя всех человеков, и потому после потопа предан был им этот слух. Почему Господь, изыскав начатки смерти человеческой, приял страдание на так называемом лобном месте, чтобы там же, где тление людей положило начало, началась жизнь Царствия и чтобы смерть как стала сильной во Адаме, так обессилела в смерти Христовой. Потому и **в розе**, как в имеющем от врага оборону - Крест Христов, и **в месте тучнем**, как в удостоенном после рая первенства во всей подсолнечной. **//Толкование на пророка Исаию.//** ---- Ст. 1-2 Господь не перестает везде уподоблять человеческие души виноградным лозам. Ибо сказано: **«виноград бысть возлюбленному в розе, на месте тучне»**. И: **«лозу насадих, и оградих ограждением»**. Очевидно, что под виноградом разумеет человеческие души, для которых соградил ограждение – оплот заповедей и охранение от Ангелов. Ибо //«ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его»// [[old:ps:033:08|(Пс 33.8)]]. Потом как бы и окоп сделал около нас, //«положив в Церкви первее Апостолов, второе пророков, тpeтиe учителей»// [[new:1kor:12:28|(1Кор 12.28)]]. Примерами же древних и блаженных мужей возводя мысли наши на высоту, не оставил их поверженными долу и достойными попрания. Он хочет также, чтобы мы, как бы некоторыми завивками, сплетались с ближними объятиями любви и упокоевались в них, и, всегда стремясь к горнему, как вьющиеся виноградные ветви, старались уравниваться с вершинами самых высоких. Он требует еще, чтобы мы терпели, когда окапывают нас. А душа окапывается чрез отложение мирских забот, которые составляют бремя для наших сердец. Посему отложивший плотскую любовь и привязанность к богатству, и признавший презренным и смешным пристрастие к здешней бедственной славе, как бы окопался и обновился в силах, свергнув с себя напрасное бремя земного мудрования. Не должно же, по слову притчи, разрастаться в ветви, то есть жить на показ, и домогаться похвалы за внешность, но надобно быть благоплодным, предоставляя истинному Земледелателю показание дел. **//Беседы на Шестоднев. Беседа 5.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы** Внушив страх предсказанием бедствий, утешив обещанием благ, употребив различные врачества, пророк снова возводит речи к началу – началу, приличествующему для вступления в пророчество. Как вначале он возвестил о благодеяниях Божьих, оказанных иудеям, говоря: //"сыны родих и возвысих"//, а также о сделанных ими беззакониях, присовокупляя: //"ти отвергашася Мене"//, и: //"Исраиль же Мене не позна, и людие мои не разумеша"// [[old:is:01:02|(Ис. 1, 2, 3)]], так и здесь другими словами, но теми же мыслями он выражает одинаковое с прежним. Но почему, намереваясь изрекать обличения, он называет обличение песнью? Моисей с Мариам справедливо поступил так, когда намереваясь петь победную песнь, справедливо начал такими словами: //"пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море"// [[old:ish:15:01|(Исход 15:1)]]. И Девора, после дивного того трофея, после необыкновенной победы, справедливо составила победную песнь, воссылая славословие Богу [[old:sud:05:start|(Суд. гл. 5)]]. А этот пророк, намереваясь обличать и имея потребность в сильном слове и в состоянии души не успокоительном, а напряженном, обещал нам петь и называет обличения песнью. Впрочем не он один делает это, но и великий Моисей, воспевший тогда победную песнь, в обличение иудеев, составил длинную песнь из укоризн, говоря: //"сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный?"// [[old:vtor:32:06|(Втор. 32:6)]]. И много составив обличений, он заповедал иудеям произносить их в пении; да и мы еще и теперь произносим их в пении. Почему же они составляли обличения в виде песни? Потому что они руководились духовной мудростью и хотели доставить великую пользу душам слушателей. Так как нет ничего столь полезного, как постоянное памятование о своих грехах, а памятование ни от чего не делается столь прочным, как от песни, – так дабы они не скучали от чрезмерных обличений и не уклонялись от постоянного памятования о своих грехах, пророк, стройностью песни желая уничтожить стыд, происходящий от этого памятования, и облегчить невыносимую скорбь, составил такие песни, чтобы вынуждаемые любовью к пению постоянно повторять их, они постоянно помнили о самих себе, и чтобы постоянное памятование о грехах было для них некоторым постоянным уроком добродетели. Вы знаете, что даже теперь иные книги Писания многим не известны и по имени, а произведение псалмов у всех на устах, равно как и эти самые песни. Так из самого опыта видно, сколь великая польза происходит от песни. Потому и говорит пророк: **"воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его."