[<10>] ====== Толкование на Ис. 7:5 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 5-9 **Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря: пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова. Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется; ибо глава Сирии - Дамаск, и глава Дамаска - Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены** Поскольку против Церкви совещаваются два разума, находящиеся вне истины: сын Арамль - разум выспренний, взимающийся на разум Божий, и сын Ромелиев - разум выспреннего обрезания, который, под предлогом знания и под видом учения о высоких предметах, отвлекает от истины Божией по учению Церкви, то совещали они совет лукавый, как бы говоря: "Собеседуя с тем, что в Иудее, то есть в исповедующей душе (ибо Иудея иначе называется исповеданием Бога), посредством диалектического правдоподобия отвратим ее к себе, обещая дать не другого какого царя, а сына Тавеилева, то есть Сына Благаго Бога (Которого хотя называют они Сыном Благаго Бога, однако же Самого не именуют Благим, превратно воспользовавшись евангельским изречением: //что Мя глаголеши блага? никтоже благ, токмо един Бог// [[new:lk:18:19|(Лк. 18:19)]]. Посему, когда видишь, что иномысленные обещают знание, вводят языческую мудрость, ополчаются против Церкви, заключай, что и ныне сын Арамль и сын Ромелиев совещавают совет лукавый. Но на лукавый совет сего, как объяснили, сына Арамля и сына Ромелиева Господь говорит так: "Совет Божий стоит и пребывает, а совет противоборствующих истине не устоит, но падет и сокрушится". Почему и сказано: **глава Араму Дамаск, и глава Дамаску Расин**, то есть глава выспренних есть некто проклятый и исполненный крови. Ибо Дамаск толкуется кровь вретища; а вретище как само по себе есть символ покаяния, так намоченное кровью нечисто, почему может быть принято за покаяние мнимое, не будучи покаянием истинным, потому что не держится здравых учений. Но опять глава Дамаска - покаяния не чистого, а оскверненного смертными грехами,- называется Расин, который сам есть символ нездравого и нечистого учения. **Но еще шестьдесят и пять лет, оскудеет царство Ефремово от людий, глава же Ефремови Соморон, и глава Соморону сын Ромелиев**. Посему царство Ефремово есть какое-то владычество иномысленных, потому что из сего колена произошел отщепивший Израиля от Иуды. Поэтому глава Ефрему Соморон, то есть Самария. А Самария есть область каких-то врагов, повредивших здравое учение чрез уклонение самарян от иудейства. Как Дамаск - глава Сирии, а глава Дамаска - Расин, так Самария - глава Ефрему, а глава Самарии - сын Ромелиев. Сим словом выражается какое-то расширение и преумножение зол, так что нет возможности препобедить совещание таких людей, невозможно кому-либо иметь крепость против предначинаемых ими злоумышлений. **И аще не уверите, ниже имати разумети**. Должно верить Писаниям, как содержащим в себе Божию мысль, и таким образом приступать к уразумению написанного в них. Ибо должно восходить выше образов и таким образом постигать истину показанного нам. Прежде всего нужно верить простой верой, что Писания богодухновенны и полезны, а потом в тонкости и со всей внимательностью исследовать заключающуюся в них мысль. См. также Толкование на [[old:is:07:03#svt_vasilij_velikij|Ис. 7:3]] **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 5-9 **Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря: пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова. Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется; ибо глава Сирии - Дамаск, и глава Дамаска - Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены** Опять пророк представляет величайшее подтверждение пророчества. Так как слушатели были поражены страхом, и бедствия были пред глазами, а отрадное было только в надежде и даже превосходило всякое ожидание, и притом они были не очень доверчивы, то смотри, что он делает. Он дает величайшее знамение того, что предсказанное сбудется, обнаруживая замыслы противников. Он открывает, с каким намерением они осадили город, о чем совещались между собой, на каких условиях приступили, и показывает, что или это событие есть предательство (**«собеседовавшее**, – говорит, –** с ними отвратим я к нам»**) или враги обезумели от великой гордости, думая, что им не нужно ни браться за оружие, ни вступать в борьбу и сражение для того, чтобы взять город. Для нас достаточно, говорили они, только явиться и поговорить, и возвратиться, взяв всех в плен. Потом, как обыкновенно бывает с гордыми, они, надмеваясь такою надеждою, совещаются об избрании царя, как будто город уже взят и нужно поставить кого-нибудь царем в столице. Таковы, говорит пророк, замыслы их; но воля Божья ниспровергает все это. Потому он продолжает: **«Но Господь Бог так говорит»** и не останавливается на этом, а прибавляет **"Саваоф"**, потому что когда он намеревается возвестить что-нибудь великое, то напоминает о силе Божьей, высшем Царстве, о чудном и дивном владычестве Его. Что же говорит Бог? **«Это не состоится и не сбудется; ибо глава Сирии – Дамаск»**. Начальство его, говорит, власть его ограничится Дамаском, и не будет простираться далее. **«И глава Дамаска – Рецин»**. Начальником и правителем Дамаска, говорит, будет **"Рецин"**, т.