[<10>] ====== Толкование на Ис. 10:13 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Он говорит: силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин** Так вообще стараются величаться демоны и дают подобные обещания, чтобы обольстить благочестивых. Но мы, верные, и в этом также случае не должны страшиться производимых врагом привидений и обращать внимание на слова его, потому что дьявол лжет и вовсе не говорит ничего истинного. И действительно, его-то, изрекающего столько подобных дерзостей, Спаситель, как змея, извлек удочкой; ему-то, как вьючному животному, наложил узду на ноздри его; ему-то, как беглецу, Господь //вдел кольцо в ноздри его, проколол иглою челюсть его// [[old:iov:40:20|(Иов. 40:20-21,]] [[old:iov:40:24|24)]], чтобы мы надругались над ним. //**О жизни святого Антония.**// ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 13-14 **Рече бо: крепостию руки моея сотворю, и премудростию разума отыму пределы языков, и силу их пленю, и сотрясу грады населеныя, и вселенную всю обыму рукою моею яко гнездо, и яко оставленая яица возму, и несть, иже убежит мене, или противу мне речет, и отверзет уста и глумит** Теперь ясно толкует Пророк, за что назвал его великим умом и за что угрожает навести наказание //на высоту славы очию его,// именно за хвастливость слов, какими он выражался пред низшими, со всей язвительностью угрожая им всяким возможным истреблением и говоря, что сила его непреоборима и неотразима. Он хвалился, как действительный господин всего, что ни захочет, как имеющий силу непременно исполнить всякое свое предприятие. "Поскольку у меня много и конной, и пешей силы, и нет мне противника, поскольку в военных делах имею мудрость, никому не доступную, и смышленость, никем не постигаемую, то,- говорит он,- **отыму пределы языков, и силу их пленю**. Ибо, принудив все народы покориться моему царству, для всех положу один предел - мое владычество. Теперь каждый отделен от другого собственными рубежами. Посему, отъяв пределы их, заставлю всех быть под одним скипетром моего царства. **И силу их пленю**". Пленом (προνομη) называется раздел между победителями отнятого у врагов, когда победители делят между собой или пленных людей, или захваченный скот, или что другое, из необходимого для жизни, и каждый, по мере своего отличия удостоиваясь доли из добычи, участвует таким образом в приобретенном войной. "И города,- говорит он,- которые теперь утверждены непоколебимо, **сотрясу** и смету моею силой, и **вселенную всю обыму рукою яко гнездо**". Ибо что за труд - взять рукой неоперившихся птенцов, согреваемых в гнезде питающей их птицей, когда они не в силах еще ни лететь, ни бежать? Потом, усиливая свое презрение к людям и возвышая собственное могущество, говорит: "Нет, не **яко гнездо обыму** вселенную, но **яко яица оставленая**, тако **возму, и несть, иже убежит мене, или противу мне речет**". Итак, если останавливаться на буквальном значении, то сие скажет князь ассирийский, надменный в уме успехами против Иудеи и Самарии, и рассуждающий, что он в одно нашествие возьмет все народы, что никто не подымет против него руки, но силой его будут слиты все пределы народов, и целая вселенная смятется от страха в его нашествие, достающийся же в его руки будет взят легче, нежели птенцы у птицы, и вся подсолнечная, с приближением его силы, будет захвачена с большим удобством, нежели как иному удобно взять яйца, на которых не сидит уже согревавшая и оживотворявшая их птица. Но поскольку такая гордыня как бы выше гордыни человеческой, то, по мнению некоторых, слова сии приличны истинно горделивому, вознесшему выю свою против Вседержителя, непокоривому и отступнику, который в грех своего отступничества увлек последовавших ему лукавых духов. Ибо он и почитает себя умом великим, и представляет себя обозревающим высокое, и угрожает, что покорит себе целую вселенную. Он и на вопрос Господа //откуду грядеши?// - не обинуясь отвечал: //прошед// подсолнечную и //обшед поднебесную, приидох// (ср. [[old:iov:02:02|Иов. 2:2]]). Он дерзнул и Господу всей твари показать царства земные и сказать: "Все это мое, потому, //аще// ныне// пад поклонишимися, Тебе дам"// (ср. [[new:mf:04:09|Мф. 4:9]]). Посему, может быть, под царем ассирийским пророческое слово разумеет князя века сего. И Господь именует князя века сего, говоря: //ныне князь мира сего изгнан будет вон// [[new:in:12:31|(Ин. 12:31)]] и вскоре потом: //Ктому не много глаголю с вами; грядет бо сего мира князь и во Мне не имать ничесоже// [[new:in:14:30|(Ин. 14: 30)]]. Но много князей, и есть князи народов, поставленные для стражи и охранения народа, каждому из них порученного, как Моисей говорит в песни: //Егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих// [[old:vtor:32:08|(Втор. 32:8)]]. И еще Апостол говорит: //Премудрость же глаголем не века сего, ни князей века сего; но глаголем Божию премудрость, юже никтоже от князей века сего разуме// (ср.:[[new:1kor:02:06|1 Кор. 2:6-8]]). И еще у Даниила пишется о князе персском и о князе еллинском. Ибо Ангел говорит ему: //аз приидох во словесех твоих.// И //князь царства Персскаго стояше противу мне; и се, Михаил един от старейшин первых прииде помощи мне, и того оставих тамо со князем царства Персскаго.// И немного после: //аз же исхождах, и князь Еллинский грядяше// (ср. [[old:dan:10:12|Дан. 10:12-13,]] [[old:dan:10:20|20]]). Итак, если сие сказано от лица диавола, то, может быть, выражается гордыня его не против людей, но против духовных или других Сил. