[<10>] ====== Толкование на Ис. 10:22 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 22-23 **И аще будут людие Израилевы яко песок морский, останок их спасется, слово бо совершая и сокращая правдою, яко слово сокращено сотворит Господь во всей вселенней** Апостол в Послании к Римлянам употребил сие изречение, изменив немногие слова. Если кто пожелает знать причину, по которой Апостол иное опустил, а иное переменил, то да будет ему известно, что Апостол, будучи еврей, не следовал рабски тем изданиям, какими пользуемся мы, но истолковав место, как оно ему представилось, так и изложил. Да кажется, что и другие более согласны на Апостольское истолкование. Смысл же сего места есть следующий. Выше сказано, что и //Отроча малое напишет// спасающихся от греха. Никто не дивись при сем, говорит Пророк, если великое число израильтян сократится в немногих. Не смотри на множество называемых благочестивыми, потому что имя Христово имеют многие, но не во многих сие наименование подтверждается свидетельством дел. **Аще будут людие Израилевы яко песок морский, останок их спасется**. Сказано о народе, предпочтенном пред другими, что не во множестве спасение, но в останке, спасаемом //по избранию благодати.// Какой же образ спасения? Говорится: **яко слово совершая и сокращая правдою**. Ибо кто все законное начертание и пророческое распоряжение совместил в евангельской краткости и делает показанное ему от Господа, тот спасется. //Возлюбиши Господа Бога твоего, и возлюбиши искренняго твоего яко сам себе. В сию обою заповедию весь Закон и Пророцы висят// (ср. [[new:mf:22:37|Мф. 22:37]], [[new:mf:22:39|39-40]]). Посему, кто совершает слово и приводит его в исполнение, кто сокращает его и как бы широту его сводит в самые краткие заповеди, тот принадлежит к спасаемому останку. Сказано: //Вся убо, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им, се бо есть закон и пророцы// [[new:mf:07:12|(Мф. 7:12)]]. Видишь, как в сем естественном понятии все слово совершено и сокращено правдой. **Яко слово сокращено сотворит Господь во всей вселенней**. Апостол же сказал: //сотворит Господь на земли// [[new:rim:09:28|(Рим. 9:28)]]. Согласно с ним переводят Симмах и Феодотион //посреди всей земли.// Ибо неудобособлюдаемое в законе: //не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи// [[new:kol:02:21|(Кол. 2:21),]] также постановления о праздниках, о днях, о всесожжениях, об очищении, об очистительной жертве - все сокращено в одно краткое и удобоисполнимое правило, чтобы никакого извинения не оставалось живущим не по Евангелию. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 22-23 **Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою; ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле** И вот, пророк обращается к пророчеству. Так как иудеи всегда надеялись на численность, говоря, что Бог не погубит такого множества людей, то он исторгает эту надежду: Я, говорит, не придам значения многочисленности. И другой пророк также говорит: //«и будет число сынов Израилевых яко песок морский»// [[old:os:01:10|(Ос.1:10)]]. Что пользы в толпе, если бесполезны сами дела? Не все имели быть неверующими, но так как веровали немногие, то и спасение получили немногие. **«Истребление определено изобилующею правдою»**: не будет более продолжаться долготерпение, снисхождение и милость. Но, как мне кажется, выражение: **«определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле»**, указывает на решения в будущей жизни. Смотри, как с чудесами смешиваются пророчества, бывшие и неисполнившиеся. Так как сказано, что спасутся немногие оставшиеся, то ты не говори, каким образом из такого множества спасаются немногие. Так или иначе, говорит, Я не буду щадить вас, но погублю всех, даже оставшихся. Видишь ли, как Он заботится, чтобы они надеялись на Бога, а не на множество, как и в другом месте говорит: //«Мне ли не пожалеть... города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек»// [[new:in:04:11|(Ион. 4:11)]]. Говоря это, Бог как бы утешал пророка, но, и безотносительно к тому, Он пощадил город, ради примерного покаяния: ведь если бы Он принимал во внимание многочисленность, то должен был бы пощадить и прежде покаяния. Но если прежде покаяния Он не принимал во внимание многочисленности, то, конечно, не принимал ее во внимание и после покаяния, почему и говорится: //«И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего»// [[new:in:03:10|(Ион. 3:10)]], и в другом месте: //«Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня»// [[old:os:04:07|(Ос.4:7)]]. Видишь ли, что множество не умилостивляет, а скорее раздражает Бога, так как чем больше людей, тем больше зла? Один нечестивый часто может спастись, но многие – никогда и