е. он останется при своем и не увеличит своего могущества. **«А чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом»**. Это величайшее доказательство истины, когда пророки предсказывают и время событий, предоставляя желающим исследовать с точностью значение пророчества. Теперь, говорит пророк, они отступят от города, но по истечении шестидесяти пяти лет погибнет весь народ; враги возьмут его и уведут всех; а теперь, прежде того плена, они не получат ничего больше того, чем владеют. Чтобы царь, слыша, что израильтяне погибнут через шестьдесят пять лет, не сказал в самом себе: что же? – если они теперь возьмут нас, а тогда погубят, какая нам польза? – пророк говорит: не бойся и за настоящее; тогда они будут выселены совершенно, а теперь не получат ничего больше того, чем владеют. **«И глава Ефрема»**, т.е. десяти колен, будет **"Самария"** (потому что там была столица их) и далее не распространится, **«и глава Самарии – царь израильский»**. Что говорил он о Дамаске, то же выражается и здесь, т.е. они не будут иметь ничего больше того, чем владеют теперь. Далее, так как он сказал о делах превышающих разум человеческий и превосходящих обыкновенные соображения, и сказанное было пророчеством, то справедливо присовокупил: **«если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены»**. Не спрашивай, говорит, как и каким образом это будет; Бог есть свершитель, а тебе нужна только вера, и ты уразумеешь силу Совершающего; ты получил полное доказательство сказанного. Так и пророк Давид говорил: //«Я веровал, и потому говорил»// [[old:ps:115:01|(Пс. 115:1)]]. И Павел, повторяя это изречение, приложил его к высшим предметам, сказав: //«Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим»// [[new:2kor:04:13|(2Кор. 4:13)]]. Если ветхозаветное, которое так отстоит от новозаветного, как земля от неба, имело нужду в вере, то тем более – познание догматов столь высоких, которые и на ум никогда никому не приходили. Это выражает и сам апостол, когда говорит: //«Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»// [[new:1kor:02:09|(1Кор. 2:9)]]. //**Толкование на пророка Исаию.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 5–7 **Сын же Арамль и сын Ромелиев яко совещаста совет лукавый на тя, глаголюще: взыдем во Иудею, и собеседовавше с ними отвратим я к нам и воцарим над ними сына Тавеилева: сия же глаголет Господь Саваоф: не пребудет совет сей, ниже сбудется** Не допускает того, чтобы Ахаз не верил вести о хитрых замыслах против него, но и не дозволяет сокрушаться боязнью. Подтвердив же, напротив, и объявив истинными совещания или замыслы против него двух царей, Он обещает помощь, применяя его к тому, чтобы на Нем более утверждался, а не прилежал к служениям идольским и к словам лжепророков, которые по своему произволу говорят бесчисленное вопрошающим у них, но истинного не говорят ничего итак, что они **совещаста**, говорит, взойти **во Иудею** и собеседовать с подданными твоими и убедить их следовать своим мнениям, это истинно и несомненно; потому что хотят поставить царем **сына Тавеилева**. Но это **не сбудется**, говорит. И кто обещающий это? – Господь Саваоф, то есть Господь сил или воинств. А если Он соизволил дать победу тем, кому восхотел, то кто изменит Его решение и Божественным судьбам Его кто может противостоять? Таким образом утверждает Он в вере тех, которые все еще не верили. Ибо //не требуют здравии врача, но болящии//, как и сам Спаситель сказал [[new:mf:09:12|(Мф. 9:12)]]. Должно знать также, что сыном Арамлим называет Он царя Сирийского, то есть Раассона, а Ромелиевым Факея, который царствовал над Израилем, то есть над десятью коленами в Самарии. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря** См. Толкование на [[old:is:07:03#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 7:3]] ===== Лопухин А.П. ===== **Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря** См. Толкование на [[old:is:07:04#lopuxin_ap|Ис. 7:4]] [<10>]