[<10>] ====== Толкование на Ис. 17:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Будет в той день помрачение славы Иаковли, и тучная славы его потрясутся** Так как одни будут убиты вне, другие будут осаждены в городах, а остальные дойдут до крайнего бедствия, так что не сможет помочь ни жрец, ни пророк, ни кто-либо иной. Таким образом ясно, что значит: **«умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощим»**: не сможет помочь ему ни множество, ни телесная сила, ни иное подобное, и останутся весьма немногие, как колосья на полях, после жатвы. Потому Бог возбуждает войну и часто немногочисленным дает победу над многими, чтобы показать, что победа принадлежит не множеству, но могуществу Того, кто по Своей воле побеждает многих и с многими, и с малыми. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Будет в той день помрачение славы Иаковли, и тучная славы его потрясутся** См. Толкование на [[old:is:17:03#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 17:3]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И будет в той день помрачение славы Иаковли,** то есть Самарийского царя и Самарян, надеявшихся на Дамаск.** И тучная плоти его потрясутся**. Этими словами пророк указывает на гордость Самарян, и предсказывает, что гордость их прекратится с уничижением Дамаска. Под словами //тучная плоти// разумеет то, что прежде составляло славу Самарии, теперь же поколеблется. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Прп. Иоанн Дамаскин ===== Ст. 4-8 **И будет в тот день: умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощим. То же будет, что по собрании хлеба жнецом, когда рука его пожнет колосья, и когда соберут колосья в долине Рефаимской. И останутся у него, как бывает при обивании маслин, две -три ягоды на самой вершине, или четыре -пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог Израилев. В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву; и не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала** Подобным образом безумствуют и верующие в идолов, ибо они сделали их своими руками и поклоняются тому, что сделали сами, говоря: «Это наши творцы». Как они могут считать своими творцами то, что само есть творение их же рук? Эти люди оберегают своих идолов, чтобы те не были похищены ворами, а между тем называют их же хранителями своего спасения. До какого безумия нужно дойти, чтобы не понимать, что те, которые не в состоянии помогать и охранять себя, тем паче не в состоянии охранять других. //**О Варлааме и Иоасафе.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И будет в день тот, умалится слава Иакова и тучная плоть его исхудает** Когда, говорит, Дамаск будет взят и перестанет быть городом, и увенчает его такая слава, какая увенчала Израиля, тогда вся сила, тучнейшая плоть, и убежище Иакова исхудает, ибо у него не будет союзников, чтобы опустошать с ними Иерусалим. Мы выше читали, что поднялся Расин царь Сирии и Факей сын Ромелии, царь Израильский на Иерусалим войною и что дому Давидову было возвещено: //сговорились Сирия с Ефремом//, о которых пророк говорит Ахазу: //не бойся и да не страшится сердце твое двух хвостов этих дымящихся головней, — ярости гнева Расина царя Сирийскаго, и сына Ромелиина, что Сирия, Ефрем и сын Ромелии составили наихудший замысел против тебя//. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- Ст. 4-6 После того как с остатком Сирии будет тоже, что некогда было с славою сынов Израилевых, и спасение, по вине их, будет дано язычникам, тогда умалится вся слава Иудеев, которою они были славны во всем мире, и тучная плоть их исхудает, когда они не будут иметь ни пророков, ни знамений и сил, ни присутствия помощи Божией, ни чина священнического: но все тело народа их отощает и обратится в ничто. И тогда как о призвании язычников говорится: //жатва много, делателей же мало// [[new:mf:09:37|(Мф. 9:37)]], они будут собирать бедные остатки жатвы, спасенные апостолами, и весьма редкие колосья не с гор и возвышенных мест, но в долине Рафаим, то есть в ничтожестве буквы. И обрати внимание на то, что //Рафаим//, означающее: //исполины//, обозначает, как выше Ефрем, фарисеев и книжников. Далее, LXX вместо долины Рафаим перевели: долина твердая, чтобы выразить жестокосердие Иудеев. Из ничтожества их спасенные выбираются как колосья в соломе, как кисти, сохранившияся после собирания винограда и как две, три, или четыре, пять маслин после отрясывания оливкового дерева. Ибо когда наступило потрясение народа Иудейского, то та маслина народа Израильского, которая при Моисее имела шестьсот тысяч вооруженных [[old:chis:26:start|(Чис. 26)]] и при Давиде, по исчислению Иоава, безчисленный народ [[old:2ts:24:start|(2 Цар. 24)]], едва могла принести немногие плоды Господу Спасителю: две маслины Павла и Варнаву, и три маслины — Петра, Иакова и Иоанна [[new:act:13:start|(Деян. 13)]], которые и на горе видели преобразившагося Господа [[new:mf:17:start|(Мф. 17)]] и удостоились идти с Господом к дочери начальника синагоги. Четыре же и пять маслин составляют остальные девять апостолов, между которыми Матфей занял место Иуды предателя [[new:act:03:start|(Деян. 3)]], которые конечно по различию дарований, неизвестных нам, разделены на четыре и пять маслин, чтобы указать собою число Евангелий и книг Закона, как проповедники того и другого Завета. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.**// ===== Евсевий Кесарийский ===== Ст. 4-8 **И будет в тот день: умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощим. То же будет, что по собрании хлеба жнецом, когда рука его пожнет колосья, и когда соберут колосья в долине Рефаимской. И останутся у него, как бывает при обивании маслин, две-три ягоды на самой вершине, или четыре-пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог Израилев. В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву; и не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала** Посредством этого ясно предсказывается, что слава Израиля и вся его //тучность// отнимется; только немногие, которых, как //ягоды на маслине,// будет легко пересчитать, будут оставлены. Это будут те из них, которые в Господа нашего уверуют. Соответственно, после сказанного о них, пророчествуется об обращении всего человеческого рода от идольской прелести и о признании Бога Израиля. //**Доказательство в пользу Евангелия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И будет в тот день: умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощим** //Умалится слава Иакова.// Здесь разумеется то же Израильское царство, о котором шла речь в 3-м стихе. //Тучное тело его.// Эти слова указывают на силу и обширность Израильского царства по сравнению с Иудейским. Многолюдные и сильные колена Манассии и Ефрема, около которых сгруппировались остальные израильские роды как одна семья, смотрели на колено Иудино с некоторым презрением, или, быть может, недоверием. Исход из Египта и завоевание Палестины осуществились под предводительством иосифитов... Иисус Навин, Иеровоам - словом сказать, все выдающиеся люди, до Самуила включительно, вышли из этого рода... По смерти Соломона иудейские цари попали некоторым образом в вассальную зависимость от израильских; они, по крайней мере, были принуждены насильственным образом к вступлению с ними в союз, подчинявший их северным властителям... Дом Иосифа в духовном отношении стоял выше колена Иуды, - как, прибавим мы, и в отношении к природным богатствам (//Чемберлен Г. С.//, Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе. СПб. 1906 г., с. 164-166). //**Толковая Библия.**// [<10>]