[<10>] ====== Толкование на Ис. 11:14 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== ** И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им** См. Толкование на [[old:is:11:12#svt_vasilij_velikij|Ис. 11:12]] =====Свт. Кирилл Александрийский===== **И полетят в кораблех иноплеменничих: море купно пленят, и сущих от восток солнца, и Идумею: и на Моава первее руки возложат, сынове же Аммони первии покорятся** В этих словах пророк опять разъясняет, каким образом те, кои суть //от четырех крил земли// [[old:is:11:12|(Ис. 11:12)]], то есть все язычники, соберутся к единению во Христе чрез веру и в союз приличествующей святым любви. Ибо прежде честного креста Христос говорил святым Апостолам: //на путь язык не идите, и во град Самарский не внидите. Идите же паче ко овцам погибшим дому Израилева// [[new:mf:10:05|(Мф. 10:5-6)]], а также (потом) и еще сказал: //несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева// [[new:mf:15:24|(Мф. 15:24)]], Когда же, достигнув края всякого нечестия, они вознеиствововали против Христа, убили Начальника жизни и отреклись от Святого и Праведного: тогда, и только тогда, поправ смерть и восстав из мертвых, Он заповедал святым ученикам: //шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам// [[new:mf:28:19|(Мф. 28:19-20)]]. И после того как Он возшел на небо, а затем сошла на них с высоты сила, они уже не остались в одной лишь Иудее, благовествуя Иисуса, но одни, отошед к востоку, в находившиеся там города, занимались проповедью; другие устремились к западу; иные же сопредельным язычникам дарствовали слова оглашения; необходимо было также, чтобы хотевшие обойти всю подсолнечную пользовались и кораблем. Так и Божественный Павел утверждает о себе: //нощь и день во глубине сотворих// [[new:2kor:11:25|(2 Кор. 11:25)]]. И написавший Деяния святых Апостолов говорит, что он (Павел) и бывшие вместе с ним взошли и плыли //в корабли Александрийстем подписанем, Диоскуры// [[new:act:28:11|(Деян. 28:11)]]; потому что был обычай на кораблях, особенно же Александрийских, делать такие надписи на (так называемом их) носе справа и слева. Поелику же естественно было, чтобы написание на корабле: «Диоскуры» было сделано по причине господствовавшего в то время идолослужения, то следовательно он был иноплеменный, то есть владелец корабля был идолослужитель. Поэтому **в кораблях иноплеменничих полетят**, говорит, то есть быстро и охотно и как бы птицы перейдут и пленят море. Обычно же Божественному Писанию морем называть западные части, по той причине, что здесь находится очень большое и широкое море. Так и блаженный Давид, провозглашая Бога всяческих Зиждителем всего мира, говорит: //север и море Ты создал еси// [[old:ps:088:13|(Пс. 88:13)]]. А что и Божественный Петр, а равно и сам премудрый Павел, достигнув западных частей, возвещали Иисуса, в этом никто не может усомниться. **Пленят же**, говорит, **и сущих от восток солнца, и Идумею: и на Моава руки возложит, сынове же Аммони первии покорятся**. Ибо за Идумейской страною все сопредельные и соседственные с нею, а также и еще далее лежавшие страны уже все были полны идолослужителей и по мыслям не сходны были с ведавшими единого и по естеству и истинно Бога. **Идумеяне и Моавитяне**, а также и **сыны Аммоновы** были сопредельны Израильтянам и занимали соседственную с ними страну, но сильно различались от них и были им до крайней степени враждебны. Поклонялись же они звездам и воздавали всякое почитание Деннице, называя ее преимуществующим пред всеми другими божеством. Но у них же первых воссияла в уме и сердце и истинно Денница и возоблистал свет мысленного дня. И сбросив с себя древний оный мрак и отвергнув служение твари, они поклонились Христу, тех же, которые древле были всех более враждебными им, разумею Израильтян, сделали своими тайноводителями и наставниками на пути, ведущем ко спасению. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== //И делати будут на раменах// **иноплеменничих**, то есть соседние народы покорятся Израильтянам по их возвращении, когда получат они наследие свое. И они покорятся, потому что Израильтяне были причиной и их возвращения из Вавилонского плена, а другие потому, что низложен враг их Гог. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им** См. Толкование на [[old:is:11:11#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 11:11]] ===== Лопухин А.П.===== **И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им** //Полетят// (евреи) - как хищные птицы, как орлы. //На плеча Филистимлян.// Здесь пророк мог иметь в виду рельеф земли Филистимской, похожий на плечи. Филистимляне во времена Исаии были в очень враждебных отношениях к Израилю [[old:is:09:11|(Ис. 9:11)]]. //Ограбят детей востока// - т. е. жителей восточных областей Палестины, которые сами постоянно грабили израильские селения (ср. [[old:sud:06:03|Суд. 6:3]]). Здесь, несомненно, пророк отступает от картины будущего мирного Мессианского царства и изображает ближайшие победы иудеев над своими давними врагами. Видеть же здесь параллель главе [[old:is:60:start|60]]-й Исаии, где изображается добровольное подчинение язычников иудеям, (проф. //Якимов// в толков. 14-го ст.) - было бы большой натяжкой. //**Толковая Библия.**// [<10>]