[<10>] ====== Толкования на Ис. 5:2 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды** **И ограждением оградих и окопах, и насадих лозу Сорих** (избранну, доброплодну)**, и создах столп посреде его, и предточилие ископах в нем.** Ход речи не вполне следует естественному ходу дел, ибо насаждают прежде окапывания, если только под окопами разуметь подпоры, поддерживающие плод виноградный над землей. Или, может быть, предусмотрительный земледелатель, кроме первого приготовления, и все заранее предустроил, а потом уже приступает к насаждению? Поэтому сперва ограждает, потом окапывает, а потом насаждает виноград. И виноград не какой ни есть, но **Сорих**, из чего Симмах сделал **избранный**. Посему какое же это ограждение, как не заповеди, которые Бог дал народу до введения в //землю одержания// (ср.: [[old:lev:25:24|Лев. 25:24]])? Потом дана им от Бога сила одолеть противников и искоренить народы, прежде там обитавшие. Это Пророк назвал окопами, потому что сие делало их высокими и знаменитыми, поднимало вверх плоды, чтобы они не падали и не всякому были доступны. За сим следует насаждение **избранных**, потому что они происходят от семени избранников Божиих - Авраама, Исаака и Иакова. А **столп**, созданный **посреде**, очевидно, есть храм, водруженный среди Иудеи; **предточилие** же - самая Синагога иудейская, потому что точило в собственном смысле есть Церковь Божия, составленная из людей, собранных отовсюду; для нее воспеты Псалмопевцем и песни о //точилех// [[old:ps:008:start|(Пс. 8]], [[old:ps:080:start|80)]]; **предточилие** же есть как предуготовление с помощью закона, так и предварительное поучение в благочестии. И поскольку приводит к единству, оно - точило; а поскольку служит приуготовлением к совершеннейшему, оно - **предточилие**. **И ждах, да сотворит гроздие, и сотвори терние.** При насаждении избранного винограда и при столь многом попечении следовало бы, что принесены будут сладкие плоды, ибо от чад Авраамовых требуются и дела Авраамовы (см.: [[new:in:08:39|Ин. 8:39]]). Но вместо ожидаемых //гроздий сотвори же терние,// то есть вместо того чтобы возвеселить и успокоить, готов уязвлять, терзать и окровавлять приближающихся. Ибо кого из пророков не убили они, по сказанному в евангельской притче (см.: [[new:mf:21:35|Мф. 21:35]])? Думаю же, не за убийства только обвиняются в том, что сотворили терние, но и потому что, перестав быть боголюбивыми, предпочли быть сластолюбцами и житейскими заботами, как тернием, заглушили ум. Как терние не приносит гроздов, так и виноградная лоза - тернов. Посему Господь говорит: //Еда объемлют от терния грозды?// [[new:mf:07:16|(Мф. 7:16)]]. Однако же иудеи вместо гроздов приносят терны. **//Толкование на пророка Исаию.//** См. также Толкование на [[old:is:05:01#svt_vasilij_velikij|Ис. 5:1]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды** **"Ограждением"** Он называет или стену, или закон, или свое промышление. Действительно, закон ограждал их безопаснее стены. **"И окопах"**, т.е. сделал крепкую защиту. Так как ограда часто бывает удоборазрушима, то Я, говорит, окружил их другой защитой. **"И насадил в нем отборные виноградные лозы."** Он продолжает переносную речь, которую не должно изъяснять буквально, но довольно знать только цель ее. **"Отборной"** (Σωρήχ) называет он здесь лозу истинную, благородную, приносящую плоды не дурные и низшего сорта, но отборные и первостепенные, потому что много сортов виноградных лоз. **"И построил башню посреди его, и выкопал в нем точило"**. Некоторые разумеют здесь храм, а под **"точилом"** – жертвенник, так как там собирались плоды добродетелей каждого, и приношения, и все жертвы; но я и теперь скажу тоже, что сказал выше, т.е., что нужно смотреть на цель переносной речи. Всем этим Он хочет сказать: Я исполнил все со Своей стороны, оказал всякое попечение; Я не обременял их работами, не изнурял трудами, не заставлял их самих строить, копать и насаждать, но передал им вполне устроенное дело; не ограничил и этим своего человеколюбия, но и **"ожидал, что он принесет добрые грозды"** и с великим долготерпением ожидал надлежащего времени плодоприношения; это именно и означает выражение: **"ожидал"**. **"А он принес дикие ягоды"**. Указывает на их жизнь бесплодную, грубую, упорную. Какого же прощения могут удостоиться те, которые после столь великого попечения воздают землевладельцу такие плоды? //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды** Итак, я предупреждаю вас, святые побеги, я предупреждаю вас, новые насаждения на поле Господнем: пусть нельзя будет сказать о вас то, что сказано было о винограднике дома Израилева: **Я ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.** Пусть в вас обретет виноградный плод Тот, Кто Сам есть виноград, измятый в точиле. Приносите добрые гроздья, ведите добрую жизнь. //**Проповеди.