[<10>] ====== Толкование на Ис. 17:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И ксему не будет укреплен, еже вбегнути тамо Ефрему: и ксему не будет царство в Дамасце, и останок Сирян погибнет: неси бо ты лучший от сынов Израилевых и славы их** См. Толкование на [[old:is:17:01#svt_ioann_zlatoust|Ис. 17:1]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И ксему не будет укреплен, еже вбегнути тамо Ефрему: и ксему не будет царство в Дамасце, и останок Сирян погибнет: неси бо ты лучший от сынов Израилевых и славы их** Для точного уяснения предлагаемых теперь изречений, думаю, снова должно припомнить историю, изложенную в книгах Царств. В то время как Ахаз царствовал над Иудою в Иерусалиме, Факей сын Ромелиев, царствовавший в Самарии над десятью коленами, пошел войною на Иерусалим. Поелику же он боялся, что, пожалуй, слаб будет к тому, чтобы взять его, то взял в союзники по оружию Раассона, царя Сирии и Дамаска [[old:4ts:15:37|(4 Цар. 15:37]]; [[old:4ts:16:05|16:5)]]. Так говорит и сам блаженный пророк Исаия: //и бысть во дни Ахаза сына Иоафамля, сына Озии, царя Иудина, взыде Раассон царь Арамль// (а это значит: царь Сирийцев или Сирии), //и Факей сын Ромелиев, царь Израилев на Иерусалим, воевати на него, и не возмогоша разорити его. И возвестися в дому Давидове, глаголя: совещася Арам со Ефремом, то есть, царь Сирийский с происходившим ил колена Ефремова и царствовавшим над живущими в Самарии. И ужасеся душа его, и душа людей его, якоже в дубраве древо ветром возколеблется// [[old:is:07:01|(Ис. 7:1-2)]]. Итак, Ефрем, оставивший Спасителя всех Бога, совершенно мало придав значения Его руке и помощи, сделал своим защитником вождя Дамаска и Сирийцев. Этим самым, и весьма естественно, он оскорбил Бога. Таким образом Дамаск, сказано, разрушенный и опустошенный и потерпевший бедствия, бывшие следствием войны, **ксему не будет укреплен, еже вбегнути Ефрему**. Но не будет в нем и царство. Впрочем, быть может кто-либо скажет, что и после разрушения Дамаска оказывались некоторые царствовавшие над ним. Так и Павел упоминает, говоря, что в //Дамасце языческий князь Арефы царя искал яти его// [[new:2kor:11:32|(2 Кор. 11:32)]]. Однако слово пророческое представляет очень ясное изображение предмета; потому что **ксему не будет**, говорит, могущественное и славное **царство в Дамасце**, хотя и были после того некоторые местные начальники, или лучше, племенные начальники, не облеченные однако же славою истинного царского достоинства. Итак, **не будет в Дамасце царство**, говорит. Ослабеет вместе с ним и **остаток Сирян**, то есть, весь народ, ему подчиненный, так как Дамаск есть главный город Сирии. Потом самому Дамаску говорит: **неси бо ты лучший от сынов Израилевых, и славы их**. Ибо если, говорит, удела, Мне отделенного, то есть Израильтян, согрешивших против Меня, Я не пощадил, то каким же образом во всяком случае и всячески не потерпишь вреда от войны и сам ты, ничем не лучший Израиля? Ст. 3-4 **Сия глаголет Господь Саваоф. Будет в той день помрачение славы Иаковли, и тучная славы его потрясутся** Иаковом в сих словах именует он рожденных от Иакова, или жившие в Самарии десять колен и половину колена Ефремова, которые на столько удалились от любви к Богу, и от того, чтобы в Нем более полагать надежду спасения, что себе самим слишком доверяли и очень превозносились одною лишь многочисленностью и славою. Таков был нрав их. И об этом нам опять весьма ясно говорит пророк; потому что он сказал о них: //славы их от порождений и болезней и от зачатий//. И затем к сему добавляет: //даждь им Господи: что даси им? даждь им утробу неплодящую, и сосцы сухи// [[old:os:09:11|(Ос. 9:11]]; [[old:os:09:14|14)]]. Итак, **будет**, говорит, **в то время помрачение славы Иаковли**, то есть, мечами неприятелей истреблено будет великое и бесчисленное множество потомков Иакова, которым он и славился и о котором слишком много думал. Но и **тучная славы его потрясутся**, то есть, у них и царство ниспровергнуто будет. Ибо написано в четвертой книге Царств, что когда царствовал Осия (Озия), сын Илы, в Самарии, Салманассар, пришедши, осаждал Самарию в течении целых трех лет, взял ее и Осию (Озию) переселил в Вавилон [[old:4ts:17:start|(4 Цар. 17)]]. Таким образом, под словами: **тучная славы Иакова** могут быть подразумеваемы: царствовавший в то время в Самарии или, быть может, находившиеся во всей стране славные и более других знаменитые, богатством или могуществом превосходившие других и услаждавшиеся роскошью и почестями от всех. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И ксему не будет царство в Дамасце**. Оно будет уничтожено Феглаффелласаром. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И прекратится помощь для Ефрема, и царство от Дамаска и остаток Сирии будет как слава сынов Израиля, говорит Господь воинств** См. Толкование на [[old:is:17:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 17:1]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- См. Толкование на [[old:is:17:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 17:1]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Не станет твердыни Ефремовой и царства Дамасского с остальною Сириею; с ними будет то же, что со славою сынов Израиля, говорит Господь Саваоф** //Твердыни Ефремовой,// т. е. опоры для царства Ефремова или Израильского, какой давно уже служил Дамаск -// Царства Дамасского,// т. е. Дамаск перестанет быть столицею самостоятельного государства - Сирия очутится под властью ассирийцев. //С остальною Сириею.//.. т. е. что останется еще в Сирии (после нашествия ассирийцев), то будет иметь судьбу, одинаковую с судьбою Израильского царства или сынов Израиля, которые были отведены в плен в Ассирию [[old:4ts:17:06|(4 Цар. 17:6)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]