[<10>] ====== Толкование на Ис. 10:18 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **В той день угаснут горы и холми и дубравы, и пояст от души даже до плотей** После того как Господь Саваоф послет на честь князя ассирийского бесчестие и на главу его огнь горящий и после того как //Свет Израилев// будет во огнь ассириянину, чтобы он, как не освященный светлостью Света, очистился жжением огня, содействующего к очищению и, //яко сено,// поядающего находящееся в нем вещество грехов,- после всего этого, по истреблении вещества, возжигающего карательный пламень, тогда, говорит Пророк, перестанут гореть горы, и холмы, и дубравы, и угаснет огнь запаления, все поядавший и пожиравший, начинавший с души и простиравшийся до плотей. Всякому известно обыкновение Писания - очень часто называть горами и холмами тех, которые пользуются некоторыми преимуществами и во внешнем обзаведении имеют у себя нечто большее пред многими другими. А бесплодных, случайно собравшихся между собой, ведущих жизнь, как бы не имеющую цели и несовершенную, и не руками истинного земледелателя насажденных именует оно дубравами. Но всех объемлет огонь, начавший с души и останавливающийся на плотях. Ибо грехи, возникшие в помышлениях, как, например, любодействовать в сердце своем, в душе служат веществом, достойным огненного поядения, а грехи, дошедшие до самого дела, когда они питаются уже плотскими действиями и нравственными поступками, почитаю грехами в подлинном смысле. Ибо лукавые помыслы, начавшись в душе, остановившись же в сердце, не ограничиваются им; но выходят из сердца и как бы вырастают из него, проникая плоть и являясь наружу. Ибо если замыслил кто совершить убийство, но не совершил, то убийство не вышло из сердца его; и воззревший на жену //ко еже вожделети ея// [[new:mf:05:28|(Мф. 5:28)]], но не растливший храм Божий и// уды Христовы// не сотворивший// уды блудничи// (ср. [[new:1kor:06:15|1 Кор. 6:15]]) соделал сердце свое как бы пределом греха, так что из сердца его не вышло помышление лукавое. То же можно сказать и о татьбе, об идолослужении, об отравлении и о грехах всякого другого рода, когда они не прикрываются телом, но, как из дырявого сосуда вытекая, стремятся наружу. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 18-19 **и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий. И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись** Они устремятся в бегство, как от огня, и их легко будет сосчитать. И не прибегут более к тебе: говоря так, пророк показывает, что они (евреи) некогда прибегали к нему (ассирийскому царю), который отвел в рабство евреев и ради них также жителей Самарии, так как по причине осады одних случились бедствия с другими. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **В той день угаснут горы и холми и дубравы, и пояст от души даже до плотей: и будет бежай, яко бежай от пламене горяща** См. Толкование на [[old:is:10:17#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 10:17]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий** См. Толкование на [[old:is:10:16#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 10:16]] ===== Лопухин А.П.===== Ст. 18-19 **и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий. И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись** //Лес// и //сад// - это указания на ассирийское войско. От этого войска так мало останется воинов, что маленькое дитя, которое умеет считать только до десятка или до двух, сумеет счесть всех оставшихся в живых ассирийских воинов. Конечно, здесь выражение гиперболическое (преувеличение). //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:10:12#lopuxin_ap|Ис. 10:12]] [<10>]