[<10>] ====== Толкование на Ис. 14:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство** См. Толкование на [[old:is:14:03#svt_ioann_zlatoust|Ис. 14:3]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 4–6 **И приимеши плачь сей на царя Вавилонска, и речеши в той день: како преста истязуяй и преста понуждаяй. Сокруши Бог ярем грешников, ярем князей, поразив язык яростию, язвою неисцельною, поражаяй язык язвою ярости, еюже не пощаде, почи уповающи** Говорит, что Вавилонян и самого Навуходоносора постигнут такие тяжкие бедствия вследствие войны, что они будут сожалеемы даже врагами и что те, которым, как потерпевшим (от них) невыносимое, естественно было бы только что не прыгать от радости над поверженные, наоборот почувствуют наконец скорбь и от множества обрушившихся на них несчастий придут в жалость, или что иным образом будут оплакивать падших, выражая не одно только сожаление, но более того и радость, и насмехаясь над теми, на которых сверх чаяния пришла погибель. Поэтому слагает и плач о них и вместе дает песнь, приличную случившимся обстоятельствам. **Речеши**, говорит: **како преста истязуяй?** **Преста** говорит, употребляя смягченное выражение, вместо: погиб и перестал существовать. **Истязующим и понуждающим** называет Вавилонянина, который вследствие непомерной гордости налагал иго своей тяжкой власти не только на соседние народы, но и высылая сборщиков податей в самые отдаленные города и страны, требовал от них даней и пошлин. Итак, удивляются, как такой (могущественный) **преста**, и прекратила свою деятельность всех угнетавшая рука, управлявшая всем. А что они не ни знали причин его падения, это они показывают, говоря: **сокруши Бог ярем грешников, ярем князей**. Слышишь, как называет их князьями, приписывая им властолюбивые помыслы; ибо они, как я сказал, нападали на всех, – так сказать, на жителей всей земли, подчиняя их своему игу; причем господство иногда было вместе с тем и их (единственною) целью. Но порази, говорит, Бог род надменного, или поразивши народ **язвою неисцельною**. Много надеявшийся на себя и много мечтавший о себе и против своей воли **преста**, то есть увидел вполне заслуженный им конец, подвергшись **неисцельной язве ярости**, так как не оказано ему никакого сострадания. Но все это и мы сами можем сказать и воскликнуть весьма жестоко истязующему и притесняющему нас сатане. Ибо он прилежит помышлению каждого из нас, отвращая его от прекрасных и благих стремлений, – стремлений, говорю, к благочестию и праведности, как бы насильственно увлекая его к тому, что ему нравится, и как бы какой жестокий сборщик податей требуя от каждого попечения о греховном. Но Спаситель сокрушил иго грешников, свергнувши его с нас и подчинивши нас своему игу и **поразивши язвою неисцельною** народ. Какой же другой народ, как не народ бесов, которым Он и повелел уйти в бездну и которых подверг ужасным мучениям'? Поэтому-то они и вопияли, говоря, //остави, что нам и тебе Иисусе Назарянине? пришел еси сюда прежде времени погубити нас// [[new:mk:01:24|(Мк. 1:24]]; [[new:lk:04:34|Лк. 4:34)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Сщмч. Ипполит Римский ===== **ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство** А что все это сказано не о каком- либо ином, а именно о таком тиране - бесстыдном и богопротивном, как говорит Исаия, - мы и покажем далее. //**Об антихристе.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 4-5 **Приимеши притчу сию на царя Вавилонска. Сокрушил Господь жезл** //крепкаго и трость властелина.// **Приимеши притчу**; это обратится в пословицу, дойдет до потомства, и поздние внуки будут повторять; "Сокрушил Господь владычество Вавилона, в ничто обратил крепость юношей его". //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 4-7 **Как не стало мучителя, прекратилась подать? Сокрушил Господь жезл нечестивых, трость владык, бившую народы во гневе, ударом неисцельным сокрушил порабощавшаго в ярости народы, преследовав того жестоко: он успокоился и замолчал; вся земля возрадовалась и возликовала** Это слова оплакивающаго и сожалеющаго Израиля, когда бывший владыка и победитель стран, все разорявший своими налогами, сокрушен и обращен в ничто. Он, говорю, бывший тростию нечестивых, он, царский скипетр и жезл, яростно поражавший всех, удар котораго был невыносим, который жестоко преследовал даже бегущих, — каким образом он утих и смирился, и с падением его вся земля успокоилась, издавая только голос ликующей радости? //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- См. Толкование на [[old:is:14:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 14:1]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.**// ===== Верекунд ===== Ст. 4-5 **ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство! Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык** Поскольку Господь Иисус сокрушил их жезл, то есть враждебную мощь, Исаия говорит: **Как не стало мучителя, пресеклись подати, сокрушен жезл нечестивого!** (Ис. 14:4). Таким образом, христианам подобает остерегаться, дабы мучители, уже некогда изгнанные силой Божественной милости, вновь не восстали ради взимания себе податей порочными плодами духа. //**Комментарии на церковные песнопения.**// ===== Ориген ===== **ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство** Из слов Исаии, когда он оплакивает царя Вавилонского, можно узнать немало о зле, каково его начало и рождение, а также о том, что зло произошло от утративших крылья и от последовавших за тем, кто первый их утратил. //**Против Цельса.**// ===== Лопухин А.П.===== **ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство** См. Толкование на [[old:is:14:03#lopuxin_ap|Ис. 14:3]] [<10>]