[<10>] ====== Толкование на Ис. 16:5 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **И утвердится престол милостью, и воссядет на нем в истине, в шатре Давидовом, судия, ищущий правды и стремящийся к правосудию** Итак, поскольку они стали //аки птицы парящия птенец отъятый,// а отъят он из-под лукавого покровительства и освобожден от злого князя, который погиб, по гордости и самовластью поправ всех, то отъятому у него пророчество придает будущие блага. Ибо говорит, что **исправится престол** и царство Давидово. Поскольку все будут иметь Царем Христа, по сказанному, что //подобает Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама Своима// [[new:1kor:15:25|(1 Кор. 15:25)]], то Пророк сказал, что **престол исправится** чрез исправление подвластных царству; таковое же исправление делается не по достоинству тех, которые взойдут в сие царство, но по милости и благости Божией. Посему сказано: **сядет Давид**, то есть не имеющий недостатка в руке и силе Христос, **со истиною**. И воцарится **в скинии, судя**, доколе не сотворит суда над всеми. Сидение же Его **со истиною** показывает истребление лжи. А царствовать будет, пока сотворит суд. Пророк изображает Его ко всем правосудие, с каким произносит о каждом приговор не как случилось, но **взыская**, что прилично и сообразно, чтобы суд над каждым имел благий конец, с поспешностью ускоряя и понуждая правду, выполняя ее не с опущениями и медленно, но со всяким тщанием. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И утвердится престол милостью, и воссядет на нем в истине, в шатре Давидовом, судия, ищущий правды и стремящийся к правосудию** Здесь, мне кажется, указывается на Езекию, так как по его молитве город получил милость. //**Толкование на пророка Исаию.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== **И исправится с милостию престол, и сядет на нем со истиною во скинии Давидове, судя и взыская суд и ускоряя правду** В этих словах ясное дается обетование, что Израиль по времени избавлен будет от невыносимого бедствия своего и от зол плена. Ибо когда Кир завоевал страну Вавилонскую, Израиль был освобожден и по милосердию Божию возвращен в святой град, под предводительством Зоровавеля, сына Салафиилева, который был из колена Иудина и из племени Давидова, и Иисуса сына Иоседекова, великого священника. Итак **престол**, говорит, то есть, царство Иудейское, **исправится с милостью**, то есть, возвратится в свое положение, по милосердию Божию. **Сядет** же опять **на нем со истиною в скинии Давидове, судя и взыская суд**. И **скинией**, как кажется, именует, царский дворец, имевшие пребывание в котором судили по закону самих тех, кои держали бразды управления царством. И что касается до воли Божией, они были заботливыми о правде, хотя некоторые и отступили от пути добродетели, уклонившись к худшему. Должно же знать, что после возвращения из Вавилона уже не раздельно жили Израильтяне, так чтобы в Самарии жили десять колен и половина Ефремова колена, с особым над ними царем во главе, в Иерусалиме же колено Иудино и половина колена Манассиина, опять с иным и своим собственным каким-либо царем над ними во главе; но, соединившись в единомыслии, вместе населяли Иерусалим, одного наконец помазуя царя. И это-то, без сомнения, было то, что сказано о них устами пророка: //и изыдут от земли, и почиют мало еже помазати царя и князя// [[old:os:01:11|(Ос. 1:11]]; [[old:os:08:10|8:10)]]. Однако Бог обещает восстановление (исправление) престола у Иудеев, как бы укоряя чрез сие землю Моавитскую, так как она пустословила, говоря: камень пуст есть гора Сион. С тобою, говорит он, открыто смеявшеюся над Израильтянами, случится то и то; их же непременно и во всяком случае помилует Бог и избавит от случившегося и восстановит в прежнее положение царство их. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И исправится с милостшо престол**, то есть утвердится престол царя Езекии и его потомков. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И уготовится в милосердии престол, и воcсядет на нем в истине, в скинии Давидовой судящий и ищущий правды и скоро воздающий то, что справедливо** Евреи это место толкуют так: по изгнании царя ассирийского будет царствовать над Иудою Езекия, муж правосудный, и, заняв **престол** Давидов, будет судить в правде подчиненный ему народ. Другие разумеют, что это о Христе. Когда будет попран прах антихриста и сокрушен опустошитель, попиравший всю землю, тогда придет царь Христос, Который **воссядет в скинии Давидовой** и в день суда воздаст всем по делам их. И нет никакого сомнения, что этот отдел пророчествует о Христе. Но мы можем тоже самое разуметь и относительно первого пришествия и указать относительно скинии Церкви, что воздвигаемые во всей земле Моавитской трофеи церквей свидетельствуют о власти Христа. //**Комментарий на пророка Исаию.**// ----- См. Толкование на [[old:is:16:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 16:1]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И утвердится престол милостью, и воссядет на нем в истине, в шатре Давидовом, судия, ищущий правды и стремящийся к правосудию** См. Толкование на [[old:is:16:03#lopuxin_ap|Ис. 16:3]] [<10>]