[<10>] ====== Толкование на Ис. 16:9 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Посему и я буду плакать о лозе Севамской плачем Иазера, буду обливать тебя слезами моими, Есевон и Елеала; ибо во время собирания винограда твоего и во время жатвы твоей нет более шумной радости** **Сего ради восплачуся, яко плачем Иазировым о винограде Севамани**. Посему плач Иазиров не есть ли плач крепости, которым блаженно плачут крепкие, воздыхающие о своем пребывании в сей жизни и обременяемые ею, желающие же и скончавающиеся душою// во дворы Господни// (ср. [[old:ps:083:03|Пс. 83:3)]]? Или, может быть, как оплакивается крепость, увядшая от болезни, потому что не стало ее у обладавшего ею некогда, так будет плач и о //винограде Севамани,// как об увядшем и уготовляемом на то, чтобы предать его огню. После сего говорится стране Моавитской: **древа твоя посече Есевон и Елиала**. Итак, древа страны Моавитской **посече Есевон и Елиала**. что же ими означается, объясним, по возможности. **Есевон** толкуется помыслы; а **Елиала** - восхождение Божие. Итак, посекаются виноград чуждый и древа, которых //не насади Отец Небесный// (ср. [[new:mf:15:13|Мф. 15:13]]); правыми помыслами и восхождением посредством добрых дел, возвышающим нас к Богу, потребляется насаждение неправославных. Посему //блажен муж, емуже есть заступление его у Тебе, восхождения Твоя в сердцы его// (ср. [[old:ps:083:06|Пс. 83:6]]). Поэтому имеющий в сердце своем восхождения Божии и тщательно наблюдающий за своими помыслами в состоянии будет испровергнуть учения неправославных, которые худо насаждены и приносят гибельные плоды. Потом Пророк говорит: **яко на жатву твою и на обымание вина поперу, и вся падутся**. Поскольку хлеб, который пожинает, и вино, которое собирает, противоположны хлебу, укрепляющему сердце человека, и вину, веселящему сердце человека (см. [[old:ps:103:15|Пс. 103:15]]), то Бог, как Благий, попирает, не дозволяя, чтоб они сделались пищей или питием для неосторожно вкушающих, по неведению причиняемого им вреда. Итак, **на жатву твою и на обымание вина поперу, и вся падутся**. Сие может назидать нас и в отношении к телесному, потому что многие, имея почти в руках собирание плодов, от внезапного побития градом или другим каким бичом теряли ожидаемое, ибо за неблагодарность и любостяжательность людей Бог не попустил насладиться сими плодами. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 9-10 **Сего ради восплачуся яко плачем Иазировым о винограде Севамани: древа твоя посече Есевон и Елиала, яко на жатву твою и на объимание вина поперу, и вся падутся. И отъимется радость и веселие от виноградов, и в виноградех твоих не возрадуются, и не изгнетут вина в точилех, престало бо есть** т.е. вследствие уменьшения людей, даже поля и виноградники будут бесплодными. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 9-10 **Сего ради восплачуся яко плачем Иазировым о винограде Севамани: древа твоя посече Есевон и Елиала, яко на жатву твою и на объимание вина поперу, и вся падутся. И отъимется радость и веселие от виноградов, и в виноградех твоих не возрадуются, и не изгнетут вина в точилех, престало бо есть** Пророческое слово представляет нам лице, оплакивающее несчастия Моавитян и кроме того Иазира, сверх других городов опустошенного. Так и другие, говорит, города оплакиваю, как следовало оплакивать Иазир. **Виноградом** же и **древами** именует живущих в городах; исчисляет также и разрушенные города: **Севама и Есевон**. А народ неприятельский говорил: **на жатву твою, и на объимание вина**, как сказано. Что же говорил он? – **Поперу, и вся падутся**. И к тому еще: **отимется радость и веселие от виноградов твоих**. Ибо Моавитяне были любители праздников, совершали весьма многие священные обряды в честь демонов, проводили целые ночи при жертвенниках и в жертвоприношении всегда имели повод к веселью. А теперь **возрыдают и восплачутся** и будут далеки от всякого удовольствия душевного; потому что **не возрадуются и не изгнетут вина в точилех, престало бо есмь**: не будет, говорит, плода на винограде, так как вместе с виноградом погибнет и производимое им. И относительно винограда, если бы его совсем вырубили, это слово было бы истинно. Но если бы это было и относительно нас, как бы в значении примера на человеческие дела, то и тогда опять слово это научает, что вместе с родителями погибнут и рожденные от них, так как даже и самым чревоносящим женам не будет дано никакого помилования от неприятелей. Потерпел же это, говорим, во время войны с Римлянами Иерусалим. Так и говорил Спаситель, предвозвещая имевшее случиться с ним, что он окружен будет войсками, что в те дни будет горе особенно рождающим и непраздным [[new:mf:24:19|(Мф. 24:19)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Сего ради восплачуся яко плачем Иазировым о винограде Севамани.** Как плакал я о погибели Иазира и о пленении обитателей его, так буду плакать и о тебе, виноград Севамань. **Орошу тебя слезами твоими, Есевон и Елиала **(Елеала)**, яко на жатву твою и на обимание** //винограда нападе хищник//, то есть царь Ассирийский, который попрал ногами и не пощадил ничего. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Посему и я буду плакать плачем Иазера о тебе, виноградник Савамский; упою тебя слезою моею, Есевон и Елеала; ибо на время твоего собирания винограда и на время жатвы твоей пал голос топчущих** **Посему и я буду плакать плачем Иазера о тебе, виноградник Савамский; упою тебя слезою моею, Есевон и Елеала.** Голос оплакивающего пророка и величием слез показывающего великость опустошения, и оплакивающего виноградник Иазерский и Савамский, и Есевон и Елеалу, некогда могущественнейшие города, подрубленные ножем царя Ассирийского. **Ибо на время твоего собирания винограда и на время жатвы твоей пал голос топчущих.** Разумей, что топчущие виноградные ягоды и в радости собирающие виноград это — враги, и то, что время плена наступит в самое время радости. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- Ст. 9-10 Окрестности Есевона, о которых мы выше сказали, опустошены, также и виноградник Савамы, что можно перевести не только чрез //возносящий высоту//, но и чрез //обращение некоторое//, потому что в стране Моавитской замечается отчасти желание обратиться к служению Господу. Поэтому властители народов, апостолы и мужи апостольские вполне вырубили лозы и отростки этого Савамского виноградника, чтобы из одних ересей не возникли другие ереси и число заблуждающихся не сделалось безконечным. И не только вырубили отростки Савамские, но **дошли до Иазера**, который значит //сила их//, то есть до всех самых твердых учений еретиков и построенных с диалектическим искусством, в которых они по видимому имели опору своего заблуждения, и так неистовствовал меч их, что они в последнее время блуждали по пустыне и не имели кого поражать. И хотя они вырубили лозы его, однако по силе весьма дурного корня остались некоторые отростки. Властители же народов **перешли за море**, то есть чрез искушения века сего, о которых в Псалме читаем: //приидох во глубины морския, и буря потопи мя// [[old:ps:068:03|(Пс. 68:3)]], и в другом месте: //сходящий в море в кораблях, творящий делания в водах многих: тии видеша дела Господня и чудеса Его во глубине// [[old:ps:106:23|(Пс. 106:23-24)]]. Таким образом они перешли море, чтобы видеть дела Господа и чудеса Его во глубине искушений при освобождении от них. Итак пророческая речь оплакивает силу еретиков, то есть Иазер, и виноградник Савамский, который возстает на разум Божий. И **упою тебя слезою моею, Есевон**, то есть замыслы их, **и Елеала**, — то, чем поднимаются они на высоту. Почему же Иазер оплакивает виноградник Савамский и упояет своими слезами Елеалу? чтобы плачем своим и их научить слезам, так как, говорит, **при собирании винограда твоего и при жатве твоей пал голос топчущих**. Ибо виноградник Моавитян вследствие соседства таков же, каков и виноградник Содомский, о котором говорится: //от виноградов бо Содомских виноград их, и розга их от Гоморры// [[old:vtor:32:32|(Втор. 32:32)]]. И в Псалме семьдесят седьмом читаем о Египетском винограднике, который поразил Бог градом. И жатвы Моавитския урождаются в долинах РаФаим и мнимый сбор винограда бывает в том винограднике, о котором выше говорится: //властители народов вырубили лозы его//. Ибо они раздавливают самые горькие грозды и топчут ногами своими, чтобы из них не выжимался яд змия и чтобы не погибали все пьющие его. Уничтожится также радость и ликование еретиков, которым они прежде привыкли радоваться, чтобы по принесении покаяния удостоились слышать оное: //блажени плачущии, яко тии утешатся// [[new:mf:05:04|(Мф. 5:4)]]. Присоединенное же //от Кармила// значит не то, что еретики действительно имеют Кармил, то есть познание духовного обрезания, а то, что они лживо хвалятся этим. И когда будут вырублены виноградники и уничтожатся радость и ликование лжеименного знания, тогда не будет никого из прежних топтателей, кто стал бы топтать грозды, которые прежде топтал, и голос их будет вечно безмолвствовать. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-10 **Посему и я буду плакать о лозе Севамской плачем Иазера, буду обливать тебя слезами моими, Есевон и Елеала; ибо во время собирания винограда твоего и во время жатвы твоей нет более шумной радости. Исчезло с плодоносной земли веселье и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют; виноградарь не топчет винограда в точилах: Я прекратил ликование** Пророк, в чувстве сострадания о гибели столь прекрасных виноградников и полей, смешивает свои слезы со слезами Иазера. //Елеала// - см. [[old:is:15:04|15:4.]] //Ибо//... это придаточное предложение точнее с еврейского должно быть передано так "ибо над вашими плодами и под вашей жатвой раздался крик давильщика винограда" (Condamin). Враг Моава подобен давильщику, который с усердием топчет виноград, положенный в каменное корыто. //В виноградниках не поют, не ликуют.// Время собирания винограда в Палестине столь же веселое и радостное, как и время жатвы. Со всех сторон раздаются веселые песни. Вообще во время уборки плодов на Востоке работники одобряют друг друга криками. Точила же обыкновенно делались довольно большие; так что в них могли работать в одно и то же время несколько давильщиков. //Я прекратил.// Этими словами Бог как бы сдерживает пророка в его изъявлении сострадания по отношению к Моавитской стране. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:16:06#lopuxin_ap|Ис. 16:6]] [<10>]