[<10>] ====== Толкование на Ис. 13:11 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей** **И погублю**,- говорит Пророк,- **укоризну беззаконных и укоризну гордых смирю**. Дело Благаго Бога - истреблять негодное, чтобы восстановить Свое создание чистым от всякого порока и, освободив от всякой немощи, возвести в естественное состояние. Ибо в другом месте говорится: //погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергу// (ср. [[old:is:29:14|Ис. 29:14]]; [[new:1kor:01:19|1 Кор. 1:19]]), потому что мудрость мира сего, введя в обман принявших ее и будучи признана истинной, производит неведение спасительных догматов. Посему мудрость, удаляющая от истины, обращается в ничто чрез разрушение ее хитросплетений и правдоподобий, чтобы предубежденный в ее пользу освободился от обмана и ложного мнения. Как болезнь истребляется врачом и тьма - солнцем, так Благий Бог истребляет **укоризну беззаконных** и смиряет **укоризну гордых**. Посему-то и Иаков, благословляя сынов, Симеона и Левию, говорит:// проклята ярость их, яко упорна, и гнев их, яко ожесточися// [[old:gen:49:07|(Быт. 49:7)]], и сим проклятием истребляет лукавую склонность, чтобы оставшееся в них соделалось достойным Патриархова благословения. Так и Ной, узнав, что сделал ему младший сын его, сказал: //проклят Ханаан// (ср. [[old:gen:09:25|Быт. 9:25]]), и хотя огорчителем был Хам, однако же проклинает не его, а порождение его и дело его, которое символически именуется Ханаан, ибо Ханаан толкуется как волнение. Итак, поскольку склонность, приведенная в движение, производит страсть, то проклинает не расположение, а дело, им произведенное. Ибо трудно в естестве человеческом сохраниться чистоте сердечной. Явно же, что истребляющий укоризны гордых истребляет не этот один порок, но слово **укоризна** надобно понимать, один грех распространяя на все роды порока. Ибо беззаконные издеваются над храмом, издеваются над ближним, издеваются над сотворенным по образу Сотворшего, а чрез образ **укоризна** восходит на Сотворшего. Ибо как поругавший царское изображение судится наравне с погрешившим против самого царя, так, очевидно, повинен греху поругавший созданного по образу. Но прежде всего делает он **укоризну** себе самому: любодей - растлением, прелюбодей - срамотой дела, тать - низостью, гнусностью и подлостью поступка, лжец - отрицанием истины, клянущийся во лжу - отчуждением от Бога. Поэтому всякий грех есть **укоризна** и прозябение **укоризны** и прежде всего касается самого укорителя. Но смирит и **укоризну гордых**, потому что гордость есть сестра беззакония. Ибо неправдивый презирает правду и превозносится над ней, невоздержный говорит против целомудрия, когда презирает того, кто тщательно соблюдает себя во всем и умеряет даже движение очей, сластолюбец укоряет умеренного в образе жизни, безумный осмеивает изобилующих мудростью и трудолюбиво собирающих себе отовсюду познания. Посему Господь, Который //гордым противится// (ср: [[new:iak:04:06|Иак. 4:6]]) и смиряет //грешники до земли// (ср. [[old:ps:146:06|Пс. 146:6]]),- Он обещает смирить **укоризну гордых**. А смиряющий гордых как избавляет их от уподобления диаволу, который есть отец гордости, так убеждает научиться у сказавшего: //научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем// [[new:mf:11:29|(Мф. 11,:29)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей** **«Я накажу мир за зло»**. Выслушай теперь изречение, угрожающее вселенной бедствиями. **«И нечестивых – за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей»**. Почему же, оставляя иные бедствия, Он выставляет на вид только это? Чтобы показать тяжесть гордости, которая есть корень зол, источник неправды, из которой произошел конец и начало погибели мира: она была началом всех зол, она низвергла с неба сатану и прочих с ним. Потому и Бог, чтобы исцелить эту тяжелую рану, все совершил со смирением: Свое рождение, хождение в мире, призвание апостолов, и Деву, от которой родился, и обручника, которому была обручена эта Дева, так как он был по занятию ремесленник, которым не было места в гостинице, и они были так бедны, что не имели даже колыбели, почему Он, как сын бедных, был положен в яслях. Когда Он телесно взошел в возраст, то, говорится, //«и некоторые женщины... служили Ему имением своим»// [[new:lk:08:02|(Лк.8:2, 3)]]; и Сам Он говорил: //«Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову»// [[new:lk:09:58|(Лк.9:58)]]. Людей незначительных Он призвал в апостолы, Он дал учение смирения, укрепляя его совершенно и в тоже время преследуя гордость, как лютого зверя. Таким образом, Своею трапезою, ложем, жизнью, Своими одеждами, наставлениями, крестом страдания и всем прочим Бог учит нас ничему иному, только смирению. Он умыл ноги предателя: это более дивно, чем прочее. Видишь ли, какую Он показывал кротость? Он принял удар от раба, которого поддерживал силою терпения. С тех пор и доселе Он презирается и получает укоризны, однако Он и говорил и все дела совершил для спасения тех, которые Его презирают и пренебрегают. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И заповем всей вселенней злая и нечестивым грехи их, и погублю укоризну беззаконных и укоризну гордых смирю** См. Толкование на [[old:is:13:09#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 13:9]] ===== Сщмч. Климент Римский ===== **Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей** Имя Твое - Отверзший //очи сердца нашего// [[new:ef:01:18|(Еф. 1:18)]], чтобы нам знать Тебя, Единого Вышнего в вышних; Святого, во святых почивающего; смиряющего //высокоумие гордых, уничтожающего замыслы народов// [[old:ps:032:10|(Пс. 32:10)]]; смиренных возносящего и смиряющего вознесенных; обогащающего и разоряющего, //убивающего и животворящего// [[old:vtor:32:39|(Втор. 32:39)]]; единого Благодетеля духов и Бога всякой плоти ([[old:chis:16:22|Чис. 16:22]]; [[old:chis:27:16|27:16]]); //видящего бездны// [[old:dan:03:054|(Дан. 3:54)]], Всевидца человеческих дел; Помощника в опасности пребывающих; Спасителя отчаявшихся; Творца и Епископа всякого духа, умножающего на земле народы и от всех избравшего любящих Тебя чрез возлюбленного Отрока Твоего Иисуса Христа; чрез Него же Ты нас научил, освятил, почтил нас. //**1-е послание к Коринфянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И заповем всей вселенней злая**, то есть Вавилону. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И Я посещу за зло мира и нечестивых за беззаконие их; и положу конец высокомерию неверных и смирю гордость сильных** Из этого места и из предшествующего, где написано, что солнце померкнет при восходе своем, луна покроется мраком и звезды не будут давать света и что будет посещено беззаконие всего мира, некоторые думают, что это предсказывается не о разрушении Вавилона, а о кончине мира; но без сомнения, по предыдущему, и под миром, который по еврейски называется thebel, а по гречески οικουμένη, должно разуметь Вавилон. Ибо οικουμένη на нашем языке значит населенная, и Вавилон называется населенным но великому множеству жителей, так что где прежде было безчисленное множество народа, там будет запустение и жилище зверей. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- **И посещу за зло мир и нечестивых за беззакония их.** Когда Бог посещает и потрясает, то потрясает для того, чтобы исправить. Затем, когда Он сильно гневается на не приносящих покаяния, то говорит: //не присещу на дщери вашя, егда соблудят, и на невесты вашя, егда возлюбодеют// [[old:os:04:14|(Ос. 4:14)]]. Напротив об имеющих уверовать во Христа говорится: „//посещу жезлом беззакония их и ударами грехи их; милости же Моей не отниму от них//“ [[old:ps:088:33|(Пс. 88:33-34)]]. **И положу конец высокомерию неверных и гордость сильных смирю.** LXX: //И погублю своеволие беззаконных и своеволие гордых смирю//. Еврейское слово gaon, которое ясно выражает //высокомерие// и //гордость//, Феодотион и Семьдесят всегда переводили //своеволие//, следуя более смыслу, чем букве, потому что всякий гордый готов на своеволие. Итак для того Господь посещает зло мира и нечестивых за беззакония их, чтобы обуздать надменность гордых и усмирить гордость сильных. //Зане Бог гордым противится, смиренным же дает благодать// [[new:1pet:05:05|(1 Пет. 5:5)]]. И в Притчах читаем: «//прежде сокрушения надмевается сердце мужа и прежде славы смиряется//» [[old:pr:16:18|(Притч. 16:18)]]. За гордостью всегда следует падение и за смирением слава; //яко всяк возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется// [[new:lk:14:11|(Лк. 14:11)]]. В другом месте читаем: //погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергну// [[new:1kor:01:19|(1 Кор. 1:19)]]. Погубляется Господом не истинная мудрость и не истинное знание, а лжеименное знание, — те, кои собирают языком своим ложь, до утомления испытывают испытанием и не находят ничего, говоря нечестие свысока и полагая на небо уста свои. Поэтому собственно гордость еретиков называется оскорблением истины. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.**// ===== Лопухин А.П.===== Ст. 11-12 **Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского** Здесь говорит Сам Господь. //Мир// - по-евр. : tevel, собств. земной шар, но здесь, очевидно, вавилонская всемирная монархия (ср. [[old:is:24:04|Ис. 24:4]]; [[old:is:26:09|Ис. 26:9]], где под "землей" - haarez - разумеется земля Израильская). //Люди будут дороже...// т. е. из вавилонян малое число останется в живых. Об //Офире// см. Толк. Библию т. 1-й. Из четырех предполагаемых стран (Южная Аравия, Восточная Африка, Индия и южные области вообще) вероятнее всего видеть в Офире Африку, самое название которой (//Afer// у древних) напоминает имя Офира. //**Толковая Библия.**// [<10>]