** Песнь, говорит, возлюбленному винограду воспою о самом возлюбленном. И для него я пою, говорит, и предмет песни – он сам и дела его. Не удивляйся, что он называет любимым и возлюбленным того, кого намеревался обличать. И служит величайшим обличением, что они, будучи любимыми и пользуясь таким благоволением Божьим, не сделались лучшими. То же выражает и другой пророк, когда говорит: //"как виноград в пустыне, Я нашел Израиля; как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших"// [[old:os:09:10|(Осия 9:10)]]; он означает этими плодами то, как они вожделенны и любезны для Бога, вожделенны и любезны не за собственные добродетели, но по благости Божьей. А смысл слов его следующий: Я так возлюбил их, как если бы кто нашел виноград в пустыне, или ранний плод на смоковнице. Эти сравнения, не соответствуя достоинству Божьему, сказаны приспособительно к их чревоугодию. //"Ти же,"// говорит, пользуясь такой любовью, //"отчуждишася и внидоша к Веельфегору."// [[old:os:09:10|(Ос. 9:10)]]. Так точно и здесь пророк называет их виноградом любимым и возлюбленным, выражая, что Бог сделал все со своей стороны, так как не они прежде начали любить, но Бог начал прежде. Они же и после этого не оказали себя достойными благодеяний, но во всем явили противное. **"У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы."** Названием **винограда** пророк выражает все Божье промышление и попечение о них. Впрочем, он не останавливается на этом, но исчисляет и другие благодеяния. И во-первых, указывает на местоположение. В словах: **"в розе, на месте тучне"** он говорит с похвалой как о свойстве земли, так и о местоположении, о котором и Давид в псалме сказал об Иерусалиме: //"горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего"// [[old:ps:124:02|(Пс. 124:2)]]. Бог оградил его, говорит, и самым местоположением, кроме того не удовольствовался этим, но Сам был для него величайшей стеной; это и выражает пророк словом: **"на вершине горы"**, означая как безопасность и непреодолимость места, так прежде того – помощь Божью, и заимствуя переносное выражение от воловьего рога. Такое выражение и в народе употребляется о тех, которые убегают в какое-нибудь безопасное место. Так как вол есть сильнейшее из всех животных, а рог есть крепчайший член этого животного, – он ведь пользуется рогом, как оружием, – то многие и привыкли так говорить по причине его непреодолимости; и Писание часто называет //"рогом единорога"// людей, находящихся в безопасности. Итак, **"на вершине горы"**, значит здесь: в безопасности, на высоте, – как и в начале пророк говорил: //"я воспитал и возвысил сыновей"// [[old:is:01:02|(Ис. 1:2)]]. **"На месте тучне"**; а Моисей выразил это словами: //"в землю, … где течет молоко и мед"// [[old:ish:03:08|(Исх. 3:8)]]. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы** Он поставил вокруг Церкви, словно некую ограду, стражу из небесных предписаний и ангелов. Ибо ангел Господень будет защитой для боящихся Бога. Он поставил в Церкви, словно башню, крепость из апостолов, пророков и учителей, которые стремятся к церковному миру. Окопал ее, когда освободил от бремени земных забот; ибо ничего не отягчает душу более, чем тревоги этого мира и стремление к деньгам или власти. //**Шестоднев.**// ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы** И у Исаии: **Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник.** Кто же этот Возлюбленный, как не Сын Единородный? //**Против ариан.