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 13-14 **Рече бо: крепостию руки моея сотворю, и премудростию разума отыму пределы языков, и силу их пленю, и сотрясу грады населеныя, и вселенную всю обыму рукою моею яко гнездо, и яко оставленая яица возму, и несть, иже убежит мене, или противу мне речет, и отверзет уста и глумит** «Я, – говорит, – **силою руки моей и моею мудростью я сделал это**, чтобы нигде не было царей и не обреталось князей. И переставляю пределы народов, и рука моя захватила богатство народов, как гнезда». Видишь ли, доколе простирает жестокий ум свою гордость? Как он обнаруживает гордость с угрозами? Видишь ли, сколько зла рождается от гордости? **«И никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул»**. Раскрывает совершенную его гордость, чтобы показать, какого человека победил Бог. Тем, кто следует добродетели, нехорошо превозноситься и говорить о себе великое, так как гордых постигают наказания от Бога, как случилось с фарисеем: если того, кто, по своим добрым делам, противился воле диавола, могло отвратить (от Бога) и погубить одно слово и одна вина, то насколько более возможно это относительно других хвастунов? И если хвастовство не дозволительно упражняющимся в добродетели, то насколько больше оно недозволительно для уклоняющихся от добродетелей? //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Рече бо: крепостию руки моея сотворю, и премудростию разума (моего) отъиму пределы языков, и силу их пленю** См. Толкование на [[old:is:10:12#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 10:12]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Он говорит: силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин** См. Толкование на [[old:is:10:12#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 10:12]] ===== Евсевий Кесарийский ===== **Он говорит: силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин** Это речи богоборца, похваляющегося силой своего злодеяния, который угрожает расхитить и упразднить разделение народов, предоставленное Всевышним ангелам, самонадеянно говорящего, что он опустошит всю вселенную и потрясет весь род людской, и переменит прежний их добрый порядок. //**Доказательство в пользу Евангелия.**// ===== Ориген ===== Итак, посмотрим, какова гордыня его, чтобы остерегаться ее, и не позволим, чтобы его слова в отношении нас оказались истинными. Так что же он говорит? «**Силою [своею] сделаю и мудростью разума [моего] отниму пределы народов**». Он полагает, что своею крепостью может совершать в нас все, что хочет. И если мы в самом деле будем побеждены и согрешим после этих слов, если после Церкви мы обратно пойдем в цирк, и на скачки, и на собрание язычников — чем иным это будет, как не обладание нами, которых он превзошел? И сказанное диаволом: «**Силою [своею] сделаю**», его угрозы исполняются в нас, когда мы грешим. Но и если бы мы предались разврату после долговременной чистоты, после многой святости — чем бы это было, как не доказательством на нас истинности его слов, сказавшего: «**Силою [своею] сделаю**»? Но давайте посмотрим, что иное обещает еще сей высокопарный хвастун. «**И мудростью разума [моего] отниму пределы народов**». Я не знаю мудрости, которую он обещает, о которой и пророк говорит: «//Чуждая некая мудрость у них//» (Ср.: [[old:ier:08:09|Иер. 8:9]]). Есть ведь какая-то внешняя по отношению к истине мудрость, которую разоряет Бог. Имея ее, [диавол] полагает, что он мудр, и говорит: «**Мудростью разума [моего] отниму пределы народов и поглощу силу их**». Ведь дошло до всех народов его влияние; но Спаситель, посылая во все народы Свои слова, исторг тех, кто диаволом держался в плену во всех народах. «**И поглощу силу их**». Он угрожает, что пойдет для разграбления наших сил и передаст [добычу] воюющим против нас. И действительно, можно видеть, что он поступает так с некоторыми. Ведь когда некто побеждается диаволом и предается демонам — худшим духам, враждебным к добродетелям, что иное происходит, как не сказанное: «**И поглощу силу их**»? Получив наши силы, он пожирает нас. «**И потрясу населенные города**». И вот чем угрожает диавол: он замечает, что населены города — Церкви Божии, возведенные во Христе Господе, — и громогласно возглашает, что он сдвинет их. И вот он часто потрясает населенные города гонениями, часто сотрясает соблазнами. Но мы, имея основание на камне, попробуем быть такими, чтобы тот, кто говорит: «**Потрясу населенные города**», — не смог покачнуть нас ни своим натиском, ни противоборствующими духами, но пребудем по отношению ко всему, что приключится, в твердости и постоянстве, имея здание, построенное на камне Иисусе Христе, «//Которому слава и держава во веки веков. Аминь//»![[new:1pet:04:11|(1 Петр. 4:11)]] //**Гомилии на книгу пророка Исаии.**// ===== Лопухин А.П.===== **Он говорит: силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин** //Переставлять пределы народов,// установленные Самим Богом [[old:vtor:32:06|(Втор. 32:6)]], - ясный признак нечестия и гордости царя ассирийского, возмнившего себя самым мудрым существом в мире. //Как исполин// - по-евр. //keabir//, т. е. как бык. Здесь может быть намек на фигуры могучих быков, которые украшали собою входы в ассирийские дворцы. Сильный ассирийский бык мчится по вражеским странам и своими рогами опрокидывает царские престолы. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:10:12#lopuxin_ap|Ис. 10:12]] [<10>]