[<10>] ====== Толкование на Ис. 14:32 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Что же скажут вестники народа? - То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его** См. Толкование на [[old:is:14:31#svt_vasilij_velikij|Ис. 14:31]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Что же скажут вестники народа? - То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его** См. Толкование на [[old:is:14:31#svt_ioann_zlatoust|Ис. 14:31]] =====Свт. Кирилл Александрийский===== **И что отвещают царие языков? яко Господь основа Сиона, и тем спасутся смиреннии людий Его** Когда совершилось вторжение Ассириян, города иноплеменников были взяты; но не менее опустошены были города Самаритян; спасен же был чудесным образом один из всех Иерусалим, потому что Тот, Кто может легко совершать все, наложил руку на войска Ассириян; ибо в одну ночь умерло сто восемьдесят пять тысяч иноплеменников. Итак, когда пришедшие с севера пожгут города иноплеменников, опустошат соседнюю с Иудеей Самарию и, затем обложивши со всех сторон и самый Иерусалим и не встретивши никакого сопротивления, погибнут в одну ночь: тогда-то, говорит, **цари язычников** исповедуют, что Господь основал Сион и что чрез Него **спасутся смиреннии людий**. **Смиренными** же народа называет тех, которые только на Него одного возложили надежду спасения. Таков был сам царь Езекия и те, которые вместе с ним смиренно умоляли Бога и говорили: //услыши Господи, призри Господи и виждь словеса Рапсака, яже посла царь Ассирийский поношая тебе Богу живу// [[old:4ts:19:16|(4 Цар. 19:16)]]. Но и сам (Езекия) услышал в ответ ясные слова Бога: //сия глаголет Господь: защищу град сей, еже спасти его Мене ради, и Давида ради раба Моего// [[old:4ts:19:34|(4 Цар. 19:34)]]. Итак, благо есть уповати на Бога. И блаженные пророки знали и говорили об этом. Иеремия, например, говорит: //блажен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его// [[old:ier:17:07|(Иер. 17:7)]]; и мудрейший Давид: //Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на Тя// [[old:ps:083:13|(Пс. 83:13)]]. Ибо никто не погубит того, кто находится под Его божественным покровом и кто крепко, как бы стеною, огражден вышним благоволением. Он удостаивает своего попечения любящих Его и тем, которые со всем усердием стараются мыслить и делать угодное ему, с готовностью доставляет возможность пребывать в непоколебимом благополучии. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Что же скажут вестники народа? - То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его** **И что** //отвещает вестнику// **языков**? Что Езекия ответит посланному к нему вестнику народов? **Яко Господь основа Сиона, и тем спасутся смиреннии людий Его**. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Что он ответит вестникам народа? То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его** Так как сказал, что никто не избежит массы его, то казалось что в этом общем приговоре заключаются и Иудеи. Если, говорит, ангелы народа Ассирийскаго спросят, почему один народ Иудейский избежал его, то отвечайте им, что Господь основал Сион и Сам покрыл смиренный народ силою Своею. Вместо //ангелов// LXX перевели //цари//, введенные в заблуждение одною буквою алеф. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- См. Толкование на [[old:is:14:31#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 14:31]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Что же скажут вестники народа? - То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его** //Что скажут,// т. е. какие слухи дойдут до земли филистимской, очевидно, посылавшей послов к соседним народам узнать о политическом положении их государств и, быть может, предложить им заключить союз против ассирийцев. //Господь утвердил Сион.// Пророк с чувством национальной гордости говорит, что Господь защитит Свой город и от царя ассирийского и в Сионе найдут для себя верное убежище и беглецы (бедные) из других иудейских городов. Между тем Филистимская земля останется без всякой защиты, и это, конечно, будет очень тяжело выносить филистимлянам, которым должно быть очень досадно то обстоятельство, что их ближайшие соседи сохранят в целости свою столицу от опустошения врагами. Подлинность пророчеств Исаии о Вавилоне и царе вавилонском оспаривается критикой со всею силой, потому что пророк здесь совершенно ясно и определенно предсказал слишком отдаленные от его времени исторические события и этим ясно засвидетельствовал, что Бог действительно открывал будущее// рабам Своим, пророкам// [[old:zah:01:06|(Зах. 1:6)]]. Но возражения, какие ставятся здесь критикой, не отличаются убедительностью. Так говорят, что то положение Вавилона, какое изображается в 13 и 14-й гл. Исаии, резко отличается от того положения, какое