[<10>] ====== Толкования на Ис. 5:10 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу** См. Толкование на [[old:is:05:08#svt_vasilij_velikij|Ис. 5:8]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу** От города пророк обращает речь к запустению страны, чтобы со всех сторон поразить слушателя. И дома, говорит, не будут иметь жителей, и земля не будет оказывать своей силы. Так и в начале за грех Адама она произрастила терние и волчицы; и после него за преступление Каина она приносила плоды гораздо меньшие трудов его и собственной силы. И во многих других местах можно видеть, что она наказывается за грехи людей. И удивительно ли, что нечестие людей уменьшает производительность и плодородие земли, если она через нас сделалась тленною и опять через нас делается нетленною? Так как самое бытие свое она получила для нас и для служения нам, то и состояние ее такое или иное берет начало и корень здесь же. Так было и при Ное. Когда человеческая природа низошла до крайней порочности, то смешались все вещи, и семена, и растения, и роды бессловесных, и земля, и море, и воздух, и горы, и рощи, и холмы, и города, и стены, и дома, и башни, и все вообще покрылось тогда страшным потопом. А когда опять нужно было размножаться человеческому роду, то земля получила свой порядок и опять пришла в прежнее благоустройство. То же происходило, как всякий может видеть, и в частных случаях в честь людей. Так море отступало и опять вступало на свое место, солнце с луной задерживалось и останавливало свое течение, огонь оказывал свойства воды, земля – свойства моря, а море – свойство земли: все, сказать кратко, обращается в пользу людей. Так как человек почетнее всего и для него существует все сотворенное, то теперь, когда народ иудейский согрешил, Бог останавливает плодородие земли и не дозволяет ее недрам приносить обычные плоды после многих трудов и усилий людей, чтобы они познали отсюда, что не искусство земледельческих рук, не волы и плуг, не свойство земли и не что-нибудь другое подобное, но именно – Господь всего этого есть Тот, Кто изливает все щедрою рукою, и опять, когда хочет, останавливает все. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Идеже бо возорют десять супруг волов, сотворит корчаг един, и сеяй артавас шесть сотворит меры три** См. Толкование на [[old:is:05:09#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 5:9]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо десять участков в виноградниках дадут один сосуд вина, и тридцать модиев посеянного зерна принесут три модия** Вместо переведенного, одними LXX: //сосуд вина//, все другие перевели: бат, что по-еврейски называется beth, а вместо тридцати модиев, которые мы поставили вместо кора, называемого по-еврейски orner, LXX перевели: //шесть артавасов//, каковая мера есть Египетская и вмещает в себе двадцать модиев. Следовательно во время чрезвычайного неурожая, который следует за пленом, десять участков в виноградниках дадут бат, то ест, три амфоры, а тридцать модиев семени, то есть, кор, принесут ефи, что LXX перевели тремя мерами, то есть, //тремя модиями//. Бат же употребляется в отношении к жидким веществам, а ефи, или ефа, той же меры, — к отношении к сухим, как мы читаем, по еврейскому тексту, у Иезекииля: //да будут у вас правильная ефи и правильный бат. Ефи и бат да будут равны и одной меры, так чтобы бат вмещал в себе десятую часть кора, и ефи десятую часть кора: по мере кора да будет равное измерение их// [[old:is:45:10|(Иез. 45:10-11)]]. Спрашиваем, по смыслу таинственному, каким образом велики и красивы будут дома еретиков, которые, когда наступит время суда, не будут иметь ни одного жителя? Ибо всякая пышность и искусственность слов и диалектические доказательства будут вменяться ни во что, итак, как мы, по апостолу Павлу, не только строение Божие, но и нива [[new:1kor:03:09|(1 Кор. 3:9)]], подражающие которой еретики Иеремиею подрываются и искореняются [[old:ier:18:07|(Иер. 18:7)]]: то они на десяти участках в виноградниках, или там, где работают десять пар волов, получат один бат, и с тридцати модиев посеянного зерна получат ефи, так что от десятеричного числа, которое в Священном Писании таинственно и совершенно, и от числа тридцати, в котором пророчествовал Иезекииль [[old:iez:13:07|(Иез. 1:1)]] и в котором Господь крестился [[new:lk:03:22|(Лк. 3:22-23)]], они низойдут до ефи, которая в сравнении с числом множественным есть не более как единица. А что строение и нива имеют смысл духовный, этому и в другом месте учит апостол Павел, свидетельствуя, что верующие в любви //вкоренены и основаны// [[new:ef:03:17|(Еф. 3:17)]]. Посему и Екклезиаст не только строил себе дома, но и разводил виноградники, и заводил сады и огороды, и насаждал всякие плодовые деревья, и устроял водоемы, чтобы орошать деревья [[old:ekl:02:04|(Еккл. 2:4-6)]]. Но еретики, имея только подобие и тень добродетелей, а не самую истину, предлагают листву слов, без плода дел. О их деревьях Господь говорит: всяк сад, его же не насади Отец Мой небесный, искоренится [[new:mf:15:13|(Мф. 15:13)]]. Ибо от виноградов Содомских виноград их, и розга их от Гоморры: //грозд их, гроздь желчи, гроздь горести их. Ярость змиев вино их, и ярость аспидов неисцельна// [[old:vtor:32:32|(Втор. 32:32-33)]]. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.//** ===== Лопухин А.П. ===== **десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу** //Бат// - мера жидкостей около одной эпической меры или 34, 44 французских литра. //Хомер// был равен десяти ефам или батам. Богатые евреи будут получать в //десять// раз //меньше// того, что посеяли. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:05:08#lopuxin_ap|Ис. 5:8]] [<10>]