[<10>] ====== Толкования на Ис. 5:9 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей** См. Толкование на [[old:is:05:08#svt_vasilij_velikij|Ис. 5:8]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей** См. Толкование на [[old:is:05:08#svt_ioann_zlatoust|Ис. 5:8]] //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 9-10 **Аще бо будут домове мнози, в запустении будут велицыи и добрии, и не будут живущии в них: идеже бо возорют десять супруг волов, сотворит корчаг един, и сеяй артавас шесть сотворит меры три** Несомненно, говорит, дошли до слуха Господа Саваофа жалобы на притеснения, совершаемые людьми сильными над другими. Что же, умолчал ли Он об этом? допустил ли это спокойно? обуздал ли Свой гнев? Никак, говорит. Ясным доказательством этого служит то, что Он сделал напрасными усилия людей, пристрастных к чужому. Ибо, говорит, какая польза присовокуплять дом к дому и с пышностью и великолепием устраивать жилища, если в них никто не будет жить, потому что война истребит и малых, и великих? И какая им прибыль от обширнейших полей, когда Бог не попустит сим приносить хорошие плоды за жадность их владетелей или похитителей? Ибо в полях будет такой неурожай, что там, где работали в виноградниках двадцать волов, или десять пар, получится едва один сосуд вина, а из шести мер высеянных семян получат только половину того, что высеяно. А для обработки десятью парами волов, как я думаю, нужно очень много виноградников, а равным образом очень много участков пахотной земли. Итак, бесполезно имение и суетно стремление к приобретению многого, если не кому будет жить в домах, находящихся в городах, и не будет плодородия на полях, так как Бог уничтожает урожай и обличает неправду жадных людей. Поелику же и каждый из нас имеет в душе своей духовное земледелание и совершает посев правды, то будем остерегаться, как бы не нанести оскорбление Богу. Ибо тогда-то, подобно безопасному и прочному дому, приобретем мы многовидные и разнообразные добродетели, и будем изобиловать житом подобно долинам. //Господь же всяческих благословит сеяние наше и умножит плоды правды нашей//, как говорит божественный Павел [[new:2kor:09:10|(2 Кор. 9:10)]]. См. также Толкование на [[old:is:05:08#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 5:8]] //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Услышашася бо в ушесех Господа** вопли ограбленных бедных, которые вопиют на нас. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей** Вместо переведенного нами с еврейского: **в ушах моих есть сие Господа воинств**, то есть, слова, которые сказал Господь, доселе раздаются в ушах моих, LXX перевели: //слышно в ушах Господа Саваофа сие//. Это не то значит, что пророк слышал слова Господа, но что в ушах Господа слышно то, что пророк намерен говорить, хотя последовательнее было бы разуметь, что пророк слышал то, что Господь сказал. Господь же сказал, что великие и самые красивые дома, после плена, будут пусты, по неимению жителей. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.//** ===== Лопухин А.П.===== **В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей** Закон Моисеев требовал, чтобы каждая семья израильская владела только своим, ей, с начала взятия земли обетованной, назначенным участком земли [[old:lev:25:23|(Лев. 25:23)]]. Но евреи неоднократно нарушали этот закон разными способами (см. [[old:3ts:21:start|3 Цар. 21]]). Главным образом, люди богатые старались завладеть большими участками земли потому, что возделывавшаяся на этих участках пшеница составляла в древнее время самый выгодный предмет торговли и земля, можно сказать, была в Палестине золотым дном. Исаия, как и другие пророки, обращает особенное внимание на эту ненормальность, в силу которой немногие богачи становились владетелями огромных пространств земли и массы домов, а прочее население должно было на них работать из-за куска хлеба, постепенно превращаясь в настоящий пролетариат. Да притом, так как пшеница возделывалась для экспорта за границу, простым еврейским поселянам не положительно хватало хлеба для себя и своих семей. Кроме того, этим вырывалась пропасть между отдельными классами народа, тогда как закон не устанавливал никакой дистанции, никакой разницы в социальном положении израильтян, и затем подвергалась опасности целость государства, защищать которое могли только люди, которые чувствовали себя в нем не наемниками, а хозяевами, которым земля была своей. Заметить нужно, что пророк, однако, возвещая горе таким стремившимся к расширению своих владений евреям, не возбуждает народ к насильственному восстановлению первоначальных границ владений каждой еврейской семьи, а только хочет подействовать на этих нарушителей закона Моисеева угрозой гнева //Божия// (ст. [[old:is:05:10|10]]). Пророки вообще были против всякого насилия... //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:05:08#lopuxin_ap|Ис. 5:8]] [<10>]