[<10>] ====== Толкование на Ис. 15:2 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Он восходит к Баиту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать; Моав рыдает над Нево и Медевою; у всех их острижены головы, у всех обриты бороды** **Плачитеся о себе**. Блажен, кто имеет у себя чистую душу: у него нет собственного предлога к скорби. Но поскольку любовь //не ищет своих си// [[new:1kor:13:05|(1 Кор. 13:5)]], блажен, кто, видя страждущий член, и сам состраждет, вместе скорбит и //плачет с плачущими,// по слову Апостола (ср. [[new:rim:12:15|Рим. 12:15]]), который оплакивает многих, прежде согрешивших и не покаявшихся. Апостол говорит еще: //яко скорбь ми есть велия и непрестающая болезнь сердцу моему по братии моей, сродницех моих по плоти// (ср. [[new:rim:09:02|Рим 9:2-3]]). А если кто не таков, но погряз в собственных своих грехах, то да плачется он о себе самом, как побежденный врагом, с которым брань. Его скорбь веселит того, кто поучительными словами приводит его в сознание. Ибо как жгучие и мучительные врачевства очищают язвы, и зловоние от гноя, и разболевшиеся раны, и делают тело более способным к местному заживлению, так, думаю, известный смысл имеют слова **плачитеся о себе**, сказанные людям, которые высоко думают о какой-нибудь мудрости. А таковы начальники ересей, погибающие в ночи, потому что //всяк делаяй злая ненавидит света и не приходит к свету// [[new:in:03:20|(Ин. 3:20)]]. И поскольку пребывающие в нощи погибают ночью, то ночью же падает и стена их, то есть бойницы лжемудрия, скрываясь за которыми думали они найти себе в них достаточную безопасность. Ибо диалектика, как стена, защищает еретические учения лжеименного ведения. А когда стена упала, необходимо должно рыдать сим пленникам. Итак, да **плачутся о себе** самих, потому что погибли. Но достоин погибели и Дивон, где построен храм ваш. Разумеем же Дивон, соображаясь с толкованием сего слова. А Дивон толкуется течение их. Посему, как слово истины твердо и постоянно, утверждено на прочном основании и неподвижно, и укоренившийся в вере уподобляется в притче человеку, полагающему основание //на камени// (ср. [[new:mf:07:24|Мф. 7:24]]), и о манне говорится, что она была,// аки лед на земли// [[old:ish:16:14|(Исх. 16:14)]], причем слово Божие оледенением выражает твердость и силу, так противные учения и в пользу их говорящие правдоподобия - текучи, нетверды и не могут установиться, и //отец лжи во истине не стоит// (ср. [[new:in:08:44|Ин. 8:44]]). Посему непостоянство лжи наименовано течением. Да плачутся же созидающие что-либо подобное, имеющие у себя учение о Боге непостоянное и неутвержденное. Ибо это есть тот жертвенник, который осужден к погибели Дивона, где построено требище. Посему **взыдете** плача не жертву приносить, но раскаяться в том, о чем некогда ко вреду своему вы молились, потому что молитва обратилась вам в грех. Ибо кто служит твари вместо Творца, кто не поклоняется Сыну и Отцу чрез Сына, но слагает свои учения и на чуждых жертвенниках приносит свою жертву хвалы, тот да плачется //печалию по Бозе//, доставляющей ему спасение //нераскаянно// (ср. [[new:2kor:07:10|2 Кор. 7:10]])! Сие сказано не о тех только, которые заняли мнение о Боге из еретических учений, но и о всех, которые одобряют что-либо скоротечное, в этом полагают надежду, не повинуясь тому, который говорит: //богатство аще течет, не прилагайте сердца// [[old:ps:061:11|(Пс. 61:11)]], но домогаясь славы плотской, тогда как плоть есть //сено, и слава человеча яко цвет травный// (ср. [[old:is:40:06|Ис. 40:6]]). Такова же красота плоти и крови, о которой высоко думает злоумная жена, уподобляемая в притче //усерязи в ноздрех свинии// (ср. [[old:pr:11:22|Притч. 11:22]]). И вообще всем заблудшим прилично наименование Дивона, так что о погрешающих в жизни или в слове безошибочно можно сказать, что они имеют требище в Дивоне. Посему плача да взыдут думавшие о нем некогда высоко. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Он восходит к Баиту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать; Моав рыдает над Нево и Медевою; у всех их острижены головы, у всех обриты бороды** **«Он восходит к Баиту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать»**: так как он был алтарем, где были воздвигнуты жертвенники. **«Моав рыдает над Нево и Медевою»**. Когда придет неприятель для осады, вы убежите из городов на горы, на гору Навав, – где был погребен Моисей. **«У всех их острижены головы, у всех обриты бороды»** – от шлемов и тяжести оружия, хотя из этого ничего не может произойти. //**Толкование на пророка Исаию.