[<10>] ====== Толкование на Ис. 10:4 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта** См. Толкование на [[old:is:10:01#svt_vasilij_velikij|Ис. 10:1]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта** **«Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми»**. Видишь ли, как зло обличает само себя? //"Горе//, – говорит, –// пишущим лукавство»//, потому что они свое лукавство пишут. Ты, говорит, обнаружил жестокий дух, и Я, говорит, наведу на тебя и обнаружу наказания и удары, и не окончу этим: **«При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта»**. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **еже не впасти в пленение** См. Толкование на [[old:is:10:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 10:1]] Ст. 4-10 **И во всех сих не отвратися гнев его, но еще рука его высока. Горе Ассирием, жезл ярости моея и гнев есть в руку их. Гнев мой послю на язык беззаконен, и своих людий повелю сотворити корысти и пленение, и попрати грады и положити я в прах. Сей же не тако помысли и душею не тако возмне: но отступит ум его, и еже потребити языки не малы. И аще рекут ему: ты ли еси един князь; И речет: не взях ли страны, яже выше Вавилона и Халани, идеже столп создан, и взях Аравию и Дамаск и Самарию; якоже сия взях, и вся княжения возму** Мы увидим, что Бог, всегда заботящийся о Своей славе, сильно гневается, если видит, что кто-нибудь пренебрегает и старается ни во что ставить угодное Ему и употребляет все усилия на то, чтобы совершить самые постыдные дела. Таких он обращает, как бы насильно увлекая их к совершению того, что служит в великую пользу им. Ибо негде блаженный Давид так говорит: //браздами и уздою челюсти их востягнеши, приближающихся к тебе. Многи раны грешному// [[old:ps:031:09|(Пс. 31:9-10)]]; Он налагает наказание на согрешающих, передавая свой гнев, как бы вручая некоторый жезл в руки мужам недобрым, дабы они сделались совершителями наказания, посылаемого на нечестивых. Но случается, что те, которые избираются для этого, слишком много думают о себе в отношении к наказуемым и даже по отношению к Тому, Кто поручил им это. Ибо они не думают, что они одержали верх над теми, вследствие попущения Божия и Его определения, чтоб те потерпели такое несчастие; но воображают, что они превзошли и Того, Кто хочет тех спасти. Посему Он обращает свой гнев против них, и вполне справедливо. Так как Он гордым противится, то Он унижает их гордость, и подвергая их заслуженным ими наказаниям, пытается внушить им иное убеждение в том, что победа над наказанными не есть следствие их силы, но следствие Его веления. Это самое случилось с ассирийским царем. Ибо после того, как он взял Иудею и опустошил города ее, – он высоко возомнил о себе и вообразил, что он овладел святою землею вопреки желанию Бога, Который и управляет ею и обещался спасти ее. По этой причине и говорит, что еще **не отвратися гнев** а на Ассириян наведет **горе**. Какое же основание для этого? Ибо, говорит, **жезл ярости моея** дан в руки их, разумеется Мною, чтоб им нанести удары нечествовавшим против Меня; так как **своих людей повелел сотворити корысти и пленение и попрати грады и положити я в прах**. Ибо если бы я не удалил от них Своей спасающей руки и не лишил их Своей, всегда обыкновенно подаваемой им, помощи; то они никогда не были бы пленниками, но всегда, при Моем содействии, были бы победителями над врагами. Но **сей же**Ассириянин **не тако помысли и душею не тако возмне**, но помыслил в уме своем: сокрушит, то есть, истребит немало народов. Ибо он думал, что никто не может противостать его силам, что он без труда одолеет всех и над всеми народами будет владыкою, потому что никто не воспротивится ему. Но если бы к имеющему такую ненасытную душу и постоянное стремление к владычеству над всеми пришел кто-нибудь и сказал: **ты ли есть един князь**, то есть можешь ли ты один владычествовать над вселенной; то он, возвышая надменный голос, сказал бы на это: **не взях ли страны, яже выше Вавилона и Халани, идеже столп создан; и взях Аравию и Дамаск и Самарию. Якоже сия взях, и вся княжения возму**. Халань, где построена была древними башня, находится в последних как бы пределах востока, по ту сторону страны и земли Вавилонской. Итак, говорит, как из самых пределов восточной земли я сделал границы моего царства, взял Дамаск и Самарию, которым боги их не оказали никакой помощи, так возьму и другие, вне лежащие страны. Необходимо припомнить, что и Рабсак, передавая слова царя ассирийского, говорил находящимся на стене: //сия глаголет царь ассирийский: да не прельщает вас Езекиа словесы//, которые //не могут избавити вас: и да не глаголет вам Езекиа, яко избавит нас Бог, и после других слов опять: еда избавиша бози язычестии, кийждо страну свою от руки царя ассирийска? где есть бог Емафов и Арфафов? и где бог града Сепфарима? еда возмогоша избавити Самарию от руки моея? Кто от богов всех языков сих, иже избави землю свою от руки моея, яко избавит Израиля от руки моея//. [[old:is:36:14|(Ис. 36:14]]; [[old:is:36:18|18-20)]]? Поэтому возвещает (Бог), что он подвергнет наказанию Ассирийца, который высоко возомнил о себе и решился посмеяться над божественным гневом. Но и нам самим следует возненавидеть страсть гордости; если же она дерзко восстанет против самой божественной славы, тогда подлинно и по справедливости горе тем, которые захотели бы так поступать. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Которые из вас не преклонятся под оковами... под убиеными падут**. Вы уподобитесь скованным, которые ничего не в состоянии делать, уподобитесь убитым, в которых нет дыхания жизни; так будете презренны в глазах Ассириян. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта** См. Толкование на [[old:is:10:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 10:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта** //Без Меня.// Без помощи Божией, лишившись ее по своим грехам, им ничего более не остается как смиренно склониться под тяжестью колодок среди узников или подставить шею свою под меч врага. Однако и этим не ограничится Судия в наказании Израиля. //**Толковая Библия.**// [<10>]