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Воспою ныне возлюбленному песнь возлюбленнаго моего винограду моему** Первый стих настоящей главы есть как бы определение и план того, о чем будет говориться дальше. Ибо на то, что хочет делать Пророк намекает, говоря: **воспою возлюбленному**, то есть Христу, которого так назвал Его Бог Отец, говоря: //Сей есть Сын Мой возлюбленный, о немже благоволих// [[new:mf:03:17|(Мф. 3:17)]]. Итак, прислушаемся к твоему голосу, о пророче! а из одних уже твоих мыслей не потекут ли слова? Но смотри, на что указывает цель песни. Хотя, говорит, эта речь произносится чрез меня, но это не моя речь, но возлюбленного; составлена же о **возлюбленном винограднике моем**, или как другие толкователи говорят: **о винограднике его**. Если же он говорит о **винограднике моем**, то он говорит это не как владетель виноградника, но как один из тех, которые принадлежат к винограднику. Ибо мы найдем, что пророки и о народе Божием иногда употребляли такие же выражения. Так пророк Иеремия говорит: //кто даст мне в пустыни виталище последнее, и оставлю люди моя и отъиду от них//? [[old:ier:09:02|(Иер. 9:2)]]. Ибо как принадлежащий к народу он говорит, что близки ему по крови и роду – его народ. Итак, пророк **воспевает песнь возлюбленному**; и его песнь составлена о **винограднике возлюбленном**, то есть об Израиле. Ибо написано, что //виноград Господа Саваофа человек Иудин, новый сад возлюбленный// [[old:is:05:07|(Ис. 5:7)]]. Ст. 1-2 **Виноград бысть возлюбленному в розе, на месте тучне: и ограждением оградих и окопах, и насадих лозу Сорек (избранну), и создах столп посреде его, и предточилие ископах в нем, и ждах да сотворит гроздие, и сотвори терние** Сравнивши Израиля с виноградником, пророк держится этого переносного выражения в продолжение всей речи. **Виноград бысть**, говорит, **возлюбленному в розе, на месте тучне**. Говорят, что некоторые толкователи довольствовались выражением: **на месте тучне**, потому де, что **рог** ни на что другое и не указывает, как на это самое. Некоторым же кажется, что выражение: **в розе** надобно понимать: в силе Божией. Ибо Израиль наследовал землю обетованную, победивши при помощи Божией издревле обитавшие в ней народы. Посему и говорит Ему в сорок третьем псалме: //о тебе враги наша избодем роги, и о имени твоем уничижим возстающия на ны// [[old:ps:043:06|(Пс. 43:6)]], поелику в божественном Писании **рог** понимается в смысле крепости и силы и царской славы. Итак, должно выслушать блаженного Давида, иногда говорящего как бы от лица всякого праведника: //вознесется яко единорога рог мой// [[old:ps:091:11|(Пс. 91:11)]], иногда же опять о Христе: //рог его возвысится в славе//, ибо весьма славно царство Христово. А о том, что обетованная земля плодоносна, свидетельствует священное Писание; повсюду оно называет ее землею, текущею медом и млеком. Эту мысль подтверждает и блаженный Псалмопевец, поющий и говорящий об Израиле: //виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и// [[old:ps:079:09|(Пс. 79:9)]]. Не видишь ли, что выражением: **в розе** указывается в этих словах на силу Божию, ибо он насажден по изгнании оттуда народов. Впрочем, другим кажется, что слово: **в розе** означает: на высоком и видном месте. Ибо таков Сион, расположенный на горе. Итак, **насадивши**, говорит, **виноградник, и ограждением оградих и окопах и насадих лозу Сорек**. Израиль окружен был как бы некоторою оградою и ангельскими силами и небесными воинствами, а сверх того обнесен был валом. Что же это значит? Опытные в возделывании винограда, искусно прикрепляя к каждой лозе подпорки, поднимают их к верху и укрепляют в земле. Ибо вследствие этого получаемый от них плод будет целым и невредимым. Подобное сему сделал и Бог всяческих, устроив духовному винограднику подпору в данном чрез Моисея законе, дабы он, преклонившись к земле и помышляя только об одном плотском, не был истреблен многоразличным образом,а получил бы возможность помышлять о горнем. Ибо закон Божий отводит от земного, как бы поднимая выспрь ум руководимых им. А что виноградная лоза доброкачественна, на это указывает, говоря, что в плодородной земле насаждена не просто попавшаяся под руку лоза, но **Сорек**, то есть **избранная**. Евреи же думают, что словом **Сорек** указывается и вид и имя прекрасной и самой плодоносной виноградной лозы. **И создах**, говорит, **столп посреде его, и предточилие ископах в нем**; ибо в Иерусалиме построен был этот знаменитый храм, как бы башня и жилище Бога и **выкопано было предточилие** и