[<10>] ====== Толкование на Ис. 13:13 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Разъярится бо небо, и земля потрясется от оснований своих, за ярость гнева Господа Саваофа в день, в оньже приидет ярость Его** Вся тварь приходит в движение с Владыкой на отмщение тем, которые согрешили против Него. Ибо как небо ужасается и трепещет от неожиданных беззаконий народных, когда оставляют Господа (см. [[old:ier:02:11|Иер. 2:11-12)]], так говорится, что когда исполнятся грехи отступников и наступит время воздаяния, тогда **небо разъярится** и подвигнется на гнев вместе с Богом. Под яростью же неба должно разуметь страшные небесные явления, поражающие наказываемых: когда помрачатся звезды, померкнет солнце, луна не будет уже освещаема, когда полетят молнии, страшно разразятся громы, когда воздух над головой омрачится, так что отовсюду неумолимое мучение будет грозить отданным под гнев. Ибо тварь, служа Творцу, приходит в напряжение при наказании неправедных, ослабляет же свои силы при благодеяниях уповавшим на Него. Но сие бывает за **ярость гнева** Господня. **Яростию** же **гнева** Писание, обыкновенно, называет воскурение и как бы воспламенение наказания, налагаемого в воздаяние за худые дела. **И земля потрясется от оснований своих**. Пророк показывает, что землетрясение будет не легкое и не обыкновенное, какое бывает при колебании одной земной поверхности, но что оно превратит основание земли и сотрясение коснется всего ее состава. Основания же земли неизвестны человеческой природе, как научает нас говорящий у Иова Господь: //Где был еси, егда основах землю? Возвести ми, аще веси разум. Кто положи меры ея, аще веси? или кто наведый вервь на ню? На чемже столпи ея утверждени суть; ктоже есть положивый камень краеуголный на ней?//[[old:iov:38:04| (Иов. 38:4-6).]] Не согласно ли с понятием мудрецов внешних Господь положил основания земли в средоточии шара, обнимающего собой мир, так что земля, во все стороны равно отстоя от неба, равновесием своим надежно укреплена и неуклонно утверждена? А если так крепко утверждена земля, то, подвигнутая со своих оснований, очевидно, снимется она с поддерживающей ее опоры. Поскольку же приходить в ярость свойственно существам разумным и одушевленным, то некоторые вообразили уже, что небо одушевлено и владеет словом, так что вместе с Владыкой может приходить в негодование. Но это - вымысел и басня. Ибо Писание неоднократно, переменяя имена, называет небом небесные живые существа, как и у нас в обычае говорить. Например говорим: весь город вышел и город просил князя - о том, когда надлежит сказать сие о живущих в городе. Так и небо приходит в ярость, когда Небесные Силы сознают правдивость Божия гнева. Ибо как// радость бывает// на небесах о// единем грешнице кающемся// (ср. [[new:lk:15:10|Лк. 15:10]]), так бывает огорчение и печаль о тех, которые чрез грех делаются отступниками от Творца. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Разъярится бо небо, и земля потрясется от оснований своих, за ярость гнева Господа Саваофа в день, в оньже приидет ярость Его** См. Толкование на [[old:is:13:12#svt_ioann_zlatoust|Ис. 13:12]] =====Свт. Кирилл Александрийский===== **Разъярится бо небо, и земля потрясется от оснований своих, за ярость гнева Господа Саваофа в день, в оньже приидет ярость его** Блаженные пророки говорят гиперболически и, созерцая в уме божественную и неизреченную силу и славу, возносят на высоту голоса (употребляют возвышенную речь) и придают своим повествованиям (изображениям) исключительную величественность. Всегда вместе с гневающимся Богом приходит как бы во гнев и покорная Ему тварь, потому что ее непременно возбуждает к этому всем Управляющий (Бог). Так, когда Он гневался на Египтян, - и тварь не могла оставаться в бездействии; ибо вода превратилась в кровь, земля породила жаб, небо ниспослало град, как написано, и глубокая и трехдневная тьма распространилась по всей их стране. Посему **разъярится**, говорит, и самое **небо и земля** как бы **потрясется до оснований своих, за ярость гнева Господа**, потому что и тварь (вместе с Ним) вооружается против безумных и когда оскорблен Господь, и она как бы настраивается к тому же; ибо все подчиняется верховной воле и в природе нет ничего, что бы невольно не покорялось божественным велениям. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Кроме того Я потрясу небо, и сдвинется земля с места своего, по причине негодования Господа воинств и по причине дня ярости гнева Его** Принимай или в том смысле, в каком объяснили мы выше о солнце, луне и вселенной, или гиперболически, что от гнева Божия и небо будет пасмурно, и земля потрясется, и все стихии почувствуют гнев Творца. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- LXX: //ибо небо разъярится и земля сдвинется с оснований своих//. //Когда муж будет дороже золота и человек (дороже) самаго чистаго золота// [[old:is:13:12|(Ис. 13:12)]] и когда исполнится написанное: „//думаешь ли, что Сын человеческий пришедши найдет веру на земле?// “ [[new:lk:18:08|(Лк. 18:8)]] тогда потрясутся и **небо и земля**. Ибо **небо и земля** прейдут не по своей воле и не по собственному произволу, как многие думают, считая их одушевленными, но „**по причине гнева Господа воинств и по причине дня ярости Его**“, который взирает на землю и приводит ее в сотрясение. Поэтому то, что говорится у LXX: //ибо небо разъярится//, должно быть понимаемо метонимически (μετωνομικώς) вместо живущих на небе, как если бы мы сказали, что весь город закричал или весь город вышел навстречу судье. Об основаниях же земли и в Притчах читаем: //Бог премудростию основа землю// [[old:pr:03:19|(Притч. 3:19)]], и к Иову Господь говорит: //где был еси, егда основах землю// [[old:iov:38:04|(Иов. 38:4)]], — не в том смысле, что земля имеет фундамент заложенный в глубине на твердой массе, но основаниями ея должны признаваться воля и сила Божия, которою все содержится. Ибо Он Сам основал ее на морях и поместил ее на реках и Сам повесил ее ни на чем [[old:ps:023:02|(Пс. 23:2]]; [[old:iov:26:07|Иов. 26:7)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.**// ===== Лопухин А.П.===== **Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его** Потрясения политические у пророков нередко изображаются как потрясения, происходящие в природе (ср. [[old:is:24:19|Ис. 24:19]]; [[old:is:34:04|34:4]]; [[old:ier:04:23|Иер. 4:23]], [[old:ier:04:26|26]]; [[old:iol:03:15|Иоил. 3:15-16]]). //**Толковая Библия.**// [<10>]