[<10>] ====== Толкование на Ис. 10:1 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 1-4 **Горе пишущим лукавство, пишущии бо лукавство пишут, укланяюще суд убогих, восхищающе суд нищих людий Моих, яко быти им вдовице в расхищение и сироте в разграбление. И что сотворят в день посещения? Скорбь бо вам отдалече приидет. И к кому прибегнете, да поможет вам? И где оставите славу вашу, еже не впасти в пленение? И под убиеными падут. И во всех сих не отвратися гнев Его, но еще рука Его высока** Есть люди, которые, отказываясь следовать отцам и преданным им догматам, желают сами стать начальниками ересей. Посему выдумывают некоторые нововведения в правом учении, **пишуще лукавство** и нечестие; на них-то, на сих отцов лжеименного ведения, на сих сочинителей безбожных учений, падает **горе**. Ибо такие люди расхищают обнищавших верой, овладевают душами, вдовицами истинного Жениха,- Бога Слова. А если видят, что кто-нибудь чрез грех осиротел от Бога, то и его делают как бы своей добычей, обещая ему всякую безопасность и предлагая жизнь сластолюбивую, если только найдут его согласным на безбожные учения. Такова произникшая ныне ересь аномеев, которые и блудникам, и прелюбодеям, и мужеложцам, и поработителям людей свободных, и клятвопреступникам, и лжецам обещают отпущение грехов, если только найдут их участниками в хуле на Единородного. К ним говорит пророческое слово: **что сотворят в день посещения?** А днем называет явление Господа нашего Иисуса Христа с небес, когда приидет в мир воздать каждому по делам его. В сей день, как **пишущии лукавство**, приимут они скорбь, приходящую к ним издалека. Но **к кому прибегнете, да поможет вам?** Ибо писали вы против Бога, Судии живых и мертвых. Обвинением вашим будут ваши писания. Потом Пророк говорит: "**Где оставите славу вашу?** Вы, любящие все делать напоказ, пристрастные к человеческой чести, но желавшие стать ересеначальниками, чтобы получить себе имя, и потому //глаголавшие неправду в высоту// (ср. [[old:ps:072:08|Пс. 72:8]]),- **где** тогда, в день суда, **оставите славу вашу?** Но таковые,- говорит Пророк,- **под убиеными падут**. Теперь ты, начальник обманутых, пользуешься их удивлением, носишь имя вождя и учителя, уважаем и ублажаем ими; а тогда будешь бесчестнее и их самих, тобой умерщвленных. Ибо принятие ложного мнения - убийство души. Итак, под ними падешь ты, и бремя убиенных тобой наляжет на тебя". А поскольку каждый из нас своей жизнью как бы пишет свое рукописание, напечатлевая в памяти своей образы дел, то, может быть, пророческое слово называет несчастными и таковых, как **пишущих лукавство**. Ибо сердце праведных //написано не чернилом, но Духом Бога жива// [[new:1kor:03:03|(2 Кор. 3:3)]], а сердце неправедных написано не //Духом Бога жива,// но чернилом, сродным тьме и врагу света. Посему каждый или за себя пишет, делая добро, или, на себя составляя рукописание, собирает лукавое. Итак, есть //рукописание на нас// (ср. [[new:kol:02:14|Кол. 2:14]]), написываемое собственными нашими руками, когда делаем худо; есть рукописание за нас, когда делаем хорошо. А есть и такие, что подделывают письмена в договорах и изменяют буквы в бумагах на владение полями, в завещаниях, в поручительствах и различных условиях, когда пишут что-нибудь, утверждающееся на письменном доказательстве; и таковые **лукавство пишут**, извращая правый суд в рассуждении убогих и расхищая достояние нищих в народе,- от чего вдовица обращается им в снедь и сирота в корысть, как бывает у победителей при грабежах во время войны. Им напоминает пророческое слово: **что сотворят в день посещения?** День же суда и воздаяния каждому по мере грехов его наименовало оно днем посещения, которым и угрожает им: **Скорбь вам отдалече приидет**. А значение слова **отдалече** будем понимать так: спасение наше не отдалече, но близ нас есть, ибо сказано: //Бог приближаяйся Аз есмь// [[old:ier:23:23|(Иер. 23:23)]]. Я ближе к ним, нежели хитон к их телу. И еще сказано: //заповедь сия, юже Аз заповедаю тебе днесь, не тяжка есть, ниже далече есть от тебе; не на небеси есть, глаголя: "кто взыдет от нас на небо и возмет ю нам и услышавше ю сотворим?" ниже об ону страну моря есть, глаголяй: "кто прейдет нам на ону страну моря и возмет ю нам, и услышавше ю сотворим?" Близ тебе есть глагол зело, во устех твоих и в сердцы твоем и в руку твоею, творити его// (ср. [[old:vtor:30:11|Втор. 30:11-14]]). И Господь наш говорит: //Царствие Божие внутрь вас есть// [[new:lk:17:21|(Лк. 17:21)]]. Посему лучшее и спасительное //близ// нас и //внутрь// нас есть; а противное сему приходит к нам **отдалече**, так как оно вне нас. Ибо не в самом устройстве нашем заключен был грех, но привзошел впоследствии. Посему Пророк и угрожает, что скорбь, насылаемая за грехи, **отдалече приидет**. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения** Другие же переводчики говорят: //«горе тщательно изыскивающим основания»//. Почему он повторяет это? Только потому, что злодейства их были многочисленны и часты, что и было причиной болезней. Писание всюду называет злодейства болезнями: //«под языком – его мучение и пагуба»// [[old:ps:009:28|(Пс.9:28)]]. И поистине, болезнями служат злодеяния, не только не приносящие хорошего плода, но приносящие в крайней степени плод погибели. //**Толкование на пророка Исаию.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 1–4 **Горе пишущим лукавство: пишущии бо лукавство пишут, укланяюще суд убогих, восхищающе суд нищих людий моих, яко быти им вдовице в расхищение и сироте в разграбление. И что сотворят в день посещения; скорбь бо вам отдалече приидет. И к кому прибегнете, да поможет вам; И где оставите славу вашу, еже не впасти в пленение** После того как пророческое слово рассказало нам подробно о несчастиях Иудеев и будущих их бедствиях от руки врагов, оно с великою мудростью и предусмотрительностью указывает на те преступления, которыми оскорблен был Бог всяческих, и старается показать, за что изреченный над ними святой приговор осуждал их на казнь. Ибо не несправедливо расставляются сети для пернатых, по написанному. **Горе**, говорит, **пишущим лукавство: пишущии бо лукавство пишут, укланяюще суд убогих, восхищающе суд нищих людий моих**. Ибо были у Иудеев так называемые книжники их обязанность состояла в том, чтоб изъяснять в каждом деле цель закона тем, которые желали знать ее, и доставлять те же сведения людям, призванным производить суд над народом. Написано: //понеже устне иереовы сохранят разум и закона взыщут от уст его// [[old:mal:02:07|(Мал. 2:7)]]. Но они, увлекаемые скверными прибытками, постановляли неправильные приговоры и нечестиво искажая смысл божественного закона, как бы смешивали вино с водою, и чистое серебро делали негодным, дабы обидеть вдову и лишить правого суда бедных и из корыстолюбия повергнуть в несчастье сироту и (предать) его в руки жаждущих обогащаться как добычу, ничего нестоющую. Но сии, говорит, **что сотворят в день посещения**? **Днем посещения** называет время войны, когда Бог обратил свой взор на ищущих лукавство и извращающих правильные постановления закона. Ибо какое богатство окажет вам помощь, говорит? И какую пользу принесет вам множество собранного вами по корыстолюбию? Вы поступали несправедливо, извращали закон, попирали намерение законодателя: куда же вы уйдете? Что сделаете, или скажете? и куда убежите от дня посещения? **Скорбь бо вам отдалече приидет**. Ибо Иудеи очень часто воевали против соседних народов, Идумеев, разумею, и Еламитян, Моавитян и Сириян, и так называемых Филистимлян; случалось, что они оказывались сильнее многих и побеждали их во время битв; но ныне, говорит, скорбь вам отдалече приидет, то есть не с Идумеями у вас будет борьба, не с Моавитянами – война, даже и не с соседними какими-либо народами, которых вы некогда побеждали и, одержав верх в войне, увенчаны были венцем славы. **Теперь же вам скорбь отдалече приидет**. Сим изречением, кажется, намекает на нападение Ассириан или Римлян; ибо те и другие пришли издалека. Когда же настанет **скорбь, где оставите славу вашу, еже не впасти в пленение?** Ибо часто, говорит, вы побеждали врагов и, оказывая сопротивление нападающим, спасали свои города и страны; ныне же такую славу где оставите? Ибо все падете и никакой пользы не принесет вам мужество других. И что вы сделаете, **еже не впасти в пленение? Пленением** называет бедствие, постигшее их вследствие божественного гнева против них и вследствие войны. Ибо, если Бог посылает на грешников наказание, кто отвратит его? Или кто поможет тем, которые должны понести возмездие и наказание? Никто. Посему божественный Давид поет и говорит: //Господи, да не яростию твоею обличиши мене, ниже гневом твоим накажеши мене// [[old:ps:006:02|(Пс. 6:2)]];и опять: //Ты страшен еси, и кто противостанет тебе? оттоле гнев твой// [[old:ps:075:08|(75:8)]]. Итак, никто не отвратит божественного гнева; только раскаяние некоторым образом смягчает его; напротив никогда не поколеблется тот, кто решился жить праведно и законно и согласно с его повелениями. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1-2 **Горе пишущим лукавство.** Горе тем, которые охуждают (хулят) суд Божий и прибегают к пустым предлогам, чтобы ищущих суда запутать и не оказать им правосудия. Поступают же они так, **укланяюще суд убогих,** то есть произнося такие определения, по которым убогие остаются без должного удовлетворения, **восхищающе суд нищих людий Моих**, то есть требуя у них даров. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-4 **Горе тем, кои постановляют законы несправедливые и постоянно писали неправду, чтобы угнетать на суде бедных и производить насилие делу смиренных народа Моего, чтобы вдовы были добычею их и грабить сирот. Что вы будете делать в день посещения и бедствия приходящего? К чьей прибегнете помощи, и где оставите славу свою, чтобы не согнуться под узами и не пасть между убитыми? При всем этом не отвратилась ярость Его, но рука Его еще простерта** Многие думают, что и это говорится против десяти колен живших в Самарии, — что к прежним преступлениям они присоединили и эти. Нам же кажется, что пророческая речь вопиет против судей колена Иудина и Иерусалима, т.е. книжников и δευτερωτάς, — что вопреки закону Божию они написали **несправедливые законы** и преданиями своими извратили истину суда. Ибо тогда как Бог говорит: //чти отца твоего и матерь// [[old:ish:20:12|(Исх. 20:12)]], они напротив внушали сыновьям говорить родителям: //дар, имже бы от мене пользовался еси: и да не почтит отца своего или матери// [[new:mf:15:05|(Мф. 15:5-6]]; [[new:mk:07:11|Мк. 7:11)]], и прочее подобное этому. Кроме же этого они написали самые дурные законы в видах угнетать бедных и смиренных из народа, чтобы получать добычу от вдов и грабить сирот. Им дается вопрос: что они будут делать, когда наступит день или плена, или суда, — день бедствия, приходящего издалека, которое было предсказано задолго прежде? К чьей, говорит, помощи вы прибегнете, когда вы оскорбили Бога, вашего истинного Помощника, и где вы оставите славу свою? Ибо богатство не принесет пользы в день гнева, не послужит к тому, чтобы Ассирияне не отвели вас узниками в плен и чтобы вам не пасть в сражении. И в заключение, так же как выше часто говорил против Самарии, говорит и против Иуды: при всем этом **не отвратилась ярость Его, но рука Его еще простерта**, — что последний плен их не есть еще конец бедствия, но и во вражеской земле будет преследовать их меч Господень. В смысле таинственном всякий еретик пишет неправду, чтобы обольщать бедных и смиренных народа и грабить вдов и сирот. Ибо богатый, о котором читаем: //избавление мужа души свое ему богатство// [[old:pr:13:08|(Притч. 13:8)]], не выносит угроз, не скоро уловляется еретиками; бедный же униженный и незначительный среди народа, скоро вводится ими в соблазн. Также легко падают и вдова потерявшая мужа — Бога, и сирота лишившийся Отца-Творца, о котором написано: //Бога родшаго тя оставил еси, и забыл еси Бога питающего тя// [[old:vtor:32:18|(Втор. 32:18)]]. Что же они, обольстивши таковых, будут делать в день суда и бедствия издалека приходящего? Ибо как праведному мужу говорится: //близ ти глагол есть во устех твоих, и в сердце твоем// [[new:rim:10:08|(Рим. 10:8)]], и в другом месте: //царствие Божье внутрь вас есть// [[new:lk:17:21|(Лк. 17:21)]]; так бедствие еретиков придет издалека, быв уготовано для них задолго. К кому прибегнут они, когда они солгали Богу? Кому передадут они славу свою, когда все коварно? И не будут они в силах избежать тех уз , которыми они связали весьма многих. Поэтому и в видении долины Сионской, которая была оставлена высотою Божиею и обольщена еретическою низменностью, говорится об учителях лжеименной мудрости: «//все князья твои бежали, а те, которые были взяты, были крепко связаны//» [[old:is:22:03|(Ис. 22:3)]], — что когда они при общем истреблении падут и убивая других погибнут сами, когда они потерпят многое и наступит день посещения, то не будет конца их погибели, но они всегда должны страшиться грозящей им руки Господней. Доселе угроза Божия направлена против двенадцати колен, т. е. против Самарии и Иерусалима; угроза эта стала исполняться над народом еще в царствование Ахаза [[old:2ts:16:17|(4 Цар. 16:17)]]: два с половиной колена были отведены в плен еще при Ахазе, а остальные при Езекии, который был преемником Ахаза [[old:2ts:16:20|(4 Цар. 16:20)]]. Дальнейшее пророчество пишется против Ассириян. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот** Судьи израильские своими решениями и приговорами нарушают закон правды Божией и являются безжалостными по отношению к вдовам, сиротам и нищим. Этим нечестивцам предстоит или плен или смерть; но этим гнев Божий на Израиля еще не удовлетворится. Речь идет не только о судебных решениях, но и о законах, вводимых вновь в государственную жизнь в царстве Израильском. Эти новые законы несправедливы и тяжелы для людей слабых в бедных, как, напр., вдовы и сироты. //**Толковая Библия.**// [<10>]