[<10>] ====== Толкование на Ис. 8:3 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз** См. Толкование на [[old:is:08:01#svt_vasilij_velikij|Ис. 8:1]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз** См. Толкование на [[old:is:08:01#svt_ioann_zlatoust|Ис. 8:1]] =====Свт. Григорий Палама ===== **и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз** См. Толкование на [[new:lk:01:30#svt_grigorij_palama|Лк. 1:30]] =====Свт. Кирилл Александрийский===== **И приступих ко пророчице, и во чреве зачат, и роди сына** Что //не от крови и плоти, ни от похоти мужеския// [[new:in:01:13|(Ин. 1:13)]] совершилось рождение Христа по плоти, но что оно было делом новым и необычайным и превышало законы человеческого естества, это и открыл Бог пророку. Ибо сам Он, сказано, говорящий: //приими себе свиток нов велик//, **приступил ко пророчице**. Смотри, как писалом человеческим и свойственными нам словами описывается таинство Христово; потому что слово: **приступил** Божественное писание обыкновенно употребляет вместо слов: сошелся или имел брачное общение. Итак пророк видит и образ соития с Святою Девою, которую называет и **пророчицею**, научая истинному происшествию. Затем говорит и о совершившемся зачатии и о рождении сына. Очень быстрая передача видения, все представляющая пророку для сведения. Ибо что от Святого Духа образовано оное всесвятое тело, соединившееся со Словом, в этом может ли кто либо сомневаться? Таким образом, действие Духа, чрез которое в святой Деве образовано было тело, непрямо указуемо было под образом соития. И чрез это Христос стал начатком освященных в Духе, иже //не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася// [[new:in:01:13|(Ин. 1:13)]]. Сам Он рожден от Духа по плоти и прежде других, дабы и мы ради Его рождались таким же образом. Необходимо заметить также и то, что Урии и Захарии повелел быть при нем свидетелями, дабы скоро пленение сотворити корыстей. Присоединил также и слова: приспе бо , так как засвидетельствовал и закон и предречение святых пророков, что родившийся Христос пленит сатану и //расхитит сосуды его//, как Он сам говорит [[new:mf:12:29|(Мф. 12:29)]], то есть, сделает своими бывших некогда его поклонниками. Это именно подтвердил и сам Христос, говоря в виде примера: //како может кто внити в дом крепкаго, и сосуды его расхитити, аще не первее свяжет крепкаго, и тогда расхитит сосуды его?// [[new:mf:12:29|(Мф. 12:29)]]. Говоря же: //приспе бо//, возвещает о том, что явление Еммануила будет в непродолжительном времени. Тоже самое Он говорит и у блаженного Аввакума: //Еще мало, идый приидет, и не умедлит// ([[old:avm:02:03|Авм. 2:3]]; ср. [[new:evr:10:37|Евр. 10:37]]). Ст. 3-4 **И рече Господь мне: нарцы имя ему: скоро плени, нагло расхити. Зане прежде неже разумети отрочати назвати отца или матерь, приимет силу Дамаскову, и корысти Самарийския пред царем Ассирийским** Сказав выше: //се Дева во чреве зачнет, и родит сына, и нарекут имя Ему Еммануил// [[old:is:07:14|(Ис. 7:14)]], теперь повелевает назвать имя Ему: **скоро плени, нагло расхити**. Итак, что же? может быть напрасно было дано Ему первое имя, то есть Еммануил? И разве наиболее приличествует имя: **скоро плени, нагло расхити**? Не говорим сего, а скажем лучше следующее: богодухновенному Писанию обычно называть Бога сущих различными именами и как бы от совершаемых по временам дел иногда заимствовать Ему названия. Тоже замечается и в отношениях к самому Христу; потому что Он есть истинный Бог. И поелику, будучи Бог по естеству, Он был с нами как Слово, когда явился в подобии нам: то весьма мудро и может быть называем Еммануилом. А так как, соделавшись человеком, Он пленил сатану и от его жестокости изъял древле похищенных им и рабствовавших ему чрез грех: то осуществил предсказанное: **скоро плени, нагло расхити**. Далее, что Он, как Бог, имел сказанною силою совершить искупление живущих на земле, это предуказует, говоря: **зане прежде неже разумети отрочати назвати отца или матерь, приимет силу Дамаскову, и корысти Самарийския пред царем Ассирийским**. Очень глубок смысл этих слов и требует толкования духовного. Божественное слово всегда как бы скрывается за неясностью: ибо как в повествовании, так и в событиях чувственных мы не найдем того, что рожденный Христос тотчас пленил или Дамаск, или страну царя Ассирийского, освободив отведенных из Самарии в его страну. Если