поставлен был жертвенник в нем и корванна, то есть казнохранилище, в котором слагались всякие приношения приходящих сюда. Но поелику, говорит, я привел виноградник во всех отношениях в благоустроенный вид, то я ожидал, что он принесет гроздья; я думал несомненно, что он принесет не что иное, как лучший виноградный плод; – он же уродил терние. Итак, надежда обманута: обманул Израиль и вместо гроздьев уродил терние. Ибо он не сделался хранителем закона и не украсил себя плодами доброй жизни; но многообразно уклонился от закона и сотворил терние, то есть дела огня или таковое, что уязвляет прикасающихся и приближающихся к ним. Грех же совершаемый нами, оскорбляет Бога, и что для нас терние, то для Него злой нрав. Но как блаженный Павел пишет: //земля, пившая сходящий на нее множицею дождь, и рождающая былия добрая оным, имиже и делаемая бывает, приемлет благословение от Бога// [[new:evr:06:07|(Евр. 6:7)]], а рождающая терние и колючки негодна и близка к проклятию, конец которого – сожжение. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы** **Воспою... Возлюбленному моему;** то есть Богу, Возлюбленному моему, воспою песнь, какую должен воспеть Ему народ Его. **Виноград бысть Возлюбленному моему**, то есть виноград был у Бога. **На месте тучне,** то есть в земле, текущей млеком и медом. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ---- Виноград да благословит Господа, насадившего его. Он насадил виноград, и насаждения Его были души. Один виноградник очистил Он, а другой, как приносивший кислые гроздья, разорил. Благословен Искоренитель! Да славословится истинный виноградник, возделанный Самим Вертоградарем, сохранивший и принесший Ему плоды свои. //**Гимны на Рождество.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место** Часто заставляешь писать к тебе, обращаясь с просьбами к моему смирению, потому что и сам я не ленив на это. Итак, говорил, некто еще прежде нас, будто бы по неписанному преданию сохраняется в Церкви такое мнение, что иудея первая стала иметь обитателем своим человека и первозданный Адам по изгнании своем из рая в ней утвердился, ища утешения в утрате своей. Поэтому Палестина приняла в себя и первого мертвого человека, когда над Адамом исполнился там приговор. Жившим тогда казалось чем-то новым видеть череп, переживший плоть, и они, положив череп на место, наименовали место сие лобным. Вероятно же, и Ной знал, где находится гроб родоначальника всех человеков, так как им сохранена и паства после потопа. Посему то Познавший начала человеческой смерти претерпел страдание на месте, называемом лобным [[new:mk:15:22|(Мк. 15:22)]], чтобы, где восприняло начало тление человеков, там началась и жизнь царствия. И как в Адаме усилилась смерть, так изнемогла она в смерти Христовой. Потому сказал Пророк Исаия: **«в розе на месте тучнее»** [[old:is:05:01|(Ис. 5:1)]]. **«В розе»**, – так как защитою против смерти имеет Крест Владычний; и **«на месте тучнее»**, – так как после рая оно сподобилось первенства над всею подсолнечною. **//Письма на разные темы. Сенатору Птолемею.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы** Пророк воспевает народу Израильскому плачевную песнь, составленную Тем, о Котором написано в Евангелии: //И когда приблизился к городу, то, смотря па него, заплакал о нем// (без сомнения, о Иерусалиме) //и сказал: О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего// [[new:lk:19:41|(Лк 19:41-44)]]. И еще: //Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст// [[new:mf:23:37|(Мф 23:37-38)]], - чему подобно то, что ныне в этой песне говорится: //Оставлю виноградник Мой// [[old:is:05:06|(Ис 5:6)]]. А что Христос называется возлюбленным и любимейшим - что Акила перевел [на греческий как] πατρά δελφος, т. е. сын дяди или двоюродный брат, - этому научает нас надписание Псалма 44: //Песнь о возлюбленном// [[old:ps:044:01|(Пс 44:1)]], и глас Бога Отца в Евангелии: //Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение// [[new:mf:03:17|(Мф 3:17)]]. И в Псалме 67 читаем: //Господь даст глагол благовествующим силою многою. Царь сил возлюбленного// [[old:ps:067:12|(Пс 67:12-13)]]. Итак, «этот Возлюбленный составил плачевную песнь о винограднике Своем, которую я воспою возлюбленному