[<10>] ====== Толкование на Ис. 11:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море** Ныне же //по всей земле прошел голос их// [[new:rim:10:18|(Рим. 10:18)]], и вся земля наполнилась знаниями о Боге, и ученики просветили все народы, и исполнилось написанное: //Все сыновья твои будут научены Господом// [[old:is:54:13|(Ис. 54:13)]]. Тогда это образом было того, что обнаружится. Ныне же явилась истина. //**Против ариан.**// ===== Свт. Григорий Великий ===== **Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море** О нашем Спасителе свидетельствует Павел, говоря: //Сделавшись за нас клятвою// [[new:gal:03:13|(Гал. 3:13)]]. Через пророков также возвещает о дереве, когда говорит: //Господь правил с дерева.// И снова: //Положим древо в пищу Его// [[old:ier:11:19|(Иер. 11:19)]]. Через Евангелие, где само страдание Господа, о котором было пророчество, возглашается, действительно дерево Креста открыто показывается. Через апостолов же этот самый Крест даже в словах и делах пребывает, когда Павел говорит: //Для меня мир распят, и я для мира.// И еще: //Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа// [[new:gal:06:14|(Гал. 6:14)]]. Для нас, устремляющихся в вечное отечество, Священное Писание является морем в четырех смыслах. Оно возвещает Крест, потому что нас несет к земле живых на дереве. Если бы пророк не осознал, что Священное Писание подобно морю, едва ли бы сказал: **Наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.** Итак: и один образ самих четырех видов, и вид их и деяние, как если бы было колесо в середине колеса. Один образ этих четырех, так как то, что предсказал Закон, то предсказали и пророки, о чем возвестили пророки, это представляет Евангелие, а что представило Евангелие, это возвестили апостолы по миру. Следовательно, один образ этих четырех видов, потому хотя божественные изречения и разделены во времени, однако они объединены в восприятии. И вид их, и деяние - как бы колесо в середине колеса. Колесо в колесе - это Новый Завет, как мы сказали, внутри Ветхого Завета, потому что, что обозначил Ветхий Завет, то представил Новый Завет. Чтобы мне сказать немногое о многом, что значит то, что, когда Адам спит, рождается Ева, если не то, что, когда Христос умирает, создается Церковь? Что есть то, что Исаак влечется для жертвоприношения и несет дрова, и ложится сверху на алтарь, и живет, если не то, что Спаситель наш,которого вели для страдания, Сам Себе нес бревно креста? И так при жертвоприношении ради нас умер в человеческой природе, чтобы, однако, оставаться бессмертным в Божественной природе. //**Гомилии на пророка Иезекииля.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море** См. Толкование на [[old:is:11:08#svt_ioann_zlatoust|Ис. 11:8]] //**Толкование на пророка Исаию.**// ---- Что Господь во всю вселенную пошлет проповедников и что никто не останется не слышавшим проповеди, это также предсказано. //**Против иудеев и язычников.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и не сотворят зла, ни возмогут погубити никогоже на горе святей Моей: яко наполнися вся земля ведения Господня, аки вода многа покры море** См. Толкование на [[old:is:11:06#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 11:6]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И... наполнися вся земля ведения Господня, аки вода многа покры море**. Как вода покрывает морские недра, так всю землю покроет ведение Истинного. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// См. также Толкование на [[old:is:11:05#prep_efrem_sirin|Ис. 11:5]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море** См. Толкование на [[old:is:11:06#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 11:6]] ===== Лопухин А.П.===== **Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море** //Не будет делать зла.// Кто здесь разумеется - животные или люди? Вторая половина 9-го стиха, представляющая собою обоснование первой (ибо) заставляет нас относить и слова первой половины стиха к людям же, которым только одним свойственно //ведение о Боге,// о каком говорится во 2-й половине стиха. - //На горе Моей.// Это, по всей вероятности, гора Сион, на которой был построен храм Соломонов (ср. [[old:is:02:02|Ис. 2:2]]), а затем - Церковь Христова, которой прообразом служил ветхозаветный храм. - //Земля//. Здесь разумеется уже вся земля, все страны ее. Пророк указывает здесь на универсальность царства Мессии, как и псалмопевец, говорящий: по всей земле прошел голос их и до пределов вселенной слова их, т. е. проповедников Евангелия ([[new:rim:10:18|Рим. 10:18]]; ср. [[old:ps:018:05|Пс. 18:5]]). //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:11:06#lopuxin_ap|Ис. 11:6]] [<10>]