же будем принимать это в духовном смысле, тогда увидим вполне воистину совершившееся. Да, Дамаск, или и вся Сирия, а также и страна Ассирийская, то есть Персидская и Мидийская была полна идолов, и потому названа //землею изваянных// [[old:ier:50:38|(Иер. 50:38)]]; ибо там были повсюду жертвенники и священные места, а также и имевшие обыкновение часто посещать эти места, разумею сословие лжепророков и тех, коих ремесло состояло в заклинаниях. А вся сила этих людей состояла в демонах, которых каждый из них почитал, и в вожде этих демонов, – сатане. Итак, что Христос имел как бы **расхитить силу Дамаскову**, а также и силу **царя Ассирийского**, то есть сатану и скопища злых и нечистых демонов, и избавить от рабства ему обольщенных им, и имел этого достигнуть раньше чем придет в тот возраст телесный, которому свойственна способность **называть отца или мать**, это Он и разъяснил, сказав: **зане прежде неже разумети отрочати назвати отца или матерь, приимет силу Дамаскову**. Выражение же: **приимет** употреблено вместо выражения: покорит. **Приимет** также и **корысти Самарийския**, то есть, освободит пленников, вступив за них в войну против царя Ассирийского, то есть, духовного, разумею сатану, так как он же был и Дамаск, и сила Сирийская. И что идолопоклонники всю надежду спасения полагали в идолах, а Христос, лишь только родился, тотчас же и пленил сатану, это без труда можно видеть. Ибо Матфей пишет: //Иисусу же рождшуся в Вифлееме Иудейстем, во дни Ирода царя, се волсви от восток приидоша во Иерусалим, глаголюще: где есть рождейся царь Иудейский? видехом бо звезду Его на востоце, и приидохом поклонитися Ему// [[new:mf:02:01|(Мф. 2:1-2)]]. И они действительно //поклонишася Ему, и принесоша в дар злато, и ливан, и смирну// [[new:mf:02:11|(ст. 11)]]. Видишь ли, как пленил Он сатану и скоро расхитил? Наконец, что цель пришествия Его состоит в искуплении тех, которые находились в духовном плену, на это указует и сам Христос, устами Исаии говоря: //Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, проповедати пленником отпущение, и слепим прозрение// [[old:is:61:01|(Ис. 61:1)]]. Воспевает же о Нем и блаженный Давид: //возшед на высоту, пленил плен// ([[old:ps:067:19|Пс. 67:19]]; ср. [[new:ef:04:08|Еф. 4:8]]). Тому же Он и сам научил, сказав: //аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе// [[new:in:12:32|(Ин. 12:32)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 3-4 Поэтому сказано: **нарцы имя ему: скоро плени, нагло расхити.** Различие между тем и другим видно не только в рождении, но и в знаменовании; в рождении - потому что одного родит Дева, а другого - пророчица, в знаменовании же, потому что **прежде неже разумети отрочати назвати отца или матерь**, прежде нежели сын Исаии в состоянии будет называть отца или матерь, придет Феглаффелласар, и убьет Расина, царя Дамаска, и пленит Самарию, что и случилось вскоре после этого, в царствование Факея. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз** Спрашивал ты нас: почему у Исаии Богородица Мария названа Пророчицею [[old:is:08:03|(Ис. 8:3)]]? Прочти в Евангелии: //«яко призре на смирение Рабы Своея: се бо отныне ублажать Мя вси роди»// [[new:lk:01:48|(Лк. 1:48)]]. И если не увидишь, что Святую Марию ублажают во всяком народе и на всяком языке за то, что воплотившегося от Духа Святаго и от Нее Бога носила во чреве и родила без растления и всякого осквернения, то не верь Исаие. Если же в целом мире ублажают, восхваляют, песнословят и благословляют и сию ненасеянную и невозделанную Землю, и Ее Всеблаженный и Вечный Плод, то почему не соглашаешься, что Богородица Мария оказалась Пророчицею? **//Письма на разные темы. Постельничему Валерию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз** См. Толкование на [[old:is:08:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 8:1]] ===== Лопухин А.П.===== Ст. 3-4 **и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, - богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским** Здесь также указывается (второе символическое действие) на опустошение Сирии и Израильского царства. До этого опустошения оставалось только года полтора, потому что в полтора года ребенок научается лепетать названия отца и матери //(abi, immi)//. //Пророчица// - жена пророка Исаии. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:08:01#lopuxin_ap|Ис. 8:1]] [<10>]