[<10>] ====== Толкование на Ис. 11:12 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 12-14 **И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли. И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема. И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им** **И воздвигнет**, – говорит Пророк, – **знамение в языки, и соберет погибшия Израилевы, и расточенныя Иудины соберет от четырех крил земли**. Итак, //Корень Иессеов, востаяй владети языки, воздвигнет знамение в языки,// чтобы собрались **погибшия Израилевы**. //Прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшаго// [[new:lk:09:10|(Лк. 19:10)]]. А знамением, какое воздвиг **в языки**, служит упоминаемое в Евангелии: //узрят знамение Сына Человеческаго// (ср.: [[new:mf:24:30|Мф. 24:30)]], – то самое знамение, которое называешь крестом Господа нашего Иисуса Христа, //имже// святым //мир распяся,// и они //миру// (ср.: [[new:gal:06:14|Гал. 6:14]]), чем и выражает Пророк силу знамения. Для чего крестом совершено домостроительство Вочеловечения? Для того, чтобы **от четырех крил земли** собрались спасаемые. Ибо крест делится на четыре части, так что каждая его часть обращена к одной из четырех частей мира. А предпочтена крестная смерть – или чтобы все части мира приведены были ко спасению частями креста, или потому, что прежде деревянного креста воздвигнут был целому миру спротяженный, мысленный крест, в среде которого соприкасаются четыре части вселенной и сила которого, заключающаяся в среде, проходит в четыре части. Посему, как скоро воздвигнется сие знамение, **погибшия Израилевы и расточенныя Иудины** собраны будут **от четырех крил земли**. Воздвигнув сие знамение, имеющее силу низлагать начала и власти, которые победил на древе Совлекший их и как бы Сбросивший одеяние, для нас ими сотканное и которое имеем на себе, //совлек Он начала и власти, изведе в позор дерзновением,// победив на древе (ср.: [[new:kol:02:15|Кол. 2:15]]). Посему-то Павел, будучи из числа **погибших Израилевых и расточенных Иудиных**, как скоро уразумел знамение, воздвигнутое Иисусом **в языки**, притек ко кресту и сказал: //мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа// [[new:gal:06:14|(Гал. 6:14)]]. Последствием же того, что собраны **погибшие Израилевы**, над которыми царствовал Ефрем, и **расточенные Иудины**, которыми управляли происходившие от семени Давидова, оказывается, что нет уже ревности у Ефрема против Иуды, потомки Иудины не враждуют против Ефрема. Ибо, по воздвижении знамения и по собрании **погибших Израилевых**, которые называются Ефремом, также по собрании **расточенных Иудиных**, **отымется ревность Ефремова, и врази Иудины погибнут**. Заметь же, что Израиль называется погибшим, а Иуда – расточенным. Но между тем согласием во Христе, Который //умиротворяет земная и небесная// и //в Себе всяческая примиряет// (ср.: [[new:kol:01:20|Кол. 1:20)]], отъемлются страсти, какие прежде владычествовали в жизни, по причине упорства и мятежа. Потому-то Ефрем не возревнует Иуде, и Иуда не оскорбит Ефрема, ибо потребляется взаимная между ними вражда. Обыкновенно же ревность всего более бывает для многих поводом ко вражде. Ревностью же называет теперь Писание не подражание в добром, но зависть благоуспешности других. Посему тогда приведенные в согласие **полетят в кораблех иноплеменничих, море купно пленят.** Пророк прекрасно изобразил скоро плывущих по морю, уподобив движение их полету, когда при ветре, соразмерно упирающем в корму, несутся по морю на полных ветрилах. Но они **пленят море**, став победителями змия и ему подвластных. И об Апостолах Христовых справедливо можно сказать, что они **пленят** приводимых ими в познание истины, как бы делая своей добычей тех, которыми владел отведший человека в плен. Под морем же должно теперь разуметь место озлобления, которое в другом месте, как знаем, называется и //юдолию плачевною// (ср.: [[old:ps:083:07|Пс. 83:7]]). А кораблями иноплеменных называются, может быть, тела наши, потому что они не в дружественной связи с устройством души. Ибо плоть// закону Божию не покаряется// [[new:rim:08:07|(Рим. 8:7)]], но //похотствует на духа// [[new:gal:05:17|(Гал. 5:17)]]. О них же говорится, что пленят **Идумею**, то есть возьмут верх над земным, и **на Моава руки возложат**. Моав толкуется от отца. Посему к ним-то сказал Господь:// вы отца вашего диавола есте и похоти отца вашего хощете творити// [[new:in:08:44|(Ин. 8:44)]]. На них **руки возложат**, чтобы подчинить их себе добрыми своими делами. Потом **сынове Аммони первии покорятся**. Аммон толкуется народ с нами. Может быть, первые покорятся Слову, в которых повреждение меньшее, покорятся прежде тех, в которых оно больше и разлилось сильнее. **//Толкование на пророка Исаию.//** =====Свт. Иоанн Златоуст===== Ст. 12-13 **И воздвигнет знамение в языки, и соберет погибшия Израилевы, и расточенныя Иудины соберет от четырех крил земли. И отъимется ревность Ефремова, и врази Иудины погибнут: Ефрем не возревнует Иуде, и Иуда не оскорбит Ефрема** Хотя Иуда был не велик и заключал в себе только два колена, однако к нему перешло царство. Потом указывается на поражение египтян, имевшее быть после возвращения из плена, когда некоторые будут поражены, а иные – покорены. //**Толкование на пророка Исаию.