[<10>] ======Толкование на Ис. 9:17====== =====Свт. Василий Великий===== **Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта** См. Толкование на [[old:is:09:16#svt_vasilij_velikij|Ис. 9:16]] ===== Свт. Григорий Богослов ===== **Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта** См. Толкование на [[old:is:09:16#svt_grigorij_bogoslov|Ис. 9:16]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта** **«Поэтому о юношах его не порадуется Господь»**. Что пользы быть рослым и сильным, если кто худо пользуется возрастом и силой? Например, если у кого рабы будут людьми рослыми, хорошо сложенными, крепкими и здоровыми, но преданными порокам, пьянству и разврату, шатающимися туда и сюда, то их сила никого не порадует, потому что, хотя они и крепки телом, но не имеют ума, вследствие чего происходит всякое зло. Добро само по себе не есть добро, и зло само по себе не есть зло, но по душевному настроению делающего то и другое. Конь будет смирен и надежен, если он имеет хорошее направление с начала, но он причинит много вреда, если имеет наклонность ко злу. **«И сирот его и вдов его не помилует»**; они не исправятся от наказаний и не станут добрыми. Чтобы ты не презирал такую суровость и не считал ее жестокостью, для этого, уразумей причину ее: **«ибо все они**, – говорит, –** лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво»**. Смотри, не быть милосердым здесь – признак милосердия, потому что ничто более не способствует их исправлению, как – оставление, небрежение, забвение. **«При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта»**, для принесения наказаний самым делом, или для повторения угроз, как подобало Богу. Все это я (пророк) исполнил и предсказал, но **«не отвратится гнев Его»**, т.е. сказанные мною слова не могли отстранить гнева Его. //**Толкование на пророка Исаию.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== **Сего ради о юношах их не возвеселится Господь, и сирот их и вдовиц их не помилует: яко вси беззаконнии и лукавии, и всякая уста глаголют неправду** Теперь слово при помощи наглядных примеров переносит нашу мысль к вышечувственному и духовному. Ибо **юношами** называет здесь без сомнения совсем не тех, которые отличаются крепостью телесною, и не тех, которые достигли цветущего возраста и зрелости телесной, а скорее указывает на тех, которые, имеют в уме и сердце своем крепость духовную, так что они с юношескою живостью могут совершать то, чрез что могут делаться известными и весьма славными у Бога и исполненными всякой добродетели. К людям, обладающим таким внутренним настроением, обращался и блаженный Иоанн, говоря: //пишу вам, юноши, яко крепцы есте, и победисте лукаваго// [[new:1in:02:14|(1 Ин. 2:14)]]. Впрочем, и прежде пришествия Спасителя были и у Иудеев люди, которые старались действовать так, как я только что сказал, безупречно исполняя преданную заповедь и стараясь весьма изобильно украсить себя достоинствами жизни, сообразной с законом. И они не были отринуты Богом; поелику было еще время сени законной и жизнь евангельская и во Христе еще не открылась, то и это удостаивалось многих похвал. Так о Захарии и Елисавете написано: //бысть во дни Ирода царя Иудейска, иерей некий, именем Захариа, от дневныя чреды Авиани: и жена его от дщерей Аароновех, и имя ей Елисавет. Беста же праведна оба пред Богом, ходяща во всех заповедех и оправданиих Господних безпорочна// [[new:lk:01:05|(Лк. 1:5-6)]]. Так же точно, думаю, проводили жизнь и сами святые пророки. И божественный Павел, хотя ясно говорит, что он //по правде законней был непорочен//, но (спрашивает), //яже ми бяху приобретения//? //Сия//, говорит, //вмених Христа ради тщету// [[new:fil:03:06|(Фил. 3:6-7)]]. Итак, до пришествия нашего Спасителя Христа некоторые приобрели славу исполнителей закона, были мужественны и сильны; после же явления Его и после проповеди евангельской упразднилось то, что по закону, и тень превратилась в истину, введено было служение духовное и истинное. Итак, **не возвеселяется Господь о юношах Иудейских**, то есть о тех, которые мужественно подвизаются жить сообразно с законом, не приемлются (Богом) их кровавые жертвы и обрезание плоти, учения об омовениях и празднование суббот. Но мы, как я сказал, научены жизни приятной Богу. Итак, после того, как прошла тень, те, которые после нее оказались **юношами**, не были отвергнуты Богом и вполне справедливо; со временем и **сироты и вдовы** удостоились сожаления; **сиротами** же называет тех, которые нуждаются в пище духовной и воспитании чрез наставников. Равным образом и **вдовицами** мы называем души, которые вследствие нужды, вследствие того, что не имели Сеятеля и Подателя всех необходимых для них благих учений, сделались неспособны плодоприносить. Но мы увидим, что Израильтяне лишены были участия в истинном воспитании ради их вражды против Христа: за это никто не похвалил бы их. Ибо омрачились очи их, чтоб не видеть, по слову Псалмопевца, и не покорны были их хребты, так что они не способны были взирать на высшее, но как, бы изогнулись, чтоб постоянно заниматься земными делами. И это случится с ними, говорит, не напрасно, но за то, что все они сделались **беззаконными и лукавыми и всякая уста глаголют неправду**. Ибо не беззаконны ли и не исполнены ли всякого лукавства те, которые старались предать насмерть Того, Кто призывал к жизни и не знал греха, хотя закон ясно говорит: неповинна и праведна да не убиеши? не всякий ли язык иудейский говорил **неправду**? Ибо они вопияли против Христа Пилату, говоря: //возми, возми, распни Его//; и если не убьешь Сего, //неси друг Кесарев// [[new:in:19:15|(Ин. 19:15]]; [[new:in:19:12|12)]]. Ст. 17–20 **Во