[<10>] ====== Толкования на Ис. 5:3 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **И ныне, живущии во Иерусалиме и человече Иудин, судите между Мною и виноградом Моим** Если виноград Господень есть дом Израилев и человек Иудин - возлюбленное новосаждение, то как же на виноград жалуется винограду? Или Писание, по неопровержимости обличений, хочет сделать их судьями себя самих, как и Нафан поступил с Давидом, поставив его судьей собственной несправедливости? Избыток же человеколюбия Бог являет в том, что снисходит в суде до равенства с рабами Своими, и вместе доказательством правды служит то, что подсудимые ничего не могут возразить против очевидной справедливости. **Судите**,- говорит,- **между Мною и виноградом Моим** и скажите, чего еще не сделано споспешествующего к его плодородию? **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И ныне, живущии во Иерусалиме и человече Иудин, судите между Мною и виноградом Моим** Велика сила правды, если самим виновным предлагает судить о том, что сделал Он, и что сделали они. **"И ныне"**; Я не упоминаю, говорит, о древнем, но и ныне готов судиться. Так Я никогда не перестаю исполнять Свое, а вы не исполняете своего. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 3-4 **И ныне, живущие во Иерусалиме, и человече Иудин, судите между Мною и виноградом Моим. Что сотворю еще винограду Моему, и не сотворих ему; занеже ждах, да сотворит гроздие, сотвори же терние** Пытается показать совершенно неизвинительное нерадение Иудеев и, сверх того, их бесстыдство по отношению к закону. Ибо им надлежало и очень удобно было идти славною и достохвальною стезею согласной с законом жизни и следовать жизни во Христе, но они предпочли путь кривой и, пренебрегши возможностью приносить добрые плоды, стали подобны сухой земле, неспособной приносить хороших плодов, – лучше же земле дикой, заросшей тернием и кустарником. Итак, говорит, пусть придут мудрые между вами и рассудят между Мною – Господином виноградника и между самыми виноградными лозами. Вследствие недостатка чего потребного им, стали они негодными? Если я, насадивший их, пренебрег чем-нибудь необходимым для их пользы, то пусть кто либо обличит меня в этом и я прекращу свой гнев, оставлю свой гнев и не буду требовать наказания. Ибо, говорит, **что сотворю, чего не сотворих ему**? Но, несмотря на то, что я обогатил его всем полезным и не допустил, чтоб он имел нужду в чем-нибудь, он однако оказался рождающим **терние**, хотя я ожидал, что он будет красоваться зрелыми плодами. Какой же, наконец, будет произнесен судьею приговор? Назовет ли ленивым и нерадивым земледельца или наоборот обвинит тех, которые были предметом Моей (Его) заботливости, но до такой степени оказались небрежными относительно своего благоплодия, что породили вместо **гроздьев** бесполезный кустарник и множество **терний**. А что здесь идет речь не о чувственном тернии и не о виноградных ягодах и гроздьях, – это всякому ясно. Если же виноградник разумеется духовный, то конечно таковые же разумеются и плоды. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 3-4 **И ныне, живущии во Иерусалиме и человече Иудин... Что сотворю еще винограду Моему, и не сотворих ему?** Пророк говорит мужам Иудиным и Иерусалимским или, лучше сказать, Сам Бог через пророка призывает их во свидетели сказанного, что ждал Он от винограда, **да сотворит гроздие, и сотвори терние,** то есть ожидал, что сотворит он правду, а он творил беззаконие. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 3-4 **И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды** Я сделал, говорит Он, все, что должен был сделать, насадил виноградник на месте весьма плодородном, обнес его оградою, очистил от камней, и ветви его подвязал к кольям и палкам; и самая лоза была не какая-нибудь из многих, но избранная и приносящая весьма красивые плоды. Я построил весьма прочную башню, чтобы в ней хранить плоды, и чтобы с нее наблюдать за повреждающими плоды зверями. Я устроил точило, чтобы на этом же преимущественно месте давились виноградные ягоды и разливалось вино. Итак поелику Я сделал то, что должен был сделать, то пусть отвечают Мне жителя Иерусалима и Иуды, или лучше, пусть рассудят между Мною и виноградником Моим, что осталось, что Я должен был сделать, и не сделал? И так как они молчат, то Он Сам отвечает Себе: разве Я, может быть, ошибся в том, что за труд Мой ожидал, что он принесет добрые грозды, а не дикие виноградные ягоды, которые обыкновенно приносит невозделанный и заброшенный виноградник. Подобное сему говорит и Нафан пророк, посланный к Давиду, [[old:2ts:12:start|(2 Цар. 12)]], и спрашивает его посредством притчи, чтобы, судя о другом, он произнес приговор о себе. Таким образом и этот народ спрашивается как-бы о винограднике для того, чтобы он сам отвечал против себя. Это место Спаситель полнее приводит в Евангелии [[new:mf:21:start(|Мф. 21)]] и, что здесь опущено, спрашивает книжников и фарисеев. Ибо у Исаии ничего не сказано о виноградарях, и не показывается, что они имеют потерпеть; но речь идет только о винограднике: там же так как виноградник иной и виноградари иные, то о народе и учителях говорит, что Он //злых зле погубит, и виноград предаст иным делателем// [[new:mf:21:41|(Мф. 21:41)]], разумея апостолов и тех, которые имеют быть преемниками апостолов. Но нет, как очень многие думают, тождесловия в том, что Он говорит: //разве что Я ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие виноградные ягоды?// [[old:is:05:02|(Ис. 5:2)]] Ибо выше Он безмолвно говорит пред Собою, здесь же [[old:is:05:04|(Ис. 5:4)]] спрашивает других о том, что Он думал. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.//** ===== Лопухин А.П.===== Ст. 3-6 **И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, - и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя** Здесь говорит Возлюбленный, т. е. Всевышний. //Ограда// - (ст. 5) - невысокие каменные стенки вокруг виноградника в 1-2 аршина высоты. //Обрезывать// лозы (6 ст.) было необходимо для придания им большего плодородия. Почву виноградника несколько раз в год вскапывали для возвышения ее плодоносности. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:05:01#lopuxin_ap|Ис. 5:1]] [<10>]