нигде, так как все страдают той же болезнью. И ныне, в наши времена, скажут, ужели Бог погубил бы такое множество? Конечно, так как Он презирает множество. Не видишь ли ты, что только один с домом своим избежал невредимым потопа, трое только спаслись от огненного гнева, посетившего содомлян, и двое только – в пустыне? Лучше, говорит, один творящий волю Божию, чем 10000 беззаконников, – и справедливо: что бы ты лучше желал найти – 10000 деревянных или оловянных монет, или – одну драгоценную жемчужину? Не говори, что она одна только, но знай, что она одна драгоценнее тех многих, так как не во множестве цена, но в цене – множество. Потому о немногих добрых людях говорится: //«те, которых весь мир не был достоин»// [[new:evr:11:38|(Евр.11:38)]]. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 22-23 **И аще будут людие Израилевы яко песок морский, останок их спасется: слово бо совершая и сокращая правдою, яко слово сокращено сотворит Господь во всей вселенней** Сими словами он очень хорошо показывает нам, что непослушные и страдающие упорством и непокорностью ничего не значат пред Богом, но Он спасает и удостаивает всякого попечения покорного и послушного. Ибо Ассирианин напал на весь народ Иудейский и его намерением было никого не пощадить, но совершенно опустошить всю страну, сделать безлюдною и не имеющею жителей. Он разрушил Самарию и вместе с нею взял немалое число городов иудейских; но Бог чудесно спас жителей Иерусалима. Какой же смысл этого? Действительно, говорит, поелику не весь Израиль поступал нечестиво, но были в среде его некоторые, которые сильно негодовали на оскорблявших Бога своим нечестием, то святой и правосуднейший приговор произнесен был только против тех, которые согрешили. Что это слово истинно, мы без труда увидим это и из того, что написано у пророка Иезекииля. Ибо он говорит, что видел некоторых Израильтян, поклоняющихся солнцу и слышал Бога, говорящего о них: //видел еси сыне человечь, еда мало дому Иудину, еже творти беззакония яже сотвориша зде? Понеже наполниша землю беззакония и обратишася разгневати Мя// [[old:iez:08:17|(Иез. 8:17)]]. Потом говорит, что он видел мужа, облеченного в подир и имеющего пояс, и что Бог всяческих говорил ему: //пройди среде града Иерусалима, и даждь знамения, на лица мужей стенящих и болезнующих о всех беззакониях бывающих среде их. И сим рече, слышащу мне, идите в град в след его, изсецыте, и непощадите очима вашима, и не помилуйте. Старца, и юношу, и деву, и младенцы, и жены избийте в потребление: а ко всем, на них же есть знамение, не прикасайтеся// [[old:iez:09:03|(Иез. 9:3-6)]]. Внемли, как Бог запечатлевает своею благодатью благочестивого и святого, и как Он гневается и скорбит о том, что другие дерзают оскорблять Его. Итак, говорит, хотя бы Израильтян было бесчисленное множество и хотя бы они уподоблялись песчинкам, лежащим на морских берегах, – **останок спасется**. И это случилось во времена Езекии. Ибо, как я сказал, разрушена была Самария и вместе с нею взяты были многие города Иудейские, тоже совершилось и в последние времена века, когда воссиял нам Единородный во плоти. Ибо тогда-то Бог, **сокращая слова правдою**, совершил сокращение его во всей вселенной. Ибо закон, данный чрез Моисея идет к цели длинными окольными путями и дает недостаточное объяснение полезного, загадочно и прикровенно указывая на то, что служит на пользу: но спасительное для нас евангельское слово – кратко, как бы сокращенно или усеченно, заключает в себе открытую истину, указывает ясный путь жизни, не представляет трудности для исполнения и в заповедях его нет никакой темноты. Ибо, как я сказал, дело истины просто. Тогда-то спасется **остаток Израиля**, то есть те, которые почтили верою явление Его, тогда как другое значительное число их отвратится от Него. Ибо восставали против Спасителя всех и Господа те, которые прежде убивали пророков и камнями побивали посланных к ним, и какого наконец злодеяния не совершили они? **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою** См. Толкование на [[old:is:10:20#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 10:20]] ===== Лопухин А.П.===== Ст. 22-23 **Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою; ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле** От Израиля (иудейского народа) //обратится// или возвратится (из плена вавилонского) только //остаток//, незначительная часть всего народа, а прочим евреям, недостойным милости Божией, определено //истребление//. Они, как и прочие народы, живущие на земле, подвергнутся каре по всей строгости Суда Божия, т. е. затеряются в тех странах, куда их переселят победители. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:10:20#lopuxin_ap|Ис. 10:20]] [<10>]