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и ограждением оградих и окопах, и насадих лозу Сорек (избранну), и создах столп посреде его, и предточилие ископах в нем, и ждах да сотворит гроздие, и сотвори терние** См. Толкование на [[old:is:05:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 5:1]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== //И окопа его,// и благодетельствовал ему, и наказывал его. **И ограждением оградих,** то есть дал закон. **И насадих** в нем **лозу избранну;** это - священники, праведники и назореи. **И создах столп посреде его;** это - сан царей и судей. **И предточилие ископах в нем;** это - священство и жертвы. **И ждах, да сотворит гроздие, и сотвори терние.** Господь ожидал, что сотворит он добрые дела, изображаемые гроздами, а сотворил он дела лукавые, изображаемые терниями. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Я насадил виноградник и обнес его оградой** и т.д. Насаждение виноградника означает творение, ограда —
 естественный закон, а частокол — закон писаный; этими законами Творец оградил естество. Тот, кто по [благому] произволению, добросовестно взрастил естествен
ное семя добра, — тот принес садовнику плод. Тот же, 
кто неразумно устремляется к не сущему, — тот приносит колючки, то есть страсти, и попирается бесами, которые их приводят в действие. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды** **И Он огородил его, и очистил его от камней, и насадил в нем лозу Сорек, и построил башню посреди его, и устроил в нем точило.** Посредством метафоры, как мы прежде сказали, виноградника, описывается народ Иудейский, который Он оградил помощию ангелов. И очистил его от камней, — или от идолов, или от всего того, что могло препятствовать богопочитанию. И насадил в нем лозу Сорек, которую один Симмах перевел //избранною//, передавая, как мне кажется, не слово, а смысл, заключающийся в слове. Ибо Евреи говорят, что Сорек есть род самой лучшей виноградной лозы, который обильно и постоянно приносит плоды. Наконец некоторыми Сорек переводится словом χαλλίκαρπος, которое мы можем перевести: //красивейший плодами//. И построил башню посреди его, то есть храм посреди города, и устроил в нем точило, которое, по мнению некоторых, означает жертвенник. Ибо как к точилу сносятся и там давятся ногами всякие виноградные ягоды, чтобы из них выжато было вино, так жертвенник принимает на себя приношения всего народа и пожирает закланные жертвы, сообразно тому, что о Вениамине, в колене которого находился храм и жертвенник, читаем: //Вениамин волк хищник, рано яст еще, у и на вечер дает пищу// [[old:gen:49:27|(Быт. 49:27)]]. Все, что говорится о винограднике, может быть применяемо и к такому состоянию души человеческой, когда она, будучи насаждена Богом на добро, принесла не добрые грозды, а дикие виноградные ягоды, и после этого предана зверям на попирание, и не приняла божественного дождя учений, потому что пренебрегла прежними дарами. **И ожидал Я что он принесет добрые грозды, а он принес дикие виноградные ягоды.** Вместо переведенных нами диких виноградных ягод в еврейском написано: busim, что Акила перевел σαπρίας, то есть, //плоды самые негодные//, Симмах — άτελή, то есть, //несовеpшенные//, LXX и Феодотион — //терния//, которыми Иудеи венчали Господа. Ибо когда Он ожидал, что, во время собирания винограда, они принесут добрые грозды к точилам, по которым восьмой и восемьдесят третий псалмы имеют надписания, они, погрузившись в заботы и пороки века сего, что в Евангелии [[new:mk:04:12|(Мк. 4:12]], [[new:mk:04:19|Мк. 4:19)]] означает терние, принесли колючки богохульств. Но я думаю что лучше под busim разуметь дикие виноградные ягоды, не «ели терние, чтобы сохранилось сходства с начатою метафорою. Посему и Спаситель говорит в Евангелии: //еда объемлют от терния грозди, или от репия смоквы// [[new:mf:07:16|(Мф. 7:16)]]. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.//** ===== Лопухин А.П.===== **и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды** //И Он обнес его оградою// - точнее с евр. : //окопал// или вскопал для посадки черенков виноградных лоз. //Очистил его от камней// - от больших камней, мелкий же камешек служит для закрепления лоз в почве. //Башни// в винограднике устраивались для того, чтобы сторож виноградника мог наблюдать оттуда за целостью лоз, которым мог повредить главным образом скот. //Точило// - собственно нижний чан, находившийся в земле, в который из верхнего чана, где мяли виноград, стекал виноградный сок. //Виноград отборный// - по евр. soreк (accиp. Sarka), т. е. преимущественно темно-красного цвета. //Дикие ягоды// - плохого качества ягоды. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:05:01#lopuxin_ap|Ис. 5:1]] [<10>]