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 12-13 **И воздвигнет знамение в языки, и соберет погибшия Израилевы, и расточенныя Иудины соберет от четырех крил земли. И отъимется ревность Ефремова, и врази Иудины погибнут: Ефрем не возревнует Иуде, и Иуда не оскорбит Ефрема** В этих преимущественно словах пророк удивительным образом кончает нам речь, так как совершившееся исторически принимает за образ мысленных вещей. Должно же, думаю, сколько возможно ясно изложить и это. Соломону преемствовал во власти родившийся от него Ровоам. Но с его (Ровоама) времени разделился на двое народ Иудейский, и десять колен с половиною колена **Ефремова** переселились в Самарию, в Иерусалиме же осталось колено **Иудино** с половиной колена Манассиина. И царствовали в течение известного времени над теми и другими некоторые (цари): в Иерусалиме - происходившие из колена **Иудина**, а в Самарии - происходившие из колена **Ефремова**. И великая между обеими частями возгоралась ревность, частые войны и восстания друг против друга, как это ясно излагается и в книгах Царств [[old:3ts:12:start|(3 Цар. 12 и далее)]]. Когда же Халдеи и царствовавшие над Вавилоном и страною Персидскою, опустошив всю, так сказать, Иудею, отвели в свою землю пленниками Израиля и **Иуду**, то есть живших в Самарии и Иерусалиме; а затем (эти последние), освободившись из плена, опять возвратились в свою землю: тогда стали жить уже не раздельно, но все вместе в Иерусалиме, перестали также и помазывать над собою царей и князей для каждой из двух частей отдельно, оскорблять друг друга, и ревновать, как прежде, потому что они были тогда под начальством одного (вождя), - Зоровавеля, сына Салафиилева, который был из колена **Иудина**, и (под начальством) Иисуса Иоседекова, первенствовавшего в священстве. В этом заключается речь историческая. Но у пророка была цель та, чтобы из яснейших дел и из случившегося древле показать дела пришествия Спасителя нашего. Ибо когда воздвигнуто было знамение, то есть, честный крест, и он стал виден для племен и народов всей вселенной, тогда соделалось отпущение бывших в плену, очевидно мысленном, сближение в единодушии, стремление к единомыслию и единой вере у тех, которые древле были разделены, нося на себе иго (подчинения) многим и нечестивым властителям (так как они рабствовали нечистым духам). Но они свергли с себя иго их, сошлись же, и весьма охотно, в мысленный Сион, или Иерусалим, то есть в Церковь, и стали под власть одного царя, то есть Христа, прообразом Которого был Зоровавель, изведший Израиля из плена, в соединении с Иисусом, великим священником, дабы в нем уразумеваем был Христос, как Царь и //Архиерей, преподобен, незлобив, безсквернен, отлучен от грешник, и выше небес бывый//, как говорит Божественный Павел [[new:evr:07:26|(Евр. 7:26)]]. А что знамение Христа, то есть, честный крест, соделалось причиною того, что живущие по всей земле соединились в единой вере и таким образом чрез Него стали своими всесвятому Отцу, это может быть ясно из того, что написал Божественный Иоанн Евангелист. Ибо он ввел проклятого Каиафу говорящим в синедрионе: //вы не весте ничесоже, ни помышляете, яко уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет// [[new:in:11:49|(Ин. 11:49-50)]]. А к сему последнему присоединил: //сего же о себе не рече: но архиерей сый лету тому, прорече, яко хотяше Иисус умрети за люди : и не токмо за люди, но да и чада Божия расточеная соберет во едино// [[new:in:11:51|(Ин. 11:51-52)]]; потому что Христос был //мир наш//, по Писаниям [[new:ef:02:14|(Еф. 2:14)]], //средостение ограды разоривый, закон заповедей ученьми упразднив и два народа создавший во единаго новаго человека// и обоих чрез Себя примиривший с Богом и Отцом и разрушивший вражду между ними [[new:ef:02:15|(Еф. 2:15-18)]], дабы мы все во едином духе и в едином теле, соделавшись //единодушными// [[new:fil:02:02|(Фил. 2:2)]] в отношении друг к другу и //стелесниками// [[new:ef:03:06|(Еф. 3:6)]], очевидно в самом Христе, плодоприносили Ему превысшую закона правду и чистоту евангельского жития. Итак, восходя как бы от совершившегося исторически к духовному созерцанию, ты весьма ясно уразумеешь таинство Христово. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И воздвигнет знамение в языки,** чтобы отвлечь народ Свой от идолослужения и обратить к познанию и почитанию истинного Бога. **И соберет погибшыя Израилевы, и расточенныя Иудины соберет от четырех крил земли**. Это напоминает слова Спасителя: Я пришел //токмо ко овцам погибшым дому Израилева// [[new:mf:15:24|(Мф. 15:24)]]. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли** См. Толкование на [[old:is:11:11#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 11:11]] ===== Лопухин А.П.===== **И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли** **Поднимет знамя** – т. е. даст язычникам повеление возвратить свободу евреям. **Четыре конца** – точнее с евр.: "четыре крыла", т. е. четыре главные земные точки. – Все возвращенные иудеи также, подобно язычникам, войдут в царство Мессии. //**Толковая Библия.**// [<10>]