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== **Плачитеся о себе, погибнет бо и Дивон, идеже требище ваше: тамо взыдите плакатися. Тамо взыдете плакатися над Нававом Моавитским. Плачитеся, на всяцей главе плешь, вся мышцы обсечены** Но **плачитеся**, говорит, **о себе**. Это подобно тому, как если бы он сказал; часто, поднимая высоко брови (надмеваясь), вы услаждались несчастиями других, а теперь на вас самих идет война и имеющие произойти отсюда пагубные последствия висят над вашими нечестивыми головами. Итак, **плачитеся** не об ином ком-либо, но **о себе. Погибнет бо Дивон, идеже требище ваше**. Я говорил, что Моавитяне были сильны и надменны и дерзостно уповая на прелесть демонскую и на искусство волхвования думали, что они превозмогут всякую силу и даже силу самого Израиля, хотя бы последнему помогал Бог. Итак, в названном Дивоне был у них жертвенник (**требище**) и храм, славившийся своим устройством. Там они совершали прорицания и много похвалялись и это место наиболее почитали по сравнению с другими. Но погибнет, говорит, и мастерская прорицания вашего. **Тамо взыдете плакатися над Нававом Моавитским**. Это был город один из наиболее укрепленных. **Плачитеся**, говорит, ибо **на всяцей главе плешь**. То есть, одно бесчестие падет на всех; потому что **плешь** есть знамение бесчестия. Будут также и **вся мышцы обсечены**. От сильной скорби и плача; или от того, что у идолослужителей есть обычай делать нарезы на щеках и на мышцах. И так, напрасно и это будете делать, говорит; ибо дело это будет совершенно бесполезно. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 2-3 **Идут во храм Дивон на высоты плакатися над Нававом и Мидавой,** то есть спасшиеся от меча пошли на высоты плакать перед идолами своими о постигшем их бедствии, плакать о Нававе (Нево) и Мидаве (Медеве), божествах их, взятых в плен. //Рыдает Моав, на всякой главе плешь.// Везде рыдание и сетование, от самого капища идолов. //Всякая брада обрита.// Постигший страх и отчаяние заставляют всех обрить себе бороды. **На стогнах его, вси возрыдайте с плачем**, предавшись бегству. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Восходит дом и Дивон на высоты в плане над Наво, и над Медавою Моав будет вопить; на всех головах его плешь, всякая борода будет обрита** **Восходит дом и Дивон на высоты в плане над Наво, и над Медавою Моав будет вопить.** Не скучай, что Я иду путем истории, ибо ты сам хотел, чтобы я делал это. Подразумевается же дом царский и город Дивон, которые восходят к идолам, поставленным на местах возвышенных. **Над Наво и над Медавою**, знаменитыми городами, будет вопить вся область. Ибо в Наво было капище идола Хамоса, который другим именем называется Веелфегор. **На всех головах его плешь, всякая борода будет обрита.** У древних обритие бороды и головы было выражением печали. Следовательно этим обозначается величие печали, как и Иеремия тоже восклицает против Моава: «//у каждого голова гола, и всякая борода будет обрита; у всех на руках царапины, и на всякой спине вретище//» [[old:ier:48:37|(Иер. 48:37)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- **Восходить дом и Димон** (или Дивон)** на высоты для плача.** LXX: //Печальтесь о себе, ибо погибнет Димон, где находится жертвенник; всходите туда для плача.// Всякий дом противной мудрости **и Дивон**, что значит //течение их//, всходит на высоты, которыми гордился, не для того, чтобы приносить жертвы, но чтобы оплакивать то, в чем прежде грешил. И в самом деле ложь проходит и протекает подобно реке и не может стоять долго. Слово же Божие, которое твердо, стоит прочно. Поэтому и манна, которая казалась как бы инеем на земной поверхности, не стекала, а оставалась. Далее, по LXX, Моавитянам повелевается скорбеть и плакать не о других, ибо это свойственно совершенным, а о себе самих, потому что погибнет и их **Дивон**, то есть красивая речь, текшая подобно потоку: в нем они имели как бы жертвенник, освященный ими, и все мирские богатства. Поэтому и в Псалме говорится: «//если богатство течет, то не прилагай сердца//» [[old:ps:061:11|(Пс. 61:11)]]. Начало же спасения в том, чтобы понять свои грехи и оплакивать их. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.**// ===== Лопухин А.П.===== **Он восходит к Баиту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать; Моав рыдает над Нево и Медевою; у всех их острижены головы, у всех обриты бороды** //Он//, т. е. Моав. - //Баит//. По-евр. //habaith// значит собственно: дом и потому может означать дом или капище - главного бога моавитского, Хамоса, который, конечно, стоял на возвышенности (ср. [[old:1ts:05:02|1 Цар. 5:2]]). //Дивон// - город к северу от Арнона [[old:chis:21:30|(Чис. 21:30]]; [[old:chis:32:03|32:3)]], где найдена и подпись царя Меши, родившегося в этом городе. //Высоты// - места, где совершалось у хананеев богослужение. //Нево// - город одноименный с известной горой, где скончался Моисей. Там находился храм моавитский. //Медева// - к юго-востоку от Нево. //Острижение волос на голове, и обритие бороды// - обычный на востоке знак печали (ср. [[old:ier:16:06|Иер 16:6]] и [[old:ier:48:37|48:37]]). //**Толковая Библия.**// [<10>]