всех сих не отвратися ярость его, но еще рука его высока. И разгорится яко огнь беззаконие, и яко троскот сухий пояден будет огнем, и разгорится в чащах дубравных и пояст, яже окрест холмов вся. За ярость гнева Господня сгоре вся земля, и будут людие яко огнем пожжени: человек брата своего не помилует, но уклонится на десно, яко взалчет, и снесть от шуиих, и не насытится человек ядый плоти мышцы своея: снесть бо Манассий Ефремово, и Ефрем Манассиино, яко вкупе повоюют Иуду** Когда еще более возгорается божественный гнев и угрожает рука, поднимающая бич и наносящая удары, он пытается ясно предвозвестить все, имеющее случиться с ними, и страхом (грядущих бедствий) сделать слушающих благоразумнее. Ибо Бог предрекает им тяжкие бедствия, чтоб они, убоясь оскорблять Его, избегли несчастий, происходящих от гнева Его, и избавились бы от внешних бедствий. И **разгорится беззаконие яко огнь**. **Беззаконием** же называет не самое дело (ибо так мыслить или выражаться неудобно), но тех, которые отягчены **беззакониями** и дошли до такого развращения нравов, что их следовало назвать не беззаконными, но скорее **беззаконием**. Итак, такие люди, говорит, будут гореть, как огонь, то есть они сами будут огнем; ибо не другой кто-нибудь возжет пламя в них но они сами по себе будут способны на это, будут же гореть они как сухая трава и как кустарник лесной. Ибо они свирепствуют как пламя, упавшее на удобовоспламеняемое вещество, то есть, на сухую траву и на деревья в лесу. Я думаю, что на это именно и хочет указать нам пророческое слово этим выражением. Ибо когда Веспасиан и Тит, как я сказал уже прежде, опустошали Иудею и осаждали в ней города; то в каждом из них было весьма большое смятение отчасти потому, что голод изнурял их, отчасти потому, что мятежники в каждом из них расхищали дома, нападали на тех, которые казались знатнейшими, так что междоусобия, производимые жителями, были тяжелее внешней войны. Об этом подробно рассказывает Иосиф (Флавий). Итак, говорит, **разгорится в чащах дубравних**, называя, думаю, сухою травою и чащами дубравными мятежную толпу. Ибо чернь разделилась между собою на толки и партии. А что бедствие постигнет тех, которые кажутся имеющими какое-либо значение, – это он объясняет, говоря: **и пояст яже окрест холмов вся**. **Холмами**, думаю, называет тех, которые стоят выше других и отличаются или славою, или богатством, или иным чем-нибудь. Я сказал уже, что на тех, которые казались знаменитыми, ужасно нападали производившие обыкновенно мятеж в каждом городе, так что в отчаянии делали то, чего не делала некогда рука самих врагов. И это, говорит, за ярость гнева Господня. Ибо разгорелась таким образом вся земля Иудейская. И объясняя слушателям то, что сказал загадочно, тотчас присовокупляет, говоря: **и будут людие яко огнем пожжени, человек брата своего не помилует**. Как прикладывающие огонь к коже быков, возбуждают в них гнев и заставляют их делать яростные нападения на тех, против кого они устремляются; так, говорит, и каждый в народе будет как воспламененный огнем. Ибо все будут врагами друг другу, будут немилосердны, не будут знать родства, будут свирепы и дики, подобны зверям, от голода яростно нападающим на кого-нибудь, будут **уклоняться на десно и снедят от шуиих**, то есть будут метаться туда и сюда, терзая одних справа, других слева, никому не давая пощады и имея ненасытную жажду к нападению друг на друга: **и не насытится**, говорит, **человек ядый плоти мышцы своея**. Невероятное дело! Самих себя не будут щадить, как бы под влиянием необузданного бешенства. Ибо раз потерявши надежду, они, подобно юношам, решаются на все ужасное. Далее говорит, что **снесть Манассий Ефремово, и Ефрем Манассиино. Ефрем и Манассия** были два брата и сыновья Иосифа: но даже и связанным кровным родством природа не даст мира; законы родства не будут иметь силы: ибо братья и ближайшие родственники восстанут друг на друга, один на одного, и двое на другого; ибо **снесть**, говорит, **Манассий Ефремово, и Ефрем Манассиино яко вкупе повоюют Иуду**. Итак, все будет исполнено междоусобия, и вследствие гнева никто не будет размышлять о том, почему и от чего то или другое незаконно. И это именно, как я сказал, на самом деле пришлось испытать народу Иудейскому. И нам самим надобно соблюдать осторожность; ибо неповиновение подвергается наказанию, и если кто впадет в него, то будет палим как огнем, потому что его будет сожигать плотское вожделение и огонь похоти, и произведет невыносимую борьбу в уме и в сердце; восстанет плоть против духа и в душе будет большое смятение. Посему, как говорит божественный Павел, в духе ходите и похоти плотской не творите. Повинуясь Богу, будем ходить в духе, будем преодолевать плотские похоти и будем угашать внутренний пламень в душе и сохранять сердце безмятежным. И //мир Божий//, как написано, //превосходяй всяк ум да соблюдет сердца наша и разумения наша// [[new:fil:04:07|(Фил. 4:7)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** =====Блж. Иероним Стридонский===== **Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта** См. Толкование на [[old:is:09:14#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 9:14]] =====Лопухин А.П.===== **Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта** //Не порадуется Господь.// Человек пожилой, с утешением глядит на молодое подрастающее поколение. Но юноши израильские не будут радовать Господа. //Сирот и вдов не помилует.// Необходимо предположить, что и вдовы и сироты в израильском народе //своими грехами// возбудили против себя такой гнев Божий. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:09:08#lopuxin_ap|Ис. 9:8]] [<10>]