занимал Вавилон среди других государств в эпоху Исаии. Вавилон при Исаии еще вовсе не был властелином народов и красою царств [[old:is:13:02|(Ис. 13:2]], [[old:is:13:19|19)]]. Но Вавилон во всяком случае представлял и во дни Исаии уже самостоятельное государство, которое упорно боролось за свою независимость с Ассирией. И вот пророку открыто было, что это пока еще незначительное царство сделается могучим и разорит Иудею и Иерусалим, а потом падет и само. Это последнее обстоятельство нужно было заранее сообщить иудейскому народу, который во дни Езекии искал дружбы вавилонского царя [[old:is:39:start|(Ис. 39)]]. Затем критики оспаривают подлинность [[old:is:13:start|13]] и [[old:is:14:start|14]] главы, потому что пророк говорит здесь как современник вавилонского пленения иудеев [[old:is:14:01|(Ис. 14:1-3)]]. Но нужно принять во внимание, что пророк Исаия видел уже падение царства Израильского и отведение в плен израильтян. Поэтому его и его современников-иудеев должна была занимать мысль о том, не угрожает ли подобная судьба и царству Иудейскому, и на почве этих опасений пророк и создал, под действием Духа Божия, картину будущего освобождения иудеев из плена вавилонского, которое должно было совершиться после падения Вавилона. Пророк Исаия в этом случае должен был найти своим речам внимательных слушателей и потому, что его современник Михей в своих пророчествах также проводил мысль о будущем вавилонском пленении иудеев [[old:mih:04:10|(Мих. 4:10)]]. Следовательно, идея о возможности вавилонского пленения уже была распространяема в эпоху Исаии и потому очень естественно, что пророк нарисовал для своих единоплеменников и картину падения этого, начинавшего устрашать их, государства Вавилонского. Говорят еще, что Исаия не мог назвать мидян по имени, потому что в его эпоху этот народ не был известен евреям. Но теперь уже доказано историками, что Мидийское царство было еще более древне, чем Халдейское. При Исаии ассирийские цари постоянно вели войны с Мидией и это, конечно, сделало известными имя мидян и в Иудее, тем более, что уведенные в плен царем ассирийским израильтяне были поселены в занятых ассирийцами областях Мидии [[old:4ts:18:11|(4 Цар. 18:11]] и кн. [[old:tov:01:14|Тов. 1:14]]). Что касается //положительных// доказательств подлинности 13 и 14-й гл., то они следующие: 1) надписание 13-й главы, где пророчество о Вавилоне приписано пророку Исаии. Надписание это, несомненно, принадлежит писателю пророчества. Без него непонятны первые 16 стихов 13-й главы, так как в них не упоминается предмет пророчества - Вавилон; 2) В рассматриваемых главах находится множество а) мыслей и б) выражений, вполне тождественных с мыслями и выражениями, встречающимися в неоспоримо-подлинных речах Исаии (ср. а) [[old:is:13:03|13:3-4]] и[[old:is:17:12| 17:12-13]]; [[old:is:13:02|13:2-5]] и [[old:is:05:26|5:26]]; [[old:is:13:07|13:7-8]] и [[old:is:19:16|19:16]]; [[old:is:14:08|14:8]] и [[old:is:02:13|2:13]]; б) ср. [[old:is:13:03|13:3]] и [[old:is:10:06|10:6]]; [[old:is:13:10|13:10]] и [[old:is:05:30|5:30]]; [[old:is:14:01|14:1]] и [[old:is:09:16|9:16]], [[old:is:09:18|18]]; [[old:is:14:14|14:14]] и [[old:is:19:01|19:1]]; [[old:is:13:10|13:10]] и [[old:is:09:02|9:2]]; [[old:is:14:19|14:19]] и [[old:is:11:01|11:1]]; [[old:is:14:17|14:17]] и [[old:is:03:06|3:6]]). 3) Пророчество 13 и 14-гл. параллельно с пророчеством [[old:is:21:01|21:1-10]], которое, несомненно, подлинно. 4) Замечательная оригинальность и богатство творческой фантазии в картинах гибели Вавилона и царя вавилонского. 5) Участь Вавилона и вавилонского царя у Исаии изображена несколько иначе, чем была в действительности, а это ясно свидетельствует о том, что пророчество о Вавилоне явилось раньше, чем пал Вавилон (см. //Юнгерова//. Подлинность пророчества Исаии о падении Вавилона. - Прав. Собес. 1886, 2). 14-я глава может быть разделена на следующие строфы; 1_(отдельно стоящая) ст. 1-4а_(2, 2, 2) 1_4, 6-8_(2, 2, 3) 2_9-11_(3, 2, 2) 3_12-16а_(2, 2, 2, 2) 1_16(б)-20а_(2, 2, 3) 2_20(б)-23_(3, 2, 2) 1_24-27_(2, 2. 3) 1_29-30_(2, 2) 2_31-32_(2, 2) 1-20 //стихи этой главы// читаются как паремия на праздник в честь святого архистратига Михаила и прочих бесплотных сил, потому что Церковь видит в падении денницы таинственное указание на низвержение с неба согрешивших Ангелов, в каковом низвержении принимали участие оставшиеся верными Богу, архангел Михаил в другие. 24-27 //ст//., вместе //ст//. 13-16 стихами 13-й главы, читаются как паремия на благодарственном молебствии в день Рождества Христова, когда воспоминается изгнание французов из Москвы. Очевидно, что Церковь в этом случае уподобляет в своем представлении Наполеона - Навуходоносору, или вообще вавилонскому царю, известному своею гордостью. //**Толковая Библия.**// [<10>]