и жалкому народу моему». Или, по крайней мере, так должно понимать: «Воспою Всемогущему Богу Отцу песнь Христа, Который есть брат мой, то есть происшедший от одного со мною народа». А что виноградником Божиим называется народ Израильский, это мы читаем и в конце сей песни: «//виноградник Господа воинств есть дом Израилев, и муж Иудин — достохвальная отрасль Его//» [[old:is:05:07|(Ис. 5:7)]], и в семьдесят девятом псалме [[old:ps:079:09|(Пс. 79:9)]]: //виноград из Египта пренесл еси, изгнал еси языки, и насадил еси и//. И в Евангелии почти в тех же словах, которыми ныне говорит пророк, Господь излагает притчу: //человек некий бе домовит, иже насади виноград, и оплотом огради его и ископа в нем точило, и созда столп, и вдаде и делателем//, [[new:mf:21:33|(Мф. 21:33)]] и проч. И у Иеремии читаем: //аз насадих тя виноград плодоносен, весь истинен: како превратился еси в горесть, виноград чуждии// [[old:ier:02:21|(Иер. 2:21)]]? Итак оплакивается, как мы сказали, Иерусалим, и словом пророческим воспевается его разрушение. Но для Церкви и народа, бывшего некогда язычниками, издана иная песнь, о которой читаем в Псалмах: //воспойте Господеви, вся земля, благовестите день от дне спасение Его. Возвестите во языцех славу Его, во всех людех чудеса Его// [[old:ps:095:01|(Пс. 95:1-3)]], и еще: //воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою// [[old:ps:097:01|(Пс. 97:1-12)]]. **У возлюбленного Моего был виноградник на роге, сыне елея.** Так сообразно еврейскому тексту перевели Феодотион и Акила, Симмах же по своему обыкновению перевел яснее: у возлюбленного Моего был виноградник на роге, посреди оливковых деревьев, Но LXX перевели более мысль, нежели слово: //у возлюбленного Моего был виноградник на роге, на месте тучном, или плодородном//, ибо πίων означает то и другое. И действительно нет ничего тучнее земли обетованной, если будешь иметь в виду не некоторые гористые и пустынные места, а все ее пространство от ручья Египетского до великой реки Евфрата на восток и к северу до горы Тавра и Зефирова мыса в Киликии, который вдается в море. О роге же часто читаем, что он означает царство и могущество, как это есть в Евангелии: //воздвиже рог спасения нам в дому Давида отрока Своего// [[new:lk:01:69|(Лк. 1:69)]], и: //о тебе враги наша избодем роги// [[old:ps:004:06|(Пс. 4:6)]]. И у Захарии четыре рога означают четыре могущественнейшие царства [[old:zah:01:start|(Зах. 1)]]. Евреи это место изъясняют так: виноградник насажден Христом на роге, то есть, на месте крепком и высоком, которое называется сыном елея или потому, что нуждается в милосердии Божием и поддерживается Его помощию, или потому, что сообщило всем народам ясный свет боговедения. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.//** ===== Лопухин А.П.===== Ст. 1-7 **Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, - и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; ждал правды, и вот - вопль** Пророк выступает здесь как лирический поэт, но его песнь заключает в себе истину вполне трагического характера. Пророк поет о деле своего возлюбленного Господа, который насадил свой виноградник, т. е. избранный народ в прекрасном месте и даровал ему все условия благополучного существования. Однако этот виноградник принес не прекрасный виноград, а дурные, негодные к употреблению в пищу ягоды. Слушатели этой притчи - песни должны сами сказать, что Всевышний вправе сделать с таким виноградником. Но так как слушатели не могут признать себя виновными, то Сам Господь определяет Своему винограднику или, что тоже, иудеям, их будущую судьбу, которая обещает быть очень печальной. **Воспою...** с евр. : //"я начинаю петь о моем Друге: это - песнь о Его любви к Своему винограднику"//. Пророк хочет изобразить отношение своего друга (как образно называется здесь Сам Сущий) к Его винограднику, как нередко называется в Писании народ избранный (ср. [[old:is:03:14|Ис. 3:14]]; [[old:ier:02:21|Иер. 2:21]]; [[old:ier:12:10|12:10]]; [[new:mf:21:33|Мф. 21:33]]). Виноградник этот был разведен на самой удобной почве - на выступах горы, наиболее открытых для действия солнечных лучей. "Вакх любит открытые холмы", - говорит Виргилий (//Георг//. II, 113). //**Толковая Библия.**// [<10>]